Статья:

Коронавирусная экономика: кто теряет, а кто зарабатывает на эпидемии?

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(128)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Игнатосян Р.А. Коронавирусная экономика: кто теряет, а кто зарабатывает на эпидемии? // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 35(128). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/128/79424 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Коронавирусная экономика: кто теряет, а кто зарабатывает на эпидемии?

Игнатосян Рустам Аркадьевич
студент, Сочинский государственный университет, РФ, г. Сочи

 

Аннотация. В данной статье рассматривается как сильно повлияла пандемия, вызванная коронавирусной инфекцией, на бизнес всего мира.

 

Ключевые слова: коронавирус, пандемия, эпидемия, экономика, убытки, доходы.

 

Эпидемия коронавируса наносит всему человечеству сдвоенный удар: как заболевание и причина крупнейшего экономического упадка начиная с 2008 года. Тревога на рынках и неуверенность в завтрашнем дне создают колоссальное напряжение для бизнеса. Экономическая ситуация еще сильнее усугубляется ограничивающими мероприятиями, вводимыми государствами по всему миру для того, дабы пресечь дальнейшее развитие этого вируса.

Впрочем, в данной обстановке есть и такие, для кого пандемия-отличный шанс подзаработать, увеличить рынок реализации или отделаться от конкурирующих компаний. Для кого коронавирус возможно обернется разорением, а для кого, напротив, пандемия пойдет на пользу

Кто проигрывает от этой пандемии? От коронавируса пострадали почти все отрасли экономики.

В Китае, в связи с введением карантина, были временно закрыты фабрики и заводы, и объем промышленного выпуска в январе-феврале снизился в среднем на 13,5% — это самый высокий показатель за минувшие 30 лет. Это снижение особенно тревожно, принимая во внимание значение Китая в глобальной экономике — он является вторым по объему ВВП государством и одним из самых крупных экспортеров продукции в мире. Большинство промышленных и инновационных предприятий планеты имеют производственные мощности в Китае. Впрочем, наибольшее влияние на их доходы оказывает не настолько закрытие фабрик и заводов, сколько снижение востребованности их товаров по всей планете.

Фирма Apple, на самом деле, уже оповестила инвесторов о "значительном снижении" своей выручки в первом квартале 2020 года. Они замечают, что потребность в смартфонах и прочем оборудовании компании по всей планете снизилась из-за распространившегося коронавируса. Интернет-гиганты Google и Facebook тоже заявили о потерях. Они связывают этот факт с снижением выручки от рекламы-самого крупного источника прибыли. Конкретные числа пока не названы, так как обстановка с распространением коронавируса все еще развивается.

Эпидемия коронавируса поразила и самых крупных автопроизводителей. Компании, такие как Volkswagen и Fiat Chrysler, также объявили о прекращении работы своих заводов в Странах Европы. Потребность в свежих автомобилях только на территории США в 2020 году возможно снизится на 1,6 млн автомобилей, а автопроизводство во всем мире к концу 2020 года возможно сократится на 16%.

Тем не менее, значительная часть потерь, вызванных пандемией, пришлась на сектор туризма. Из-за сдерживания движения между государствами, закрытия границ и запрета на перевозки промышленность понесла мгновенные убытки.

Только в США компании, которые работают в туристическом секторе, не получат минимум $24 млрд. доходов от иностранных туристов. В Италии — европейском эпицентре эпидемии — ожидают уменьшения количества туристов в 2020 году, по меньшей мере, на 30 миллионов человек, или на 50%.

По данным Всемирного совета по вопросам путешествий и туризма, пандемия коронавируса может привести к исчезновению около 50 миллионов рабочих мест в туристической отрасли. «COVID-19 — это большая угроза всей туристической отрасли, а также тем людям, которые в ней работают, и тем, которые еще хотят путешествовать», — заявили в организации.

Существенные убытки коронавирус нанес и авиаперевозкам. По расчетам аналитиков из компании CAPA, большинство мировых авиаперевозчиков могут не пережить кризис, который вызвала пандемия — они обанкротятся до конца мая, если правительства государств не придумают, как их спасти.

