Статья:

Влияние организационной культуры на деятельность организации

Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Чуйкова В.А., Быстрых Д.А. Влияние организационной культуры на деятельность организации // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(40).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Влияние организационной культуры на деятельность организации

Чуйкова Василиса Андреевна
студент, Нижневартовский государственный университет, РФ, г. Нижневартовск
Быстрых Дарья Александровна
студент, Нижневартовский государственный университет, РФ, г. Нижневартовск
Тагирова Асет Вахаевна
научный руководитель, ассистент НВГУ, РФ, г. Нижневартовск

 

Руководители различно относятся к оцениванию эффективности работы организации. Вместе с тем условия результативности зависят от ситуаций, обстановки и среды, в которых фирма работает.

В последних исследованиях зафиксировано, что организационная культура может представлять собой показатель выполнения внутриорганизационных работ. Проанализировав результаты исследований известных американских организаций, Т. Питерса и Р. Уотермана можно прийти к выводу, что компании, которые хотят достичь только финансовых целей, получают в итоге худший финансовый результат, чем те компании, которые четко формулируют свою миссию, ценности и идеологию [2].

Переменными, которыми определяется эффективная работа организации могут служить функции организационной культуры – круг деятельности и обязанностей отдельного лица или органа управления, представляющих часть управляющей системы. Управляющую же систему следует рассматривать как систему материальных и духовных ценностей, коллективных базовых представлений, влияющих на поведение коллектива, отражающих индивидуальность и способность адаптироваться к внешним и внутренним условиям, обеспечивая на этой основе эффективное развитие данной организации.

Функции организационной культуры обеспечивают процесс взаимодействия организации с внешней средой, а также взаимосвязь ее внутренних составляющих. Существуют основополагающие функции организационной культуры, способствующие внутренней интеграции в системе управления персоналом, они делятся на:

·     селективную;

·     адаптивную;

·     образовательную;

·     мотивирующую;

·     оценочно‑нормативную;

·     регулирующую;

·     воспитательную;

·     коммуникационную;

·     воспроизводственную;

·     смыслообразующую.

Селективная функция обеспечивает эффективность процедуры отбора персонала, обладающего знаниями, навыками и способностями, которые позволяют успешно выполнять работу. Предпочтение отдается индивидуумам, которые в большей степени совместимы с организационной культурой организации, в этом заключается естественный отсев нелояльных сотрудников.

Адаптивная функция позволяет персоналу усваивать социальный опыт организации, способствует эффективному взаимодействию с другими людьми в ее интересах, а также помогает новичкам адаптироваться к самой культуре организации [3].

Образовательная функция предполагает заботу менеджмента о профессиональной подготовке и переподготовке работников, что ведет к увеличению «человеческого капитала». Мотивирующая функция дает представление о бизнесе, о работе, устройстве организации, уровне оплаты труда, что оказывает на персонал мотивирующее действие и побуждает участвовать в делах компании.

Оценочно-нормативная функция позволяет оценивать соответствие реального поведения человека, группы, организации существующим нормам культурного поведения.

Регулирующая функция дает возможность применять организационную культуру в качестве индикатора и регулятора поведения человека в организации. Через воспитательную функцию происходит усвоение норм поведения и адаптация человека в организации.

Коммуникационная функция организационной культуры дает возможность обеспечить взаимопонимание работников, их взаимодействие через ценности, принятые в организации, нормы поведения и другие элементы культуры.

Через воспроизводственную функцию осуществляется воспроизводство лучших элементов накопленной культуры, продуцирование новых ценностей, накопление и передача опыта организации последующему поколению работников [5].

Смыслообразующая функция позволяет формировать ценности и коллективные базовые представления, которые влияют на мировоззрение и поведение сотрудников. В целом, воспроизводственная и смыслообразующая функции формируют мировоззрение человека в организации. Через усвоенные и поддержанные нормы и правила поведения людей, а также через сформированное мировоззрение человека, через взаимопонимание и взаимодействие можно достичь согласованности действий персонала в организации. Можно сказать, что достижение вовлеченности и согласованности будет способствовать созданию команды единомышленников для выполнения поставленных задач. При невыполнении совокупности рассмотренных функций персонал организации становится пассивным и агрессивным, вследствие чего снижается дисциплина, растет количество прогулов, падает производительность и ухудшается качество труда.

К функциям организационной культуры, обеспечивающим процесс взаимодействия организации с внешней средой можно отнести следующие основополагающие функции:

·     интеграционную;

·     функцию охраны окружающей среды;

·     ориентацию на потребителя;

·     управление качеством;

·     регулирование партнерских отношений.

Интеграционная функция вносит изменения в организационно‑экономическую политику предприятий, где предполагается слияние капиталов, ресурсов, знаний, культур, что способствует повышению эффективности деятельности каждой организации [1].

Функция охраны окружающей среды связана с установлением ответственности перед обществом, на территории которого функционирует организация, и это способствует снижению уровня загрязнения окружающей среды.

Функция ориентации на потребителя лежит в основе системы отношений «производитель-потребитель», где учитываются цели, запросы, интересы потребителей, что способствует установлению прочных и непротиворечивых отношений фирмы со своими покупателями и клиентами и, соответственно, устанавливает социальную ответственность организации перед ними.

Функция управления качеством направляет организацию на совершенствование качества выпускаемой продукции и обеспечивает постоянство потребителей и долгосрочных заказчиков, их приверженность компании.

Через функцию регулирования партнерских отношений вырабатываются правила взаимоотношений между партнерами, предполагающие не юридическую, а моральную взаимную ответственность, что обеспечивает экономический интерес и социальную волю [4].

Таким образом, через эффективную деятельность организации, снижение загрязнения окружающей среды, социальную ответственность перед потребителями, выпуск качественного товара, экономический интерес и социальную волю партнеров обеспечивается степень ответственности организации как перед обществом, так и перед потребителями и партнерами. Ответственность организации будет способствовать более эффективной ее адаптации к внешней среде, окажет влияние на рост продажи завоевание доли рынка, что обеспечит выживаемость и процветание в рыночной среде.

В целом приведенная классификация функций организационной культуры позволит менеджменту организации определить направления в повышении степени вовлеченности и согласованности действий персонала организации, а также определить меру взаимодействий и ответственности с внешней средой.

 

Список литературы:
1. Алиев В.Г. Теория организации. – Экономика, 2015. – 401 с.
2. Глушаков В. Сильная корпоративная культура – основа инновационного развития предприятий. // Наука и инновации. № 3-4, 2013.
3. Друкер П., Задачи менеджмента в XXI веке – М.: «Вильямс», 2010.
4. Карпов А.В., Скитяева И.М., Волкова Н.В., Ямщиков И.А. Организационная культура: понятие и реальность: Учебное пособие. / – М.: Институт психологии РАН, 2012. 
5. Кузьмин А. Организационная культура и управление фирмой// Финансовый бизнес. – 2015. – №12. – С.31–34.