Статья:

УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И ОСОБЕННОСТИ

Конференция: CCXCII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Пряничников Е.В. УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И ОСОБЕННОСТИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXCII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 13(292). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/13(292).pdf (дата обращения: 14.04.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И ОСОБЕННОСТИ

Пряничников Евгений Владимирович
студент, кафедра экономики и управления, ОЧУВО Международный инновационный университет, РФ, г. Красноярск

 

В контексте научно-практического исследования менеджмента социально-трудовых отношений необходимы критическое переосмысление концептуально-методологических основ управления человеческими ресурсами, в широком познавательном ракурсе.

На современном этапе развития социально-трудовых отношений научно-практические вопросы повышения экономической эффективности управления процессами формирования и развития интеллектуального капитала российских хозяйствующих субъектов и стимулирования менеджмента человеческих ресурсов выступают в качестве безальтернативных факторов и гарантов достижения устойчивого научно-технического прогресса государства, с одной стороны, и беспрепятственного поступательного развития отечественной экономики знаний – с другой.

Приоритетным условием эффективного развития социально-трудовых отношений, во многом детерминирующих научно-технический прогресс России, является формирование интеллектуального, человеческого, организационного и потребительского капиталов современных предприятий [2].

Человеческий капитал может быть представлен полиморфными научно-практическими знаниями, гносеологическим и творческим потенциалами, морально-этическими, духовно-нравственными, ментальными и иными императивами, социально-трудовыми и культурно-образовательными атрибутами, представлениями о личностных правах и самоуважении, харизматическими и лидерскими качествами персонала, исполнительским мастерством, конвертируемыми в стоимость, направленными на увеличение доходов производственно-хозяйственной деятельности, характеризующимися свойствами синергии и эмерджентности, увеличивающими социально-экономический результат, однако не являющимися собственностью хозяйствующего субъекта.

Приоритетные направления по улучшению показателей человеческого капитала (образования и здравоохранения) в России заключаются в дальнейшем развитии потенциала российского университетского образования; повышении качества системы профессионального образования; эффективном разрешении социально-экономических проблем российского студенчества; своевременном выявлении и профилактике заболеваний; повышении эффективности и увеличении финансирования здравоохранения. Произведенный в России капитал в расчете на душу населения составляет менее четверти от среднего показателя по странам ОЭСР. Увеличение объемов производства капитала потребует улучшения инвестиционного климата, что можно было бы сделать путем создания равных условий для фирм, улучшения условий конкуренции и рационализации нормативных требований.

В современном мире развитие государств можно охарактеризовать ключевыми трансформациями технологического уклада экономики, а также степенью развитости её инновационной сферы. К особой категории можно отнести интеллектуальный капитал, поскольку он благоприятствует формированию экономики знаний, росту качества производимой продукции и является индикатором эффективности научно-производственной деятельности современных хозяйствующих субъектов. Степень развитости высокоинтеллектуального труда и его использование в научно-производственных циклах промышленно-индустриальных хозяйствующих субъектов, специализирующихся на разработке наукоемких высокотехнологичных товаров и адекватных современным требованиям научно-технического прогресса, выступают основополагающим факторами, определяющим конкурентоспособность государства в мировой экономике знаний [1]. Таким образом, одним из важнейших компонентов современной экономики знаний является социально-трудовая сфера, в условиях которой происходит формирование и первичное развитие приоритетных для работодателей качественных показателей трудовых ресурсов, а именно образовательной и квалификационной характеристик. Образование и наука представляют собой основополагающие элементы социально-трудовой сферы, которые непосредственно воздействуют на формирование и развитие интеллектуального капитала. В условиях развития современной экономики знаний благосостояние населения Российской Федерации в значительной степени определяется нематериальными активами и человеческим капиталом.

В настоящее время отечественный наукоемкий кластер агрегирует более ста теоретических и практико-прикладных направлений исследований: биотехнологии на основе биоинженерии, разработка атомной и космической техники, биосовместимых препаратов, систем искусственного интеллекта и виртуальной реальности, рекомбинантных вакцин, сверхтвердых материалов, мембран, катализаторов, электронных и ионно-плазменных технологий и др. Изыскание средств на государственную поддержку упомянутых и многих других стратегически значимых национальных проектов позволит активизировать инновационную деятельность современных хозяйствующих субъектов, стимулирует развитие их интеллектуального, человеческого, организационного и потребительского капиталов, а также позволит своевременно и эффективно разрешить проблемы национальной экономики знаний.

 

Список литературы:
1. Головцова, И. Г. Роль и тренды управления человеческим капиталом в условиях цифровой трансформации экономики / И. Г. Головцова, М. А. Жуева // Национальная концепция качества. – Санкт-Петербург. - 2024. - №4. – С. 56-60.
2. Гусейнова Р.Ш. Структура и классификация человеческого и интеллектуального капитала предприятия / Современная научная мысль. - 2024. - № 4. – С. 45-50.