Статья:

К вопросу об организации обращения с твёрдыми коммунальными отходами в регионе

Конференция: CXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Ефремов В.К. К вопросу об организации обращения с твёрдыми коммунальными отходами в регионе // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(119). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/9(119).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

К вопросу об организации обращения с твёрдыми коммунальными отходами в регионе

Ефремов Владимир Константинович
магистрант, Оренбургский государственный университет, РФ, г. Оренбург
Саморуков Анатолий Александрович
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Оренбургский государственный университет, РФ, г. Оренбург

 

ON THE ORGANIZATION OF SOLID MUNICIPAL WASTE MANAGEMENT IN THE REGION

 

Vladimir Efremov

Master's student,  Orenburg State University, Russia, Orenburg

Anatoly Samorukov

Research Supervisor, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Orenburg State University, Russia, Orenburg

 

Аннотация. В статье описаны проблемы нарастания объемов отходов производства и потребления, приведен анализ существующей ситуации в сфере обращения с отходами в Оренбургской области.

Abstract. The article describes the problems of increasing the volume of production and consumption waste, and analyzes the current situation in the field of waste management in the Orenburg region.

 

Ключевые слова: твердые коммунальные отходы, национальный проект, региональный проект, экология, система обращения.

Keywords: solid municipal waste, national project, regional project, ecology, management system.

 

Одной из проблем современного общества является нарастание объемов отходов производства и потребления. Темпы роста образования отходов опережают их переработку, обезвреживание и утилизацию [1].

По данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области, к началу 2021 года на территории Оренбургской области накоплены 1286,2 млн. тонн отходов. Большая часть образованных и накопленных отходов представлена отходами V класса опасности, представляющих собой отходы, образующиеся при добыче полезных ископаемых. В значительной степени образование и накопление отходов связаны с осуществлением производственной деятельности крупных промышленных предприятий различных отраслей хозяйственной деятельности, в частности - с добычей полезных ископаемых [5].

Большая часть образованных и накопленных отходов представлена отходами V класса опасности (1228,392 млн. тонн), представляющими собой отходы при добыче полезных ископаемых (скальные, полускальные, рыхлые вскрышные породы, слабоминерализованные породы околорудной зоны). В значительной степени объемы образования и накопления отходов в области связаны с осуществлением производственной деятельности крупных промышленных предприятий различных отраслей хозяйственной деятельности, в частности, с добычей полезных ископаемых.

Более всего накоплено отходов за весь срок эксплуатации месторождений на отвалах АО «Оренбургские минералы» - более 635,227 млн. тонн; ПАО «Гайский горно-обогатительный комбинат» - свыше 456,371 млн. тонн; ЗАО «Ормет» - 172,950 млн. тонн. Немалая доля накопленных отходов приходится на предприятия металлургического комплекса. Так на объектах размещения отходов АО «Уральская сталь» по состоянию на 31.12.2018 накоплено более 491199,7 тонн [3].

В 2018 году образовалось 54,665 млн. тонн отходов производства и потребления, в том числе: отходы I класса опасности для окружающей природной среды - 0,0000429 млн. тонн; отходы II класса опасности - 0,0005169 млн. тонн; отходы III класса опасности - 0,2494 млн. тонн; отходы IV класса опасности - 2,550 млн. тонн; отходы V класса опасности - 51,8653 млн. тонн.

Значительное количество отходов образуется в результате хозяйственной деятельности: ПАО «Гайский горно-обогатительный комбинат» (45,8 % от всех образовавшихся в 2018 году отходов, или 25,0876 млн. тонн); АО «Оренбургские минералы» (22,4 %, или 12,229 млн. тонн); ЗАО «Ормет» (22,3 %, или 12,2107 млн. тонн); на долю остальных предприятий приходится 9,5 % [3].

Из общего количества образовавшихся в 2018 году отходов производства и потребления утилизировано и обезврежено всего 29 %.

На территории Оренбургской области образуются около 800 тыс. тонн ТКО в год.

С одной стороны, накопление отходов приносит огромный экологический, экономический и социальный ущерб.

С другой стороны, отходы могут являться источником вторичных материальных ресурсов (бумаги, картона, металлов черных и цветных, текстиля, стекла, кожи, резины, пластмассы, полиэтилена).

Основной объем образующихся в Оренбургской области ТКО и отходов, подобных коммунальным, размещается без предварительной сортировки. В г. Оренбурге действует мусоросортировочный комплекс по обработке ТКО, поступающих от жителей и промышленных предприятий.

В государственный реестр объектов размещения отходов внесены 59 объектов, расположенных в Оренбургской области, в том числе 11 полигонов ТКО (г. Оренбург, г. Орск, г. Бузулук, г. Гай, г. Соль-Илецк, г. Медногорск, г. Ясный, г. Бугуруслан, пос. Новосергиевка, с. Курманаевка, пос. Новоорск). На территориях муниципальных районов Оренбургской области находятся 28 несанкционированных свалок, подлежащих рекультивации, а также 772 поселковые свалки, подлежащие ликвидации [5].

