Развитие кластеров в сфере производства и переработки сельскохозяйственного сырья в Узбекистане
Секция: Экономика
XIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Развитие кластеров в сфере производства и переработки сельскохозяйственного сырья в Узбекистане
Аннотация. В статье рассматривается кластерный подход к развитию инновационного процесса в производстве и переработки сельскохозяйственной продукции в Республике Узбекистана. Кластеры анализируются авторами статьи как инструмент повышения конкурентоспособности аграрной экономики в Узбекистане.
Ключевые слова: кластерная политика, интенсификация, плодоводство, овощеводство, животноводство, переработка сельскохозяйственного сырья.
В Послании Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису сказано: «Как известно, сегодня более 51 процента населения нашей страны проживает в сельской местности. Однако, доля сельскохозяйственной продукции в валовом внутреннем продукте страны не превышает 17 процентов. А объем переработки продукции аграрного сектора не достигает и 10 процентов. Хотя в развитых странах данный показатель превышает 50 процентов.
В этой связи, считаю необходимым разработать комплексную программу дальнейшего реформирования сельского хозяйства, придавая особое значение обеспечению продовольственной безопасности».
В настоящее время республике реализуются комплексные меры, направленные на расширение производства, хранение, переработку и экспорт плодоовощной продукции.
В сельском хозяйстве действует более 160 тыс. фермерских хозяств, из них более 75 тысячи - многопрофильные, численность которых за последние два года о увеличилась на 45 процентов.
Для реализации проектов по интенсивному развитию плодоовощеводства существенно расширены посевные площади, созданы мощности по хранению и переработке плодоовощной продукции, активно привлекаются финансовые ресурсы, в том числе средства международных финансовых институтов.
В сельском хозястве производится более 8 миллионов 500 тыс. тонна зерна, около 3 млн. тонн хлопко-сырца, 12,5 тыс.тонн коконов, 318 тыс. тонн риса, 23 млн. тонн плодоовощей, 13 млн. тонн мяса и молочной продукции.
Но высокий уровень конкуренции на зарубежных рынках плодоовощной продукции требует ускоренного внедрения современных методов агротехники, а также управления процессами производства и доставки продукции.
Однако, ряд негативных факторов препятствует эффективному использованию потенциала и развитию агропромышленной сферы страны, в числе которых:
- не полноценное использование рыночных механизмов взаимодействия производителей и заготовителей плодоовощной продукции в вопросах размещения посевов, востребованных на рынке плодоовощных культур и их сортов;
- низкая договорная дисциплина мелких сельхозпроизводителей: в том числе несвоевременное, некачественное, неполное выполнение или вовсе невыполнение заключенных контрактов;
- отсутствие благоприятных условий накопления финансовых ресурсов для механизации сельскохозяйственного труда, внедрения современных интенсивных технологий, прежде всего водосберегающих, расширения мощностей хранения и транспортировки, самостоятельного выхода производителей сельскохозяйственной продукции на внешние рынки;
-неудовлетворительная обеспеченность производителей сельскохозяйственной продукции семенами, рассадой и саженцами высокоурожайных сортов и требуемого качества, востребованных на рынках;
- низкий уровень подготовки кадров, не отвечающий реальным потребностям производителей сельскохозяйственной продукции, в том числе отсутствие международного сотрудничества по подготовке высококвалифицированных, обладающих современными знаниями специалистов среднего и высшего звен;
- неразвитость логистической и транспортной инфраструктуры, в результате потери части урожая, реализация выращенной продукции по заниженным ценам и, как следствие, низкие финансовые показатели производителей сельскохозяйственной продукции;
- отсутствие углубленных научных исследований по актуальным вопросам агротехнологий различных культур и их внедрению в практику;
- низкий уровень взаимодействия между научными институтами и производителями сельскохозяйственной продукции.
Таким образом, для обеспечения ускоренного и эффективного развития плодоовощеводства, расширения производства высококачественной и конкурентоспособной готовой продукции, дальнейшего ее продвижения на крупные зарубежные рынки, а также последовательной реализации задач, определенных Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах Президент Республики Узбекистан принял Указ «О дополнительных мерах по ускоренному развитию плодоовощеводства в Республике Узбекситан» от 29.03.2018 г. N УП-5388.
В Указе отмечено, что в Сурхандарьинской области необходимо опыт по поддержке создания кластерной формы сельскохозяйственного производства в сфере плодоовощной продукции.
А также указано, что Кабинету Министров Республики Узбекистан, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и районов, начиная с текущего сельскохозяйственного года, необходимо принять меры по широкому внедрению кластерной формы организации производства плодоовощной продукции (или плодоовощные кластеры). Эта задача предусматривает формирование цепочки по принципу "семена - рассада (саженцы) - выращивание продукции - заготовка - хранение - переработка - транспортировка - поставка на рынок" в рамках единого или группы взаимосвязанных предприятий, самостоятельно осуществляющих весь указанный цикл от производства до реализации плодоовощной продукции. Обезательно на основе гарантированных контрактов между производителями сельскохозяйственной продукции и предприятиями- заготовителями, переработчиками, экспортерами, предоставляющими производителям сельскохозяйственной продукции посадочный материал, авансовые ресурсы для организации сельскохозяйственных работ и закупающии у них произведенную продукцию по договорным ценам.
В указанных целях хокимы областей и районов должны при размещении посевов сельскохозяйственных культур на высвобождаемых от посевов хлопчатника землях, предоставлять в порядке право пользования землями на условиях долгосрочной аренды преимущественно хозяйствующим субъектам (группе взаимосвязанных предприятий) имеющим логистические центры (мощности по хранению, первичной или глубокой переработке плодоовощной продукции, сельскохозяйственную технику), а также опыт реализации плодоовощной продукции на внутреннем и внешнем рынках, обладающим опытом создания и эксплуатации современных тепличных хозяйств и интенсивных садов, располагающим собственными и привлеченными финансовыми ресурсами для организации производства сельскохозяйственной продукции по цепочке добавленных стоимостей в кластерной форме принимающим на себя обязательства по организации выращивания, переработки и реализации плодоовощной продукции, в том числе на экспорт, внедрению самых современных ресурсо- и водосберегающих технологий, созданию новых рабочих мест.
Все агропромышленные кластеры будут производить продукты питания для обеспечения спроса населения всех городов и реализации их на внешних рынках. Кластерная инициатива в аграрной сфере страны и внедрение кластерных моделей будут способствовать значительному ускорению экономического роста и повышению деловой активности предпринимательских структур, а именно:
- совершенствование структуры производства и внедрения инноваций в агропромышленные кластеры ВВП может удвоиться или утроиться при тех же объемах затратах производственных ресурсов;
- внедрение кластерных моделей приведет к значительному ускорению экономического роста и повышению деловой активности предпринимательских структур;
- цены на конечную продукцию не будет возрастать по сравнению с современным их уровнем, так как экономическая эффективность кластерных структур повышает производительность труда и капитала, увеличится отдача от расширения масштабов производства и снижается себестоимость продукции;
- производственные кластерные структуры будут устойчивыми производственными и конкурентными, способными саморазвиваться и самофинансироваться. При этом значительно улучшатся инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность регионов;
- произойдет значительное развитие регионов, повысятся конкурентоспособность предпринимательства и произойдет массовый выход кластерных производственных структур на внешний мировой рынок;
- высокий уровень квалификации и создания рабочей силы производственных кластеров станет доминирующим фактором повышения их конкурентоспособности.