Падение спроса на транспорт, закрытие авиасообщения и границ, а также уменьшение объемов потребления энергоресурсов привело к падению спроса на нефть. Крупнейшие страны-экспортеры «черного золота» планировали ограничить добычу, чтобы предложение нефти отвечало спросу. Однако эти договоренности провалились из-за неуступчивой позиции России.

Как следствие, цены на нефть уже достигли рекордно низких значений за последние 17 лет.

Падение цен на нефть нанесло значительный ущерб энергетическому сектору. За первую неделю после рекордного падения 9 марта крупнейшие энергетические компании потеряли почти $500 млрд капитализации (на столько упала общая стоимость этих компаний на рынке). Кроме этого, рекордно низкие цены на нефть делают ее добычу нерентабельной для некоторых компаний.

Коронавирус вызвал настоящую панику на фондовых рынках. Суммарная стоимость всех акций крупнейших мировых компаний снизилась на триллионы долларов. Из-за непрерывного и существенного падения на биржах уже трижды приостанавливали торги.

Как следствие, теряют средства инвесторы — брокеры, дилеры, а также инвестиционные фонды, банки и страховые компании, которые инвестируют в ценные бумаги.

Инвесторы распродают рисковые активы, среди которых не только акции компаний, но и облигации развивающихся стран. В частности, украинскому Минфину все труднее привлекать средства на покрытие дефицита бюджета: такие ссуды становятся краткосрочными, а проценты по ним растут.

Из-за ограничительных мер, в частности карантина, терпит убытки и сектор услуг. Так, совладелец сети «Планета Кино» Дмитрий Деркач отметил, что его компания может недополучить более 100 млн грн ($3,5 млн) из-за закрытия кинотеатров, а убытки могут достичь десятков миллионов гривен. «Сегодня многим бизнесам пришлось закрыться. Мы закрылись еще на прошлой неделе и уже успели несколько смириться с этим. Ситуация сложная. Многое неизвестно, и пока нет понимания, что будет дальше», — отметил он.

Кто выигрывает от пандемии? Распространение коронавируса привело к уменьшению объемов потребления товаров — как длительного использования, так и повседневных. Не уверенные в завтрашнем дне люди ограничивают свои расходы. Однако некоторым компаниям коронавирус принес дополнительные доходы.

Больше всего от новостей о пандемии выиграли производители гигиенической продукции. Так, в США рекордно вырос спрос на дезинфекторы и санитайзеры для рук — на 1400%, или в 15 раз.

Из-за нехватки этих товаров в штате Нью-Йорк объявили о планах производить собственные дезинфицирующие средства, которые будут называться New York State Clean. Производить их будут, в том числе и тюремные заключенные.

Цены на дезинфекторы в США выросли с $4,5 до $50 за бутылку, но даже несмотря на это, продажи этих средств только в первую неделю марта 2020 года выросли на 470%.

В то же время из-за ограничительных мер люди больше времени проводят у себя дома. Это меняет подход к шопингу и побуждает больше покупать онлайн.

В частности, одна из крупнейших в мире площадок для продажи товаров через интернет, компания Amazon объявила о рекордном увеличении заказов. Для того чтобы была возможность их обработать, компания наймет на работу 100 тысяч новых работников. Более того, работникам, которые уже работают на складах компании, повысили зарплату на $2 в час в США и на 2 фунта стерлингов в час в Британии.

Вырос спрос на электронный шопинг и в Италии. В феврале 2020 года онлайн итальянцы покупали в 1,5-2 раза больше товаров, чем в феврале 2019 года.

Также выросли обороты китайских сервисов доставки. В разгар карантина в Китае они доставляли в среднем на 33% больше товаров своим клиентам, чем обычно.

