Статья:

ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(236)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Литвинова А.К. ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 13(236). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/236/125052 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Литвинова Анастасия Константиновна
студент, Сибирский институт управления – филиал Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Новосибирск
Выжитович Александр Михайлович
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Сибирский институт управления – филиал Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Новосибирск

 

Значимость данной темы состоит в том, что контроль является одним из способов наблюдения за связями, которые происходят как в производственной, так и в общественной жизни общества и государства. В  условиях нестабильной экономической ситуации, большее внимание необходимо уделять экономическому развитию регионов, так как они зачастую остаются в тени, в основном анализируют экономику страны в целом, а ведь регионы и муниципалитеты также являются частью большой экономической системы страны. Это объясняется тем, что именно от состояния экономики регионов зависит благополучие и прогресс страны в целом.

Контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов в муниципальных образованиях Российской Федерации является важным элементом структуры государственного управления.

Земельные отношения, благоустройство, развитие малого бизнеса в муниципальных образованиях являются сферами общественной жизни общества, которые имеют приоритетное значение не только для отдельно взятого муниципального образования, но и для страны в целом.

Деятельность контрольных органов муниципальных образований в Новосибирской области основывается на федеральных, областных и муниципальных нормативных правовых актах. Одним из таких нормативно-правых актов является Закон Новосибирской области от 07.10.2011 г. №111-ОЗ [4]. В этом законе уточняются вопросы о статусе, гарантиях председателя, а также о сроках и порядке заключения соглашений о передаче полномочий Контрольно-счетной палате Новосибирской области.

Организация и процесс проведения контрольных мероприятий устанавливается контрольным органом самостоятельно, но с учетом методических рекомендаций, составленных и утверждённых Контрольно-счетной палатой Новосибирской области. Контрольно-счетная палата устанавливает типовые формы отчетов при выполнений контрольных мероприятий, а также предоставляет классификацию нарушений и дает разъяснения по отдельным вопросам контроля.

Общие сведения о муниципальном контроле содержатся в Федеральном законе № 248-ФЗ [1], так как он является правовой основой контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации».

Правовым помощником в контрольно-надзорной деятельности органов муниципального финансового контроля также являются Стандарты внешнего государственного аудита (контроля), утверждённые Счетной палатой РФ:  СГА 101 «Общие правила проведения контрольного мероприятия», СГА 102 «Общие правила проведения экспертно-аналитических мероприятий»  и другие.

Вопрос о создании контрольных органов муниципального финансового контроля на территории муниципальных образованиях рассматривается в статьях 34,38 и 44 Федерального закона № 131-ФЗ [2]. Из норм следует, что наличие таких органов не является обязательным для муниципальных образований. Контрольный орган создается в том случае, если это предусмотрено уставом муниципального образования. Решение этого вопроса может зависеть от разных факторов: численность населения, финансовые, материально-технические и организационные возможности муниципального образования

Федеральный закон №6-ФЗ [3] также не предусматривает обязательность создание контрольных органов в муниципальных образованиях. В законе упоминается понятие «постоянно действующий орган внешнего финансового контроля», но это говорит о постоянном функционирование, а не об обязательности создания такого органа на территории муниципального образования. Наблюдение за соблюдением обязательных требований заключается в сборе и анализе данных о контролируемых лицах. Данные поступают при осуществлении межведомственного взаимодействия. Также данные могут поступать из сети «Интернет» и иных общедоступных источников информации. Государственная информационная система  «Электронный бюджет» является одним из важнейших информационных ресурсов в области муниципального финансового контроля. Это обусловлено тем, что на данном информационном ресурсе размещена информация, которая размещена в разных подсистемах. Информация, содержащаяся на этом сайте, необходима для эффективного проведения муниципального финансового контроля. Информационная система была создана с целью прозрачности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений. Одним из локальных информационных ресурсов в области муниципального финансового контроля, является системой сбора отчетности «Пульс +». Программа имеет функцию подстраиваться под конкретный государственный орган с начальной установкой и вводом необходимых данных для сбора информации. Данные, сгруппированные с помощью этой программы, открыты для вышестоящих органов государственной власти. Также локальным информационным ресурсом, помогающем в проведении муниципального финансового контроля, является программа «СЭД» (система электронного документооборота). Эта система создается в определенном контрольно-надзорном органе и обеспечивает создание и распространение электронных документов в компьютерных сетях. Главная функция программы - контроль за обменом документов в той или иной организации.

С помощью информационных систем, не выходя за пределы контрольно-надзорного органа, ревизор сможет найти необходимую информацию для начала проведения муниципального финансового контроля, выгрузить статистику, провести анализ и сделать определенные выводы о деятельности того или иного хозяйствующего субъекта. В случае отсутствия какой-либо информации, необходимой для реализации контрольно-надзорной функции государственных органов.

Таким образом, совокупность нормативно-методического и информационного регулирования муниципального финансового контроля способствует эффективной деятельности контрольно-надзорных органов. Нормативно-методическая база устанавливает единые принципы правила осуществления контроля, а информационные системы способствуют облегчению процессов, связанных с получением, обработкой и анализу данных.

 

Список литературы:
1. О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации : Федер. закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ: принят Гос. Думой 22 июля 2020 г.: одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 г. : [ред. от 05 декабря 2022 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2020. - № 38.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : Федер. закон от № 131-ФЗ : [принят Гос. думой 16 сент. 2003 г. : одобрен Сов. Федер. 24 сент. 2003 г.]. — Москва : Проспект ; Санкт-Петербург : Кодекс, 2003. — 158 с.
3. Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований : Федер. Закон от 7 фев. 2011 г. № 6-ФЗ : [принят Гос. Думой 28 янв. 2011 г. : одобрен Сов. Федер. 2 фев. 2011 г. ]. - Москва : Проспект ; Санкт-Петербург : Кодекс, 2011. – 22 с.
4. Об отдельных вопросах организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований Новосибирской области : закон Новосиб. обл. от 07 окт. 2011 г. № 111-ОЗ : принят  постановлением Законодательного Собрания Новосибирской области от 29 сент. 2011 г. N 111-ЗС //  Сборник правовых актов Новосибирской области. – 2011. – с. 46.