Статья:

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ

Конференция: CCVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Ляховая А.А. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 17(208). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/17(208).pdf (дата обращения: 27.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ

Ляховая Анастасия Алексеевна
студент, Южно-Российский институт управления- филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, РФ, г. Ростов-на-Дону
Филимонцева Елена Михайловна
научный руководитель, Южно-Российский институт управления- филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

THE CURRENT STATE OF CURRENCY REGULATION IN RUSSIA UNDER THE CONDITIONS OF SANCTIONS

 

Anastasia Lyakhovaya

Student, South Russian Institute of Management - branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Russia, Rostov-on-Don

Elena Filimontseva

Scientific adviser, South Russian Institute of Management - branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Russia, Rostov-on-Don

 

Аннотация. Данный текст отражает меры, предпринятые для валютного регулирования и обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в свете проводимых США, ЕС и других стран «недружественной» политики по отношению к России. Приняты ряд Указов Президента, среди которых запрет на вывоз капитала из страны в размере свыше 10 тыс. долларов США, а также изменение валюты платежей по поставкам газа в страны ЕС и другие «недружественные» страны на российский рубль. Статья дополнительно описывает комплекс мер, направленных на поддержку реального сектора экономики, балансирование бюджета и принятие ответных мер на недружественные действия со стороны отдельных стран. Также, в статье рассматриваются меры по расчету обязательств в рублях юридических лиц.

Abstract. This passage details the steps implemented to regulate currency and safeguard the economic stability of the Russian Federation due to what is perceived as hostile policies by the USA, EU, and other nations towards Russia. Various Presidential Decrees have been announced, one of which restricts the amount of capital that can be exported from the country to $10,000 and the payment currency for gas supplies to the EU and other "unfriendly" countries has been switched to Russian rubles. Additional measures outlined in the article aim to nurture the actual economy, maintain budgetary balance, and counteract the unfriendly moves of specific foreign countries. Other provisions in the text contemplate how legal entities can calculate their debts in rubles.

 

Ключевые слова: валютное регулирование, экономическая безопасность, валюта, рубль, недружественные действия, капитал.

Keywords: currency regulation, economic security, currency, ruble, unfriendly actions, capital.

 

Валютное регулирование — это система экономических мероприятий, направленных на регулирование обращения иностранной валюты и валютных операций национальной валюты в стране. Это может включать в себя установление курса национальной валюты, лицензирование операций с иностранной валютой, установление ограничений на перемещение капитала, контроль над валютными резервами и другие меры. Валютное регулирование используется для достижения экономических целей государства, таких как стабилизация национальной валюты, контроль инфляции, улучшение торгового баланса, привлечение инвестиций и т.д.

Современное состояние валютного регулирования в России в условиях санкций характеризуется рядом особенностей. Одной из таких особенностей является ограничение доступа к международным финансовым рынкам и увеличение потока капитала из России. В этих условиях центральный банк России принимает меры для обеспечения стабильности национальной валюты, контроля инфляции и обеспечения доверия к российской финансовой системе. [10]

Страна столкнулась с серьезными изменениями на рынке валют в текущем году, спровоцированными враждебными действиями со стороны некоторых стран и международных организаций, которые ввели санкции против России. В этой ситуации правительство РФ предпринимает меры для защиты экономической стабильности страны и безопасности ее граждан, используя меры, предусмотренные в валютном законодательстве.

Указ № 79, подписанный президентом России, был направлен на борьбу с недружественными действиями со стороны США и их союзников. Одним из принятых мер, закрепленных в указе, является обязательность экспортеров продавать 80% своей валютной выручки, полученной с 1 января 2022 года, и вносить иностранную валюту на зарубежные счета.

Экономическое регулирование привело к позитивным результатам: была укреплена позиция рубля, обеспечено стабильное предложение иностранной валюты на внутреннем рынке, удовлетворены потребности импортёров и жителей, и предотвращен избыточный востребования валюты.

Кроме того, подписанный президентом документ вводит запрет для российских граждан и компаний на перевод валюты за границу для погашения займов и зачисления её на зарубежные счета с 1 марта.

Следующей ограничительной мерой является Указ Президента РФ от 1 марта 2022 г. № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности РФ». В соответствии с Указом, для совершения инвестиционных сделок с ценными бумагами и недвижимым имуществом требуется разрешение от комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ.

