ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Секция: Экономика
XLIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ENSURING ECONOMIC SECURITY IN THE SPHERE OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY
Elvina Valieva
Student, Kazan State Power Engineering University, Russia, Kazan
Lilia Gumerova
Student, Kazan State Power Engineering University, Russia, Kazan
Ekaterina Khusainova
Scientific adviser, Candidate of Economic Sciences, Docent, Kazan State Power Engineering University, Russia, Kazan
Аннотация. в статье раскрываются элементы экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности, после тщательного анализа всех компонентов, которые определяют его уровень в целом.
Abstract. The article reveals the elements of economic security in the sphere of foreign economic activity, after a thorough analysis of all the components that determine its level as a whole.
Ключевые слова: экономическая безопасность, внешнеэкономическая деятельность, угрозы, риски, бизнес.
Keywords: economic security, foreign economic activity, threats, risks, business.
В настоящий момент вопросы обеспечения экономической безопасности во внешнеэкономической деятельности, особенности в условиях введения экономических санкций интересуют, как исследователей, так и руководства крупных организаций.
Рассматривая экономическую безопасность во внешней сфере, в первую очередь обращают внимание на основы таможенно-тарифного регулирования.
Таможенно-тарифное регулирование определяют как комплекс различных форм влияния государства на внешнем рынке организации, которое основывается на применении специфических процедур, правил и пошлин.
Установление и выбор тарифов может применяться системно и включает в себя формы прямого и косвенного воздействия на стоимость товаров. В случае прямого влияния осуществляется административное вмешательство власти при установлении, корректировки ставок, государственное участие при создании структурных уровней, правил установления цен.
Косвенное регулирование в таможенно-тарифной области представляет собой воздействие не на нормы, а на ряд факторов, влияющих на них. В большей степени это приводит к расширению предложения товаров, регулирования доходов населения и налогов на ввозимые и вывозимые товары. Целью ставится корректировка рыночной конъюнктуры, создание определенных финансовых условий, установления налоговых и валютных операций, а в общем - определение эффективного соотношения между спросом и предложением. Косвенные методы воздействуют на таможенные правоотношения прямо и косвенно, при этом обладая безадресным характером [4].
Правовая основа обеспечения безопасности экономики в сфере внешнеэкономической деятельности базируется в основном законодательно, регламентирующее единые принципы в обеспечении государственной и региональной безопасности. Единые нормативные документы координируют как взаимоотношения субъектов в целях обеспечения экономической безопасности, но и все финансово-хозяйственное состояние [5].
Выделяют четыре вида внешнеэкономической деятельности: внешнеторговая деятельность, международное инвестиционное сотрудничество; международная производственная кооперация и валютные и финансово-кредитные операции.
Внешнеторговой деятельностью является предпринимательская деятельность, осуществляемая на этапе международного обмена продукцией, услугами, работами. Отдельные ученые считают, что в данной деятельности обеспечивается также и информационный обмен, сотрудничество в интеллектуальной деятельности.
В инвестиционной деятельности на мировом рынке такого рода сотрудничество является эффективным способом осуществления ВЭД. Оно характеризует взаимное сотрудничество национальных и иностранных предприятий, причем основным условием обязательно считается соединение финансового, научного и производственно-технического капитала.
Международная производственная кооперация (МПК) в структуре ВЭД организаций - это взаимное сотрудничество между иностранными организациями в разных сторонах, но должным образом определяющееся между собой процессами технологического трудового разделения.
Валютные и финансово-кредитные операции не считаются в прямом смысле отдельным видом ВЭД, но они сопровождают практически каждую внешнеторговую сделку через финансовые обязательства, посредством конкретных форм расчетов, в том числе валютных операций, реализуемых для целей страхования рисков курсовых потерь [6].
Основными контрагентами внешнеторговой деятельности являются как резиденты, так и нерезиденты. Во внешнеторговой деятельности могут участвовать организации, лица, зарегистрированные как индивидуальные предприниматели, отдельно физические лица, в любом сочетании отражающие сделки купли-продажи, связанные с перемещением продукции, работ, услуг посредством таможенной границы страны. Все участвующие в этой цепочке оперируют понятиями, отраженными в разных нормативных актах, в том числе и в таможенном законодательстве.
Составными элементами внешнеэкономической деятельности считаются: экспорт, импорт, внешняя торговля услугами (работами), интеллектуальной собственностью,
Процесс обеспечения внешнеэкономической безопасности должен проводиться, учитывая ее специфику и направления гарантий. В связи с этим должны быть обоснованы конструктивные организационные методы, реализованные с помощью следующих действий:
-анализировать рациональность внешнеэкономической среды государства, как основного фактора ее развития экономики;
-охарактеризовать уровень воздействия итогов внешнеэкономической деятельности на индикаторы социально-экономического развития государственной системы страны;
- выявить пограничные значения показателей безопасности экономики;
-определить более опасные угрозы внешней среды, выделить направления для быстрого реагирования и их последующей нейтрализации в стратегическом плане. Оценивая данные угрозы, нужно применять всю системность показателей, поскольку есть и специальные индикаторы, свидетельствующие о существовании или отсутствии внешнеэкономических угроз.
Систематизация внешнеторговых угроз в области экономической безопасности формируется исходя из степени организационной открытости, источника возникновения; уровня сформированности; сферы существования; объему объекта; виду ущерба; причинам возникновения и перспективам прогнозирования.
Основными критериями анализа угроз внешнеэкономической безопасности отдельных организаций выделяются такие показатели, как доля выручки от экспортно-импортных операций в общем объеме доходов предприятия, доля поставок по импорту оборудования, материалов и комплектующих изделий, используемых для производства готовой продукции.
Таким образом, выделяется множество индикаторов и критериев экономической безопасности во внешнеэкономической деятельности. Оценивая уровень внешнеэкономической безопасности организаций, можно использовать похожие показатели, несмотря на то, что установить приграничные значения для них сложнее, так как отдельные отрасли, виды деятельности, группы товаров значительно влияют на оценку уровня экономической безопасности. В связи с этим большой интерес представляет анализ и оценка показателей экономической безопасности организаций в сфере внешнеэкономической деятельности.