ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(236)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(236)
ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Значимость данной темы состоит в том, что контроль является одним из способов наблюдения за связями, которые происходят как в производственной, так и в общественной жизни общества и государства. В условиях нестабильной экономической ситуации, большее внимание необходимо уделять экономическому развитию регионов, так как они зачастую остаются в тени, в основном анализируют экономику страны в целом, а ведь регионы и муниципалитеты также являются частью большой экономической системы страны. Это объясняется тем, что именно от состояния экономики регионов зависит благополучие и прогресс страны в целом.
Контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов в муниципальных образованиях Российской Федерации является важным элементом структуры государственного управления.
Земельные отношения, благоустройство, развитие малого бизнеса в муниципальных образованиях являются сферами общественной жизни общества, которые имеют приоритетное значение не только для отдельно взятого муниципального образования, но и для страны в целом.
Деятельность контрольных органов муниципальных образований в Новосибирской области основывается на федеральных, областных и муниципальных нормативных правовых актах. Одним из таких нормативно-правых актов является Закон Новосибирской области от 07.10.2011 г. №111-ОЗ [4]. В этом законе уточняются вопросы о статусе, гарантиях председателя, а также о сроках и порядке заключения соглашений о передаче полномочий Контрольно-счетной палате Новосибирской области.
Организация и процесс проведения контрольных мероприятий устанавливается контрольным органом самостоятельно, но с учетом методических рекомендаций, составленных и утверждённых Контрольно-счетной палатой Новосибирской области. Контрольно-счетная палата устанавливает типовые формы отчетов при выполнений контрольных мероприятий, а также предоставляет классификацию нарушений и дает разъяснения по отдельным вопросам контроля.
Общие сведения о муниципальном контроле содержатся в Федеральном законе № 248-ФЗ [1], так как он является правовой основой контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации».
Правовым помощником в контрольно-надзорной деятельности органов муниципального финансового контроля также являются Стандарты внешнего государственного аудита (контроля), утверждённые Счетной палатой РФ: СГА 101 «Общие правила проведения контрольного мероприятия», СГА 102 «Общие правила проведения экспертно-аналитических мероприятий» и другие.
Вопрос о создании контрольных органов муниципального финансового контроля на территории муниципальных образованиях рассматривается в статьях 34,38 и 44 Федерального закона № 131-ФЗ [2]. Из норм следует, что наличие таких органов не является обязательным для муниципальных образований. Контрольный орган создается в том случае, если это предусмотрено уставом муниципального образования. Решение этого вопроса может зависеть от разных факторов: численность населения, финансовые, материально-технические и организационные возможности муниципального образования
Федеральный закон №6-ФЗ [3] также не предусматривает обязательность создание контрольных органов в муниципальных образованиях. В законе упоминается понятие «постоянно действующий орган внешнего финансового контроля», но это говорит о постоянном функционирование, а не об обязательности создания такого органа на территории муниципального образования. Наблюдение за соблюдением обязательных требований заключается в сборе и анализе данных о контролируемых лицах. Данные поступают при осуществлении межведомственного взаимодействия. Также данные могут поступать из сети «Интернет» и иных общедоступных источников информации. Государственная информационная система «Электронный бюджет» является одним из важнейших информационных ресурсов в области муниципального финансового контроля. Это обусловлено тем, что на данном информационном ресурсе размещена информация, которая размещена в разных подсистемах. Информация, содержащаяся на этом сайте, необходима для эффективного проведения муниципального финансового контроля. Информационная система была создана с целью прозрачности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений. Одним из локальных информационных ресурсов в области муниципального финансового контроля, является системой сбора отчетности «Пульс +». Программа имеет функцию подстраиваться под конкретный государственный орган с начальной установкой и вводом необходимых данных для сбора информации. Данные, сгруппированные с помощью этой программы, открыты для вышестоящих органов государственной власти. Также локальным информационным ресурсом, помогающем в проведении муниципального финансового контроля, является программа «СЭД» (система электронного документооборота). Эта система создается в определенном контрольно-надзорном органе и обеспечивает создание и распространение электронных документов в компьютерных сетях. Главная функция программы - контроль за обменом документов в той или иной организации.
С помощью информационных систем, не выходя за пределы контрольно-надзорного органа, ревизор сможет найти необходимую информацию для начала проведения муниципального финансового контроля, выгрузить статистику, провести анализ и сделать определенные выводы о деятельности того или иного хозяйствующего субъекта. В случае отсутствия какой-либо информации, необходимой для реализации контрольно-надзорной функции государственных органов.
Таким образом, совокупность нормативно-методического и информационного регулирования муниципального финансового контроля способствует эффективной деятельности контрольно-надзорных органов. Нормативно-методическая база устанавливает единые принципы правила осуществления контроля, а информационные системы способствуют облегчению процессов, связанных с получением, обработкой и анализу данных.