Статья:

Киноиндустрия России как объект инвестирования

Конференция: XXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Азаярн А.О. Киноиндустрия России как объект инвестирования // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(28). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/6(28).pdf (дата обращения: 03.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Киноиндустрия России как объект инвестирования

Азаярн Армине Оганесовна
студент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, РФ, г. Москва
Мирошина Елена Александровна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, РФ, г. Москва

 

В современном мире кинематограф, безусловно, является неотъемлемой частью жизни социума, исполняет значимую роль в процессе формирования общественного сознания и моделей поведения зрительской аудитории, выполняет просветительскую, а также образовательную функции, и, конечно, несёт в себе художественную ценность. Но в данном исследовании, кино рассматривается с другой стороны - в качестве объекта инвестирования.

Инвестирование в кинопроизводство сопряжено с высокими рисками. В соответствии с данными международных экспертов, коммерчески успешным становится лишь каждый десятый проект. Но несмотря на это инвестирование в данную отрасль остаётся привлекательным, так как кассовые сборы от успешного кинопроекта могут компенсировать предыдущие убыточные фильмы. [2, с. 6]

Очевидно, примером успешной киноиндустрии является крупнейшая в мире в совокупности по числу выпускаемых картин и объему кассовых сборов – киноиндустрия США. Самые кассовые фильмы в истории мирового кинематографа были сняты американскими киностудиями, здесь же находятся самые крупные кинокомпании мира, такие как Walt Disney Pictures, 20th Century Studios, Warner Bros., Universal Pictures и другие [7]. Также следует выделить и киноиндустрию Китая, которая переживает этап небывалого роста последнее время. Согласно данным Европейской аудиовизуальной обсерватории по итогам 2018 года китайский кинопрокат заработал 9,2 млрд долларов [3, с. 11]. Сейчас трудно поверить, что ещё 20 лет назад кинематограф этой страны существовал лишь за счёт государственной поддержки. В 2002 году Китай находился на последнем месте в мире по количеству кинотеатров на душу населения, а сборы в прокате составляли лишь 130 млн долларов [4]. Такой рост связывают прежде всего с реформами правительства в области кино: производство, прокат и дистрибьюция были разом переведены в рыночные условия. За столь короткий период времени китайский кинематограф стал мощной индустрией, в которой преобладают частные инвестиции.

В российском кинопроизводстве также наблюдаются положительные изменения. В 2019 году в отечественном кинопрокате совокупные кассовые сборы достигли рекордных значений, они составили 55, 4 млрд рублей ($853 млн), в соответствии с данными ЕАИС [5]. В кинотеатрах было продано 219,4 млн билетов, из них каждый четвёртый - на сеанс отечественного кино. По сравнению с 2018 годом темп роста по кассовым сборам составил +10,3%, а по количеству проданных билетов +9,5% [5].

Основной причиной позитивных процессов в отечественной индустрии кино стала государственная финансовая поддержка, совокупный объём которой с 2009 года согласно данным Министерства культуры составил более 50% от суммарных производственных бюджетов всех отечественных фильмов за год. Финансирование большей частью осуществляется посредством Фонда кино и Министерства культуры. Таким образом, прослеживается зависимость кинобизнеса от объемов субсидирования из бюджетных средств.

Однако следует отметить, что постепенно осваиваются и альтернативные источники инвестирования кинопроизводства. Так в России приобретает популярность продакт-плейсмент (product placement) – форма продвижения и размещения товара или производителя на медианосителе в рекламных целях [2, с. 11]. Но всё же кинопроекты ещё не достигли уровня голливудских по размерам кассовых сборов, позволяющих использовать данный инструмент привлечения капитала в качестве основного.

Ещё одним инструментом инвестирования являются паевые инвестиционные фонды (ПИФ). Но опять же несмотря на попытки, предпринимаемые некоторыми инвесторами, этот инструмент по-прежнему не распространён на территории России. Так, 2010-2011 годах управляющая компания «Тройка-Диалог» совместно с продюсерской компанией Bazelevs основала первый в России закрытый паевой инвестиционный фонд. Но попытка не увенчалась успехом: первый и единственный проект оказался провальным, что привело к ликвидации фонда.

В настоящее время в российской индустрии также осваиваются такие прогрессивные инструменты привлечения капитала в кинопроекты, как фандрайзинг и краудфандинг. Они ещё не получили широкого распространения в нашей стране, в отличии от США и стран Европы, в которых данные инструменты давно популярны. Однако, можно найти пример успешного использования краудфандинга и в отечественной индустрии. Так, 2015 году на экраны вышел фильм «28 панфиловцев» собравший посредством краудфандинговой платформы более 50% производственного бюджета [2, с. 18].