В марте 2022 года был установлен порядок исполнения обязательств должниками-резидентами по кредитам, займам и финансовым инструментам перед иностранными кредиторами из недружественных стран, в соответствии с Указом Президента РФ № 95. Если общая сумма обязательств субъектов РФ, муниципальных образований и резидентов составляет более 10 миллионов рублей за календарный месяц (или эквивалент в иностранной валюте по курсу Банка России), то они могут исполнять их только в рублях в соответствии с законодательством.[8]

В соответствии с дополнительным Указом Президента РФ, Банку России предоставлено право установить максимальную сумму операций, связанных с выполнением следующих действий:

- перевода в зарубежные счета, принадлежащие нерезидентам из стран, которые не дружественно настроены к России, на счета других нерезидентов, которые не являются иностранными лицами из этих недружественных стран;

- перевода с зарубежных счетов, не принадлежащих иностранным лицам из стран с недружественным статусом, на счета, открытые в этих странах;

- перевода денежных средств, включая электронные, принадлежащих нерезидентам из недружественных стран, на другие иностранные счета, которые не являются иностранными лицами из недружественных стран, без открытия счетов;

- перевода денежных средств (включая электронные), полученных от нерезидентов, не являющихся иностранными лицами из "недружественных" стран, на банки и финансовые организации, находящиеся в таких странах, без открытия счетов;

- покупки валюты на внутреннем валютном рынке РФ для юридических лиц, не являющихся резидентами;

- предоставления возможностей отказаться от обязательной продажи иностранной валюты участникам внешнеэкономической деятельности только в конкретных случаях.

Только до конца 2022 года Банк России может разрешать резидентам вкладывать средства в доли и паи уставного капитала юридических лиц-нерезидентов. Ограничительные меры для валютных обязательств по договорам банковских счетов (вкладов), заключенным между кредитными организациями из "недружественных" стран по отношению к России, действуют до 1 сентября 2022 года. Юридические лица-резиденты могут считать свои обязательства исполненными правильно, если платежи осуществляются в рублях.

Если участники компаний-резидентов РФ, таких как ООО, хозяйственных товариществ и производственных кооперативов, связаны со странами, не являющимися дружественными России, то согласно указу Президента РФ №254 от 4 мая 2022 года, такие компании должны временно изменить порядок выплаты прибыли. Если было принято решение выплатить прибыль, то она должна быть перечислена иностранным кредиторам через специальный счет в рублях. Если компания не выполнила порядок выплаты дивидендов, то ее может попросить Банк России и Министерство Финансов дать согласие на продолжение работы.

Указом №254 были сокращены ограничения, которые были прежде введены. Теперь компаниям уже не нужно получать разрешение на:

- продажу недвижимости гражданами "недружественных" государств через счет типа "С" в рублях;

- совершение сделок по долевому строительству многоквартирных домов и другой недвижимости, если в них участвуют иностранные лица, связанные с "недружественными" государствами, или российские юридические лица, которые находятся под контролем таких иностранных лиц.

- если иностранные лица, связанные с "недружественными" государствами, или российские юридические лица, которые контролируются такими иностранными лицами, участвуют в сделках по долевому строительству, то они могут приобрести право собственности на квартиры в многоквартирных домах и другую недвижимость.

- возможно приобретение дополнительных акций и облигаций российских юридических лиц иностранными лицами, связанными с "недружественными" государствами. При этом оплата должна производиться в рублях.

- иностранные лица, связанные с "недружественными" государствами, не имеют права на приобретение более 25% акций уставного капитала российских юридических лиц.

- допустимость безвозмездных сделок, на которые влияет законодательство о семье, в рамках которых осуществляется передача прав на недвижимость между супругами или родственниками.

Этот пакет мер был введен с целью предотвратить отток капитала из страны, укрепить рубль и обеспечить экономическую стабильность. Благодаря этим действиям наблюдается некоторое улучшение на валютном рынке, что позволяет постепенно смягчать контроль. [9]

В соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ установлен контроль за репатриацией валютной выручки в РФ в соответствии с условиями валютных контрактов. Однако в условиях санкций выполнять эту обязанность становится трудно для компаний, занимающихся внешнеторговыми операциями.

Указ № 529, подписанный президентом 08.08.2022 года, дает бизнесу право не возвращать валютную выручку и проводить валютные операции через неуполномоченные банки.

Постановление Правительства РФ от 26.12.2022 года № 2433, фактически разрешает получение валютной выручки и возвратов по займам и авансам в наличной форме.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства № 2433 от 26.12.2002 года, резиденты могут производить расчеты наличными деньгами, получая как иностранную, так и российскую валюту в соответствии с условиями внешнеторговых соглашений, а также возмещение авансовых платежей за невыполненные услуги, непоставленные товары и т.п., включая компенсации на основании условий займов от резидентов и нерезидентов. [7]

Ранее, расчеты наличными по экспортно-импортным контрактам были запрещены, однако, Постановление Правительства РФ № 2433 от 26.12.2022 года отменило данный запрет. Далее следуют некоторые варианты использования наличных средств.