Ниже представлена схема движения ТКО в Оренбургской области.

 

Рисунок 1. Схема движения ТКО в Оренбургской области

 

Анализ существующей ситуации в сфере обращения с отходами на территории Оренбургской области позволил выделить ряд проблем:

  • наличие несанкционированных объектов размещения ТКО и их функционирование с нарушениями природоохранного законодательства;
  • неэффективность системы накопления, сбора и удаления отходов на территориях ряда муниципальных образований Оренбургской области вследствие значительного износа технической инфраструктуры, используемой в сфере обращения с отходами;
  • низкая экологическая культура населения Оренбургской области по причине недостаточной информированности о необходимости раздельного накопления компонентов ТКО и способах их вторичного использования;
  • отсутствие системы раздельного накопления и сбора ценных компонентов ТКО (в том числе отходов от использования товаров) и их переработки;
  • сокращение срока эксплуатации полигонов ТКО, увеличение объемов отходов, поступающих на захоронение, потеря ценных вторичных материальных ресурсов и загрязнение окружающей среды;
  • необходимость ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе свалок ТКО, и земель, нарушенных в результате эксплуатации свалок.

Единственным способом сокращения потока отходов на объекты их захоронения является масштабное и своевременное выделение (сортировка) из ТКО ресурсов, пригодных для вторичного использования, строительство мусоросортировочных комплексов и заводов по переработке ТКО.

Все эти действия требуют создания комплексной системы обращения с отходами, в том числе с ТКО, на территории Оренбургской области. Именно поэтому вопрос по совершенствованию организации обращения с твердыми бытовыми отходами на территории Оренбургской области остаётся актуальным.

На сегодняшний день  Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области в целях обеспечения достижения целей, показателей и результатов федерального проекта «Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами» реализуется региональный проект «Комплексная система обращения с ТКО (Оренбургская область) [3].

Между руководителями федерального и регионального проектов заключено соглашение:

  • о реализации регионального проекта «Комплексная система обращения с ТКО (Оренбургская область)» на территории Оренбургской области от 13.02.2019 № 051-2019-G20069-1»;
  • дополнительное соглашение к Соглашению о реализации регионального проекта «Комплексная система обращения с ТКО (Оренбургская область)» на территории Оренбургской области от 03.02.2020 № 051-2019-G20069-1/1.
  • дополнительное соглашение к Соглашению о реализации регионального проекта «Комплексная система обращения с ТКО (Оренбургская область)» на территории Оренбургской области от 12.05.2020 № 051-2019-G20069-1/2.

В 2021 году осуществились ряд мероприятий регионального проекта «Комплексная система обращения с ТКО (Оренбургская область)».

Приказом МПР Оренбургской области от 21.05.2020 г. №237 утверждена инвестиционная программа ООО «ЭкоСпутник» [6].

Между Минприроды России и МПР Оренбургской области заключено соглашение от 18.06.2020 г. № 051-17-2020-045 о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации для реализации мероприятий по финансовому обеспечению расходов, связанных с обеспечением непрерывной работы региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами».

В соответствии с соглашением от 24.07.2020 г. №10-2020-02974 региональному оператору по обращению с ТКО в Оренбургской области (ООО «Природа») предоставлена субсидия на обеспечение деятельности по оказанию коммунальной услуги населению по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно государственному контракту от 11.08.2020 г. № 03-21/115 ООО «Большая Тройка» проводятся работы по корректировке территориальной схемы обращения с отходами Оренбургской области с актуализацией автоматизированной информационной системы «Электронная модель территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами».

 

Список литературы:
1. Вершинина И.А., Мартыненко Т.С. Проблемы утилизации отходов и социально-экологическое неравенство // Экология и промышленность России. 2019. Т. 23. № 5. С. 52-55.
2. Госпрограмма «Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 г» (утв. Президентом РФ от 30 апреля 2012 г. № Пр-1102). ‒ URL: http:base.garant.ru/70169264/.
3. Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды в Оренбургской области в 2018 году. Оренбург, 2018 год. ‒ URL: https://mpr.orb.ru/news/pfdthityf.
4. Паспорт национального проекта «Экология». Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16). ‒ URL: https://www.mnr.gov.ru/activity/directis.
5. Постановление Правительства области от 20.08.2010 № 551-пп. Стратегия развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года. ‒ URL: http://www.orenburg-gov.ru/strateg/2030/.
6. Приказ МПР Оренбургской области от 21.05.2020 №237 Об утверждении инвестиционной программы ООО «ЭкоСпутник» в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами по модернизации мусоросортировочного комплекса г.Оренбурга на 2020-2021 гг. ‒ URL: https://beta-mpr.orb.ru/documents/active_docs/.
7. Обоснование выбора оптимального способа обезвреживания твердых бытовых отходов жилого фонда в городах России. Доклад Общественного совета при Росприроднадзоре Министерства природных ресурсов и экологии РФ. ‒ URL: http://rpn.gov.ru/node/6481.
8. Указ Президента РФ от 19 апреля 2017 г. № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года». ‒ URL: https://base.garant.ru/71659074/.