Таким образом, в российской киноиндустрии на сегодняшний день имеют распространение различные инструменты привлечения капитала в кинопроекты, но их доля всё ещё незначительна. Внедрение альтернативных форм инвестирования не может решить проблему повышения инвестиционной привлекательности киноиндустрии в целом. Отрасль требует комплексного подхода как к анализу причин сложившейся ситуации на российском кинорынке, так и к поиску мер, ведущих к улучшению инвестиционной активности.

Ведь несмотря на увеличение кассовых сборов и доли в них российского сегмента, отрасль всё ещё остаётся убыточной. По подсчётам РБК на основе данных ЕАИС в 2019 году только восемь фильмов из 68, получивших государственную поддержку, окупились в кинопрокате [6]. Многие исследователи связывают такие провалы с неэффективностью отечественной системы государственной поддержки. В данных условиях коммерческая организация получает государственные субсидии, возвращать которые не обязана. Так называемые, безвозвратные средства увеличивают число нерентабельных кинопроектов в прокате [6].

Другие исследователи полагают, что соотношение, при котором на десять убыточных фильмов приходится один прибыльный является нормальным для киноотрасли. Ведь один успешный фильм может окупить остальные девять неудачных кинопроекта. В данном случае проблема заключается в том, что все девять не окупившихся проектов принадлежат разным компаниям, что делает вложение средств в кинопроекты очень рискованным. В связи с этим, условием повышения инвестиционной привлекательности может выступить портфельное управление. Так как ни имена режиссёра и продюсера, ни имидж кинокомпании, ни величина вложенных средств не могут гарантировать кассовый успех фильма, фонды предлагают инвесторам вложить средства в целый портфель кинопроектов, тем самым диверсифицируя риски [1, с. 77].

Ещё одной серьёзной проблемой, не позволяющей отечественной киноиндустрии стать привлекательной для инвесторов, является несоблюдение принципов бюджетирования, неправильное распределение и отсутствие контроля за выполнением запланированного бюджета. Это может привести к перерасходу денежных средств инвестора, к переносу или даже срыву съёмок, что в итоге сказывается на качестве кинопродукта.

В решении этой проблемы может помочь одна модель функционирования субъектов киноиндустрии, уже давно распространённая в странах с более развитой киноотраслью. Данная модель подразумевает предоставление гарантий завершения кинопроизводства, посредством заключения трёхстороннего договора между инвестором, кинокомпанией и сторонней организацией, гарантирующей завершение кинопроекта.  Организация, выступающая в роли гаранта, контролирует выполнения всех договорённостей между инвестором и компанией кинопроизводителем по соблюдению бюджета, срокам производства, также берёт на себя бремя риска за исполнение обязательств компанией кинопроизводителем. Этот подход нивелирует риски не завершения кинопроизводства и растрат бюджета [1, с. 75].

Таким образом, объём государственной финансовой поддержки не пропорционален сборам отечественных кинопроектов. Это подтверждает тот факт, что путь к успеху для российской киноиндустрии лежит через принятие комплекса мер и реформ, направленных на совершенствование механизма отечественного кинопроизводства, через повышение привлекательности киноиндустрии для частных инвесторов. Ведь как показывает практика успешных в киноотрасли стран, государственная поддержка действительно необходима в рамках процесса развития киноиндустрии, но лишь привлечение частных инвестиций может вывести кинопроизводство на мировой уровень.

 

Список литературы:
1. Аракелян А. М. Формирование условий повышения инвестиционной привлекательности киноотрасли в России // Российский государственный университет туризма и сервиса. - 2016. - №2. - С. 74-79.
2. Седых И. А. Киноиндустрия России // Центр развития. Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, 2017. – 68 с.
3. Kanzler M., Simone. P Focus 2019 World Film Market Trends // - Paris: European Audiovisual Observatory, 2019.
4. Гид по китайскому кино // КиноПоиск URL: https://www.kinopoisk.ru/media/article/3321441/ (дата обращения: 27.03.2020).
5. Итоги кинопроката в 2019 году // Фонд Кино URL: http://www.fond-kino.ru/news/itogi-kinoprokata-v-2019-godu/ (дата обращения: 24.03.2020).
6. Из 68 получивших господдержку фильмов за год окупились восемь // rbc.ru URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/14/12/2019/5df2610f9a79476d48fb1685 (дата обращения: 27.03.2020).
7. Лучшие кассовые сборы // Кинобизнес сегодня URL: https://www.kinobusiness.com/best/usa/world-fees/ (дата обращения: 26.03.2020).