УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Секция: Экономика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
LXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Местное самоуправление осуществляется населением в разных организационных формах, в соответствии с положением Конституции Российской Федерации. Совокупная система данных организационных форм формирует целостную, единую систему местного самоуправления, которая ограничена границами определенного местного самоуправления, и помогает решить вопросы местного значения. У органов местного самоуправления, в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ, локальными документами, есть свои полномочия, права, обязанности и компетенции. В их обязанности входит: управление имуществом муниципального образования, утверждение, формирование и исполнение бюджета муниципального образования, занимаются сбором местных налогов и сборов, охраняют общественный порядок, и решают другие вопросы, так или иначе связанные с социально-экономическим развитием муниципального образования. Для того, чтобы качественно и эффективно выполнять данные обязательства в условиях макроэкономической нестабильности, необходима четко налаженная система управления, которая к тому же должна оперативно корректироваться [6]. И, в первую очередь, – это система управления финансовыми ресурсами. Финансовые ресурсы муниципального образования – это совокупность денежных средств, которые имеются у органов местного самоуправления, для решения задач, которые поставлены перед ними. Сегодня в этой сфере особенно важно внедрение электронных банковских услуг [7], всего того, что называется цифровизацией [8]. С.И. Лушина «В настоящее время муниципальные финансы формируются из трех основных источников:
1. Государственные средства, передаваемые органам местного самоуправления органами государственной власти в виде источников доходов и прав, предусмотренных законодательством;
2. Заемные средства или муниципальный кредит;
3. Собственные средства муниципального образования, создаваемые за счет деятельности органов местного самоуправления (доходы от использования муниципальной собственности, плата за услуги)» [1, с. 516].
Именно от того, в каком соотношении находятся эти источники друг с другом, напрямую зависит уровень самостоятельности муниципального образования. Если у муниципального образования преобладает первый или второй источник, то это означает, что данное муниципальное образование находится в зависимости от государства или кредитных учреждений. В таком случае, целевое направление денежных средств именно на нужды и решение проблем населения будет минимальным. Для повышения уровня самостоятельности, муниципальное образование должно стремиться к росту третьего источника – собственных средств. Любое муниципальное образование стремится к тому, чтобы не только увеличивать свои собственные средства, но и использовать их наиболее эффективно. Это означает минимизацию расходов и увеличение доходов муниципального образования [9].
Г.Б. Поляк выделяет: «Совокупность целей и методов эффективного использования финансовых ресурсов муниципального образования в интересах населения составляет суть муниципальной финансовой политики» [2, с. 200].
Цели и основные инструменты муниципальной финансовой политики представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Цели и инструменты муниципальной финансовой политики
Главными, приоритетными задачами муниципального образования является:
- обеспечение финансовыми средствами исполнения своих функций;
- эффективное и устойчивое социально-экономическое развитие;
- возможность исполнения муниципальным образованием полномочий, возложенных на него государством.
В связи с этими задачами, выделяется система целей муниципальной финансовой политики, достижение которых в своей деятельности должно добиться муниципальное образование.
По М.А. Гузееву: «Отдельные методы и инструменты достижения этих целей: Бюджетный процесс в муниципальном образовании — это деятельность органов местного самоуправления по составлению и рассмотрению проекта муниципального бюджета, его утверждению, исполнению и контролю за исполнением» [3, с. 45].
От того, насколько эффективна организация бюджетного процесса в муниципальном образовании, зависит привлечение дополнительных источников финансирования и обеспечение наиболее экономного расходования средств бюджета. Бюджетный процесс осуществляется самим муниципальным образованием, а вот регулируется Бюджетным кодексом РФ и другими нормативно-правовыми актами. В каждом муниципальном образовании утверждается локальный документ – положение о бюджетном процессе, которые регламентируют порядок и сроки разработки, утверждения, исполнения, контроля и отчетности об исполнении бюджета. Администрация муниципального бюджета разрабатывает и утверждает проект местного бюджета. Рассмотрение бюджета в представительном органе обычно происходит в два или три этапа (чтения). Дворядкина Е.Б. «Если к началу финансового года бюджет не будет утвержден, то финансирование бюджетных расходов осуществляется ежемесячно в размере 1/12 фактических расходов бюджета предыдущего года. Поскольку этот порядок существенно осложняет процесс финансирования, администрация и представительный орган заинтересованы в том, чтобы преодолеть разногласия и утвердить бюджет к началу финансового года» [4, с. 950].
Также администрация и исполняет утвержденный проект бюджета. При исполнении администрация должна придерживаться строгой бюджетной росписи по статьям расходов, которая должна в дальнейшем доводиться до сведения распорядителей и абсолютно всех получателей бюджетных средств. Как выделяет Е.М. Джурбина: «В процессе исполнения бюджета может возникнуть необходимость в перераспределении бюджетных средств по статьям расходов. В положении о бюджетном процессе должно быть указано, в каких пределах администрация имеет право производить такое перераспределение самостоятельно. В случае превышения этого предела администрация должна внести на утверждение представительного органа предложения о внесении изменений в утвержденный бюджет. Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение ожидаемого объема поступлений в бюджет не более чем на 10 %, администрация вправе ввести режим сокращения расходов бюджета (секвестр). Если снижение доходов составляет более 10 % от утвержденной суммы, администрация вносит в представительный орган предложения о внесении изменений в бюджет» [5, с. 18]. Один раз за квартал (не менее и не более) администрация муниципального образования представляет на рассмотрение органов исполнительной власти все сведения о том, как исполняется проект бюджета. Для того, чтобы осуществлять непосредственный контроль за исполнением бюджета, создается контрольный орган муниципального образования, которые в случае выявления ошибок или нарушений, информирует об этом представительный орган. Именно в представительный орган должна предоставить администрация годовой отчет об исполнении бюджета. Все это происходит в сроки, которые официально утверждены бюджетным процессом. Если при проверке, представительный орган находит ошибки или нарушения, то он может не принять данный годовой отчет. В этом случае представительный орган обращается в прокуратуру или иные правоохранительные органы, для того, чтобы они проверили факт нарушения бюджетного процесса и привлекли виновных в этом лиц к ответственности. Таким образом, управление финансовыми ресурсами муниципального образования является одним из главнейших элементов системы управления социально-экономическим развитием. Выделенные нами приоритетные задачи органов местного самоуправления со временем подвергаются все большим изменениям. В связи с этим должны меняться и методы и подходы к управлению финансовыми ресурсами муниципального образования, его инструменты. Средства, выделяемые государством для деятельности муниципального образования, должны использоваться наиболее эффективно, согласны определенным правилам и должны быть открыты и доступны для населения. Следует подчеркнуть, что управление финансовыми ресурсами на местном уровне имеет свою специфику, которую необходимо учитывать в процессе управления доходами и расходами муниципального образования.