Статья:

Проблема бедности в современной России и пути ее решения

Конференция: XL Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Габдрахманова А.И. Проблема бедности в современной России и пути ее решения // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/7(40).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 13 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблема бедности в современной России и пути ее решения

Габдрахманова Аида Ильдаровна
студент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, РФ, г. Казань
Халилова Татьяна Викторовна
научный руководитель, канд. ист. наук, доц., Казанский (Приволжский) федеральный университет, РФ, г. Казань

 

АннотацияВ статье проведен анализ проблемы бедности в современной России, выделены некоторые мероприятия, которые реализует сегодня российская власти по преодолению бедности, а также предложены рекомендации по дальнейшему совершенствованию государственной политики преодоления бедности.

 

Ключевые слова: бедность, государственная политика, меры преодоления бедности, прожиточный минимум, уровень жизни.

 

Одна из самых острых проблем человечества сегодня - проблема бедности. Эта проблема приобретает глобальный масштаб, так как бедность приводит к ухудшению качества жизни населения и является основной причиной социально-экономического неравенства между представителями разных классов, что приводит к разладу между людьми. Актуальна эта проблема сегодня и в нашей стране.

Бедность в России - одна из причин существования социального неравенства в обществе. Статистика показывает, что в 2018 году количество бедных достигло 19,9 миллионов [5]. Именно тогда люди осознали, что массовая бедность в России грозит гибелью страны [3, С. 199]. Рост бедности и социальной дифференциации привел к дисбалансу между представителями разных классов. В 2019 году Росстат зафиксировал, что количество россиян, живущих ниже прожиточного минимума, составляет около 18,6 миллиона человек [5].

В социальной жизни населения в последние годы прослеживаются две тенденции. С одной стороны с каждым годом появляется все больше и больше вариаций товаров и услуг, но, с другой стороны, основной проблемой остается то, что данные товары и услуги не доступны большинству жителей страны. Уровень бедности продолжает расти, распространение получает нищета, безработица, нехватка средств в старости. Выплаты, производимые государством, не исправляют ситуацию, что отрицательно отражается на экономически-политическом положении страны. Поэтому важно и необходимо принимать меры по борьбе с бедностью, так как бедность не будет сокращаться автоматически, для решения этой проблемы государство должно проводить и проводит социальную политику, которая направлена на снижение уровня бедности в стране. Таким образом, одна из основных задач государства - поддержание оптимального показателя жизни тех граждан, которые по каким-то причинам не могут поддерживать социальный уровень для существования жизни даже на минимальном уровне.

Так, в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 одной из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года определено снижение в два раза уровня бедности [1].  Это означает, что в 2024 году уровень бедности должен быть снижен с 13,2%, как это было в 2017 году, до 6,6. За эти 6 лет численность населения с доходами ниже прожиточного минимума должна снизиться на 9,6 млн. человек [5].

Следует отметить, что меры поддержки населения РФ на пути преодоления бедности, к сожалению, не меняются и в основном состоят из: повышения МРОТ с ростом прожиточного минимума, индексации социальных выплат и пособий, поддержки семей с детьми и др. Однако, это не способствует снижению количества бедных, наоборот количество бедных увеличивается. [4, С.202]. Возможно, это связано с тем, что сначала повышаются цены на предметы первой необходимости, а затем повышается уровень ЗП минимума. В основном к этой категории относятся пенсионеры, а также многодетные семьи, в которых в среднем на 5 человек распределяется 30 - 40 000 рублей.

Система социальный поддержки бедных в виде пособий и льгот неидеальна, денежные средства из бюджета выделяются не эффективно, не всегда помощь получают те, кому она действительно необходима. В итоге, действительно бедные оказываются в еще худшем положении. Необходимо проверять необходимость помощи малоимущим семьям.

На наш взгляд, в первую очередь необходимо:

– расширение налоговых льгот, отмена налога с минимальной заработной платы и льготы организациям, оказывающим социальную помощь;

– введение прогрессивной системы подоходного налога физических лиц;

– поддержка малого и среднего бизнеса, так как именно они создают основную массу рабочих мест;

– стимулирование бизнеса, к участию в предоставлении социальных услуг, предоставлением льгот;

  • увеличение размера потребительской корзины и осуществление перехода к достойному минимальному уровню потребления;
  • развитие занятости и рынка труда как средства обеспечения условий для трудоспособного населения, самостоятельно решать проблему увеличения своего благосостояния, путем уравновешивания спроса и предложения на рынке труда, что позволит избежать безработицы;
  • реализацию программ поддержки молодых работников;

– увеличение стипендий учащимся государственных высших и средних учебных заведений до размера не ниже прожиточного минимума;

Вдобавок ко всему необходимо наладить эффективную систему мониторинга для отслеживания реализации намеченных мер по снижению уровня бедности и внесение поправок при отклонении от достижения поставленных целей.

Таким образом, можно сделать вывод, что преодоление бедности - чрезвычайно сложный процесс, для реализации которого необходимо будет создать комплекс конкретных мер в различных сферах, что позволит создать условия для комфортной жизни каждого гражданина Российской Федерации.

 

Список литературы:
1. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 14 мая 2018. N 20. Ст.2817.
2. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года (утв. Правительством РФ 29.09.2018)// [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_307872/ (дата обращения: 03.07.2021).
3. Авраамова, Е. М. Социальные драйверы, барьеры и риски модернизационного развития / Российский государственный научный фонд; Российская академия наук. — СПб. : Нестор-История, 2019. – С. 197-211.
4. Егоричев, В. А. Государственная политика России в сфере преодоления бедности / В. А. Егоричев, В. А. Панова, М. А. Месропян. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 30 (134). — С. 193-199. — URL: https://moluch.ru/archive/134/37513/ (дата обращения: 03.07.2021).
5. Число россиян с доходом ниже величины прожиточного минимума: Федеральная служба государственной статистики: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 03.07.2021).