Консолидированная выручка Yandex N.V. (головная компания группы «Яндекс») в третьем квартале 2020 года составила 58,3 млрд руб., что на 30% выше показателя за аналогичный период прошлого года. Об этом говорится в сообщении компании по ежеквартальной отчетности «Яндекса». Скорректированная чистая прибыль компании выросла на 11% и составила 7,6 млрд руб., скорректированный показатель EBITDA также увеличился на 8%, 15,1 млрд руб.

Таблица.

Обзор ключевых консолидированных финансовых показателей

 

Доля «Яндекс.Такси» в общей выручке холдинга продолжает расти, в третьем квартале она достигла 31% (30% во втором квартале 2020 года). Консолидированная выручка этого сегмента выросла на 58% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигла 18,6 млрд руб., а число поездок выросло на 24%. Выручка «Яндекс.Драйв» также выросла на 28% и достигла 2,7 млрд руб.

«Рост выручки, относящейся к сегменту такси, обусловлен ростом фудтех-направления и высокими результатами входящих в него сервисов «Яндекс.Лавка» и «Яндекс.Еда», а также успехами сервиса онлайн-заказа такси, в частности ростом числа поездок и развитием сервиса онлайн-заказа такси для бизнеса», — указано в одном из сообщении компании.

Выручка медиасервисов «Яндекса» (включая «Кинопоиск») увеличилась на 92%, ее объем составил 1,8 млрд руб. Число пользователей по сравнению с третьим кварталом 2019 года выросло на 121% и достигло 5,6 млн пользователей. Выручка «Яндекс.Маркет» составила 6,9 млрд руб., что на 16% выше показателя за аналогичный период 2019 года.

Рекламная выручка «Яндекса», которая является основным источником дохода холдинга, составила 28 млрд руб., что на 12% выше аналогичного показателя прошлого года. При этом в компании подчеркнули, что доля нерекламной выручки впервые составила 43%. Во втором квартале 2020 года она достигла 40%, а в тот же период 2019 года этот показатель находился на уровне 30%.

Невозможность сходить в кинотеатры повлияла на разные стриминговые сервисы. Самый большой из них, Netflix, в связи с карантином ожидает рост числа подписчиков на 7 миллионов.

Однако эти цифры могут быть обманчивыми, считают в Forbes. Там отмечают, что карантин и радикальные меры, которые вводят правительства во всем мире, приведут к падению количества подписчиков Netflix за пределами США. Стриминговий сервис люди сочтут чем-то вроде роскоши, от которой будут отказываться в первую очередь, когда почувствуют финансовые проблемы.

В то же время прибыль Netflix не зависит от количества времени, которое его подписчики проводят перед экраном, ведь за пользование сервисом предусмотрена фиксированная ежемесячная плата, а не плата за просмотр каждого конкретного фильма или сериала.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что во время пандемии свой заработок увеличили компании, которые работали онлайн, очень популярным способом проведения досуга у людей стало просматривание фильмов и сериалов онлайн, что вызвало рост прибыли у стриминговых сервисов.

 

Список литературы:
1. РосБизнесКонсалтинг (РБК). Как карантин привел Netflix к рекордному росту прибыли и подписчиков. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://style.rbc.ru/impressions/5ea018199a7947f76532c7f8 (дата обращения 21.10.2020)
2. Амазон на миллион. Как на моих глазах меняется рынок Amazon из-за короновируса Covid-19. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://amzmln.com/stati/prodazha-na-amazon/rost-prodazh-iz-za-koronovirusa-covid-19-na-amazon/ (дата обращения 20.10.2020)
3. Московская Биржа. Коронавирус и фондовый рынок: как пандемия повлияла на работу бирж [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://place.moex.com/useful/koronavirus-i-fondovij-rynok (дата обращения 21.10.2020)
4. Российский совет по международным делам (РСМД). Влияние коронавируса на нефтяной рынок [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/vliyanie-koronavirusa-na-neftyanoy-rynok/ (дата обращения 21.10.2020)
5. Яндекс. Яндекс объявляет финансовые результаты за III квартал 2020 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://yandex.ru/company/press_releases/2020/2020-10-28 (дата обращения 28.10.2020)