Особенности развития транспортных хозяйств промышленных предприятий
Конференция: XCIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
XCIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Особенности развития транспортных хозяйств промышленных предприятий
Транспортное хозяйство на предприятии - это комплекс средств предприятия, предназначенных для перевозки сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, отходов и др. грузов на территории предприятия и за его пределами.
К задачам транспортного хозяйства относится:
- организация своевременного и бесперебойного обслуживания основного и вспомогательного производств, всех подразделений предприятия транспортными средствами;
- наиболее быстрое перемещение предметов труда, топлива и готовой продукции в соответствии с требованиями производственного процесса;
- обеспечение строгой согласованности технологических и транспортных операций;
- обеспечение сохранности грузов при их перевозке и складировании;
- внедрение наиболее прогрессивных производственных процессов по перемещению, погрузочно-разгрузочными работам, складированию, консервации и упаковке грузов;
- механизация и автоматизация транспортных операций;
- поддержание транспортных средств в работоспособном состоянии [2].
Структура транспортного хозяйства определяется главным образом объемом грузооборота, особенностями грузов и объемом производства. В состав транспортного хозяйства завода могут входить железнодорожный транспорт с подъездными путями и депо, колесный транспорт с гаражами и ремонтными мастерскими, водный транспорт с причалами, подвесные дороги и т.д.
В современных условиях международного разделения труда сформировались специализированные экономические регионы: Юго-Восточная Азия – промышленное производство; Ближний Восток – нефтедобыча; Северная Америка и Европа – центр услуг, капитала, высоких технологий. Страны ЕАЭС, занимая площадь более 20 млн. км. кв. имея общую протяженность железных дорог 107 тыс. км., (2 место в мире), автомобильных дорог 1605, 9 тыс. км. (5 место в мире) в условиях глобальной конкуренции пока находятся на стадии формирования своих конкурентных преимуществ. В условиях кризиса, санкций, рецессии в экономике, обострения конкуренции на первое место выходят новые тенденции: оптимизация затрат и создание эффективной транспортно-логистической системы.
В транспортно-логистическом секторе занято 2,6 млн. чел., причем сектор динамично развивается, с каждым годом требуя все больше рабочей силы.
Оборот ТЛС по 27 странам ЕС, включая Норвегию и Швейцарию, в 2006 г. составил 836 млрд. евро (это третий по значению в европейском хозяйстве сектор экономики после строительства, производства продуктов питания и автомобилестроения). На европейском рынке транспортных перевозок на Германию приходится 21 %, что при обороте в 189 млрд. евро делает ее самым значительным игроком на этом рынке [3].
ОАО «Минский автомобильный завод» (МАЗ) — управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» — советская и белорусская автомобилестроительная компания, специализирующаяся на выпуске большегрузной автомобильной, а также автобусной, троллейбусной и прицепной техники.
ОАО «МАЗ» имеет в своем распоряжении значительное количество автотранспортных средств, а именно – 789 автомобилей [1].
Для того, чтобы определить эффективность транспорта, рассчитаем следующие коэффициенты:
- коэффициент использования автомашин в работе;
- коэффициент рабочего времени;
- коэффициент пробега;
- коэффициент использования грузоподъемности.
На основе данных по ОАО «МАЗ» составим общую таблицу показателей для вычисления коэффициентов.
Таблица 1.
Технико-эксплуатационные показатели работы транспорта ОАО «МАЗ»
Показатель |
Автомобиль легковой |
Автопогрузчик |
Трактор |
Грузовой автотранспорт |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Автомобиле-дни в работе, год |
550 |
7210 |
5830 |
7780 |
Автомобиле-дни пребывания в хозяйстве, год |
3880 |
8200 |
7850 |
8140 |
Время в движении, ч/год |
1400 |
2360 |
1890 |
2400 |
Время пребывания в наряде, ч/год |
2650 |
2870 |
2900 |
2880 |
Пробег с грузом, км/год |
1452100 |
3985000 |
2365000 |
5561400 |
Общий пробег, км/год |
3526000 |
6400200 |
4524000 |
8375000 |
Масса перевезенных грузов, т/год |
0,1 |
1,2 |
1,8 |
3,4 |
Грузоподъемность, т |
0,5 |
2 |
4 |
5 |
Коэффициент использования автомашин в работе |
0,14 |
0,88 |
0,74 |
0,96 |
Коэффициент пробега |
0,44 |
0,62 |
0,52 |
0,66 |
Коэффициент грузоподъемности |
0,2 |
0,6 |
0,45 |
0,68 |
Из данных, представленных в таблице, видно, что наименьший коэффициент использования автомашин в работе имеют легковые автомобили. Они реже всего используются в работе. Также низкий уровень коэффициента использования машин в работе обусловлен сверхплановыми простоями автомобилей из-за технической неисправности, длительного нахождения в ремонте. Очевидно, что чем больше отработано дней каждой машиной на протяжении года, тем выше уровень данного показателя. Самое высокое значение коэффициента имеет грузовой транспорт, после него идет погрузчик и с показателем чуть ниже – трактор. Такой же вывод можно сделать и по показателям коэффициента рабочего времени. Легковые автомобили и тракторы часть дня простаивают под погрузкой, разгрузкой и по другим причинам. Уменьшение таких простоев является важным фактором повышения уровня использования автотранспорта. Из расчета коэффициентов пробега, можно сделать вывод, что транспорт нередко осуществляет рейсы без груза, т.к. показатели находятся на не высоком уровне. Уменьшение этого показателя свидетельствует об увеличении доли порожних рейсов и, как следствие, о снижении эффективности автопарка. Эффективность функционирования грузового автопарка характеризует также полнота загруженности автомобиля. Наименее загруженным является легковой транспорт, а наиболее загруженным грузовой автотранспорт.
Транспортное хозяйство является очень важным для промышленного предприятия. Без него невозможно перемещать материалы и продукцию по территории завода, доставлять полуфабрикаты и сырье и отправлять готовую продукцию потребителю. Поэтому рациональная организация работы транспорта необходима для рентабельной работы предприятия. В настоящее время расходы на топливо и обслуживание транспорта постоянно увеличиваются, что естественно, отражается на себестоимости и цене продукции. Поэтому необходимо изыскивать резервы для снижения доли этих расходов.
Приоритетным направлением в развитии транспортного хозяйства является их механизация и автоматизация, внедрение новой техники и методов работы. Все это поможет снизить расходы на его содержание и повысить производительность труда, а, соответственно, и прибыль предприятия.