Анализ функционирования малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
Секция: Экономика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Анализ функционирования малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
Поддержке малому и среднему бизнесу уделяется большое внимание в Казахстане. Это подтверждают многочисленные принятые программы поддержки МСП и повышению инвестиционной привлекательности регионов страны и другие. Эти программы направлены на увеличение доли МСП в ВВП до 40% в ближайшие 10 лет, совершенствование законодательства, упрощение процедур и улучшение условий в целом для ведения бизнеса. Благодаря всем принятым усилиям Казахстан в рейтинге Всемирного Банка «Doing Business 2017» занял 35-ю позицию[1].
Малые и средние предприятия отличаются мобильностью и поэтому наиболее уверенно себя чувствуют в производстве товаров и услуг, где спрос и предложение зависят от изменяющегося ассортимента и вкуса потребителей.
Оперативно реагируя на изменение рынка, МСП придают рыночной экономике необходимую гибкость. Существенный вклад они вносят в формирование конкурентной среды. Малые предприятия и, в целом, малый бизнес заняли свою нишу в экономической деятельности, которая максимально ориентирована на региональные и местные потребности.
На сегодня большая зависимость национальной экономики в целом и отдельных субъектов от мировых рынков является негативным последствием мирового кризиса.
При этом наибольшую угрозу экономике Казахстана представило падение мировых цен на нефть, что привело к падению промышленного производства, росту безработицы, усилению инфляции и снижению потребления.
Однако следует отметить также и то, что за последние годы государством проведен ряд мер для упрощения и исключения административных барьеров деятельности малого и среднего бизнеса. Так, упрощен порядок и сокращено количество проверок. Благодаря чему количество проверок государственными органами субъектов частного предпринимательства последние годы постоянно сокращается.
Так доля вклада малого и среднего бизнеса в ВВП Казахстана составляет 25,6% в текущем году, для сравнения, в 2015 году эта цифра была 26,2%., остальная часть доли ВВП приходится на крупный бизнес[2].
Анализируя официальные данные статистики по субъектам малого и среднего предпринимательства, сложилась следующая ситуация.
Рассматривая динамику зарегистрированных субъектов МСП в разрезе организационно-правовых форм за период 2014-2016 годы, можно отметить следующее.
Рисунок 1. Количество зарегистрированных субъектов МСП и доля в разрезе организационно-правовых форм
Количество юридических лиц малого и среднего предпринимательства за три года в абсолютном выражении увеличилось на 58,5% (112 229 единиц). Снижение наблюдалось по отношению к 2015 году лишь форме: индивидуальные предприниматели количество сократилось на 9,1% (73 732 единиц).
По состоянию на 1 декабря 2016 года количество действующих субъектов МСП по сравнению с соответствующей датой предыдущего года уменьшилось на 5,5%. В общем количестве субъектов МСП доля индивидуальных предпринимателей составила 68,5% (809 117), юридических лиц малого предпринимательства – 16% (188 876), крестьянских или фермерских хозяйств – 15,3% (180 046), юридических лиц среднего предпринимательства – 0,2%(2 741).
Таким образом, следует, что основной формой бизнеса в Казахстане составляют индивидуальные предприниматели.
Также отрицательная динамика на 01.10.2016г. наблюдается и по показателю действующих субъектов МСП. Так, количество действующих субъектов МСП в 2016 году по сравнению с 2015 годом снизилось на 95 168 единиц (7,1%) и составило 1 250 153 единиц.
Рисунок 2. Количество действующих субъектов МСП 2014–2016г
Действующие субъекты МСБ в Казахстане в разрезе организационно-правовых форм показывают следующую динамику.
Показатель действующих ЮЛ в 2016 году увеличился на 9,6% (18 729 единиц) и составил 194 400 единиц. Доля ЮЛ от действующих субъектов МСП составляет 15,4%.
Количество действующих ИП в 2016 году снизилось на 10,8% и составило 881 318 единиц, в сравнении с 2015 годом. Доля ИП от количества действующих субъектов МСП в РК составила 70,1%.
За 2016 год по республике количество действующих К(Ф)Х составило 178 205 единиц, что меньше показателя предыдущего года на 2,3% (4 244 единиц). Доля К(Ф)Х от количества действующих субъектов МСП в РК составила 14,2%.
Приведенные данные указывают, что в Казахстане интерес населения к занятию предпринимательской деятельностью, к сожалению, снижается. Основными причинами низкого потенциала новых бизнес начинаний являются: недостаточность компетенций начинающих предпринимателей, слабая проработанность и адаптированность бизнес идей к изменяющимся условиям, а также влияние мировых кризисных явлений, что в свою очередь, негативно отражается на конкурентоспособности бизнеса и, как следствие, приводит к «замораживанию» бизнеса или его закрытию.
В региональном плане сохраняется концентрация малого бизнеса в наиболее промышленно развитых и густонаселенных районах.
В регионах Казахстана малый бизнес более чем на 80% ориентирован на региональные рынки (а в торговле и строительстве более чем на 90% на городские и районные); и даже применительно к промышленности, где региональная ориентация составляет более 70%[3].
В этой связи следует отметить, что малое предпринимательство представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны.
Сектор малого предпринимательства образует самую разветвлённую сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг.
В совокупности с небольшими размерами малых и средних предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.
Наблюдаемая тенденция снижения активности МСП говорит о том, что имеющиеся формы и институты поддержки малого предпринимательства недостаточно эффективны, кризисные явления в большей степени вынуждают МСБ сворачиваться, или уходить в тень.
Таким образом, проанализировав общую картину по показателям малого и среднего предпринимательства, можно сделать следующие основные выводы:
1. Наблюдаемая на начало 2016 года тенденция снижения активности МСП говорит о том, что имеющиеся формы и институты поддержки малого предпринимательства недостаточно эффективны, кризисные явления в большей степени вынуждают МСБ сворачиваться, или уходить в тень.
2. В региональном разрезе наблюдается концентрация малого бизнеса в наиболее промышленно-развитых и густонаселенных районах. В связи с чем, необходимо в регионах усилить поддержку внутри каждого региона, а также наладить межрегиональные связи по определенным группам товаров и услуг.
3. Учитывая, что в кризисных условиях малый и средний бизнес перемещается из производственной сферы в менее капиталоемкие виды деятельности, необходимо консолидировать различные формы поддержки МСП и сбалансированно осуществить поддержку производственного сектора МСП, торговли и предоставление услуг.