  1. Эти инвестиции могут быть использованы для оплаты расходов, связанных с международной торговлей. Но при этом средства не будут переводиться на счета, открытые в зарубежных банках или на счета резидентов, открытые в специально уполномоченных банках.
  2. Перевести деньги на зарубежный счет в качестве предоплаты за будущие импортные поставки.
  3. Ввезти наличные на территорию РФ, прошедшие процедуру декларирования. В течение 30 рабочих дней после ввоза наличных на территорию РФ или их получения от нерезидента на территории РФ, необходимо выполнить следующие действия.

Продав наличную валюту любому банку по курсу ЦБ на момент продажи, можно получить выручку в российских рублях, которую можно зачислить на свой счет в уполномоченном банке.

Если необходимо, можно внести любые суммы наличных денег в кассу предприятия, без ограничений по сумме. Все операции с наличной валютой должны быть оформлены с учетом законодательства той страны, где она была получена, и предоставлены в уполномоченный банк с уникальным номером контракта.

Ввоз наличной валюты на территорию России - сложный вариант, который не решает основной проблемы, связанной с проведением транзакций с иностранными поставщиками, поскольку они могут быть непроходимыми. Согласно постановлению, резиденты обязаны предоставить в уполномоченный банк документы и информацию не позднее, чем через 45 рабочих дней после проведения расчетов с нерезидентом в наличной иностранной валюте или в российской валюте. [8]

Эти документы должны подтверждать расчеты в наличной форме, передачу товаров или выполнение работ нерезидентом, а также содержать информацию о таможенных декларациях на товары, если они были ввезены в Россию в наличной форме.

Если контракт с иностранным покупателем или поставщиком не зарегистрирован в уполномоченном российском банке и уникальный номер контракта не был открыт, все операции с наличной валютой все равно должны быть отражены в отчетах, представленных в уполномоченном банке.

Однако, иностранный покупатель или поставщик, вероятно, не предоставит большую сумму денег наличными, но может использовать вексель или чек, которые затем можно обналичить в банке.

Также можно внести деньги на расчетный счет, чтобы использовать их для расчетов с иностранным партнером при предстоящей поставке. В любом случае, конкретные условия зависят от того, в какой стране работает поставщик.

Еще один способ - поместить деньги на расчетный счет за рубежом. Однако для этого требуется задекларировать счет в России и сообщить об этом в ФНС. Для учета движения по зарубежному расчетному счету, необходимо представлять регулярные отчеты в ФНС, открыть уникальный номер контракта в уполномоченном банке и указать, что международные поставки будут оплачиваться через зарубежный расчетный счет.[10]

Несоблюдение правил может привести к штрафам. Например, в соответствии с пунктом 2.1 статьи 15.25 КоАП, резидент, который не сообщил налоговому органу об открытии, закрытии или изменении реквизитов расчетного счета, находящегося за пределами России, может быть оштрафован.

Кроме того, если не соблюдаются правила отчетности по движению денег на расчетных счетах в банках или учреждениях финансового рынка за пределами России, штрафы устанавливаются согласно части 6 статье 15.25 КоАП,.

Таким образом, современное состояние валютного регулирования в России в условиях санкций требует проведения активной политики со стороны государства для поддержания стабильности на валютном рынке и обеспечения устойчивого развития экономики в целом.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 01.07.2020 №1-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 03.07.2020, N 31, ст. 4412
2. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.04.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1
3. Указ Президента РФ от 8 августа 2022 г. N 529 "О временном порядке исполнения обязательств по договорам банковского счета (вклада), выраженных в иностранной валюте, и обязательств по облигациям, выпущенным иностранными организациями" // Собрание законодательства Российской Федерации, 15 августа 2022 г. N 33 ст. 5887
4. Указ Президента РФ 28 февраля 2022 № 79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями США и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций» // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 февраля 2022 г. N 19 ст. 3188
5. Указ Президента РФ от 1 марта 2022 г. № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности РФ» // Собрание законодательства Российской Федерации, N 42, 02.03.2022, ст.7159
6. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2022 г. N 2433 "Об утверждении Правил осуществления между резидентами и нерезидентами расчетов наличными денежными средствами" // Собрание законодательства Российской Федерации, 2 января 2023 г. N 1 (часть I) ст. 252
7. Гомон И.В., Ахмедзянов Р.Р., Корзанова А.В. Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами, как составная часть экономической безопасности // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 12-3 (77). - С. 73-78.
8. Непарко М.В., Радаев А.Е. Анализ валютного контроля, осуществляемого таможенными органами России, как составная часть экономической безопасности государства // Естественно-гуманитарные исследования. - 2021. - №34 (2). - С. 160-164.
9. Петрушина О.М., Непарко М.В., Гужа В.О. Показатели деятельности органов валютного регулирования и валютного контроля // Вестник Калужского университета. - 2019. -№2. - С. 73-77.
10. Селиверстов И.В., Мигел А.А. Оценка практики реализации и направления совершенствования валютного контроля в торговом обороте // Тенденции развития науки и образования. - 2020. - № 62-9. - С. 76-80.