Положение об оказании платных (возмездных) услуг
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(40)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(40)
Положение об оказании платных (возмездных) услуг
Вопрос об оказании возмездных услуг муниципальными и государственными учреждениями всегда вызывает не малый интерес. Неоднократно обращались к этому вопросу и в периодических изданиях. Вопросы, рассматриваемые сегодня, связаны со становлением и применением в автономном учреждении положения об оказании (порядке оказания) платных услуг.
Нормативно-правовая база.
Действующие сегодня федеральные законы не требуют обязательного наличия в автономном учреждении локального акта, основной функцией которого будет упразднение правил оказания платных услуг. На практике существование таких документов не просто необходимо, помимо этого, они обладают определенным нормативным статусом. В качестве примера, содержание этих документов учитывается в процессе принятия органами судебной власти решений в отношении вышеупомянутых учреждений. [1]
Более того, наличие в учреждениях собственно разработанных положений об оказании платных услуг (порядков) часто используется в нормативно-правовой базе региона или муниципального образования. Таким образом, комитет по физической культуре и спорту Миасского городского округа требует непосредственно от руководителей ведомств и учреждений разработку и утверждение правил и порядка предоставления платных услуг, руководствуясь общими правилами, утвержденными комитетом.[2]
Имеют место быть и обратные ситуации, когда учредитель исполняет функцию по утверждению положения об оказании возмездных услуг как в отношении всех подведомственных учреждений [3], так и отдельно взятого учреждения, что идет вразрез с действующим федеральным законодательством и квалифицируется как превышение полномочий.
При установке и регулировании цен на услуги для бюджетных учреждений, учредитель обязан устанавливать только лишь порядок определения стоимости (абз. 1 ч. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ [4]), а в случае с автономными учреждениями не регулируются вообще – законодательством не регламентируются данные действия (ст. 9 Закона № 174-ФЗ [5]). Тарифы же на платные услуги в отношении любых муниципальных учреждений утверждает орган-учредитель [6], однако в отдельных случаях, муниципальные учреждения культуры самостоятельно выбирают и устанавливают для себя тариф.[7] А отдельные видов услуг, которые предоставляются учреждениями, например, в сфере социального обслуживания, действует регулирование тарифов со стороны государства. Стоит отметить, что в данный момент речь идет не только об утверждении тарифов, но и об установлении правил оказания платных услуг.
Итак, законодательство не регламентирует вопрос о фактическом наличии в автономном учреждении локального акта, который регулирует правила оказания платных услуг. Но, в практическом смысле он необходим.
Если автономному учреждению эти правила не «даны руководством», их разработка и утверждение входит в полномочия сотрудников и руководителя автономного учреждения. Интересно, что рассмотрение и утверждение правил не отнесено федеральным законодательством к полномочиям наблюдательного совета автономного учреждения (ч. 1 ст. 11 Закона № 174-ФЗ). Однако, практика показывает, что наблюдательный совет нередко рассматривает проект документа правил, составленный руководителем автономного учреждения, и вносит туда уточнения – хотя, с точки зрения соответствия уставу учреждения, таких полномочий у совета нет.
Содержание и структура документа правил может быть различной и зависеть и от отраслевой специфики деятельности учреждения, и от степени обращения к вопросам, связанным с оказанием платных услуг. Итак, рассмотрим положение об оказании (порядок оказания) платных услуг – что и как в нем должно содержаться.
Общие положения.
В этом традиционном для нормативного документа любого уровня разделе обычно указывают его назначение (регулирование деятельности по оказанию платных услуг конкретным учреждением), приводятся нормативно-правовые акты, на основании которых он и разработан. К ним относятся Гражданский кодекс, Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», законы № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и № 174-ФЗ "Об автономных организациях", Конституция РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Присутствуют ссылки и на узко специализированную нормативно-правовую базу (особенно актуально учреждениям здравоохранения это Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и общефедеральные правила оказания платных услуг в медицине [8]), региональные акты (многие субъекты РФ руководствуются областными законами о социальном обслуживании и их подзаконные акты). В нормативно-правовую базу необходимо включить и ссылку на устав учреждения. Стоит отметить, что правила оказания платных услуг и учредительный документ автономного учреждения не должны противоречить друг другу.
Обычно в данном разделе содержится описание намеченных целей и поставленных задач предоставления возмездных услуг. Для учреждения спортивной направленности, в частности, задачи могут быть такими:
· досуг и организация в сфере физкультуры и спорта;
· эффективность работы и улучшение качества услуг;
· дополнительное финансирование для обеспечения;
· расширение материально-технической базы;
· поощрение массовых и индивидуальных видов спорта, направленных на физическое воспитание населения;
· привлечение разновозрастных категорий к регулярным спортивным занятиям.
Таким образом, в компетенцию наблюдательного совета автономного учреждения не входит рассмотрение и утверждение правил оказания платных услуг.
Также в первом разделе могут присутствовать положения о том, что контроль оказания возмездных услуг осуществляет наблюдательный совет автономного учреждения, изменения и дополнения в порядок оказания платных услуг вносит руководитель автономного учреждения, платные услуги, подлежащие лицензированию, предоставляются с момента получения учреждением лицензии. Полагаем, необходимости вносить такие детали тоже нет, поскольку эти нормы общеизвестны. Ну а контроль за оказанием возмездных услуг федеральное законодательство исключает из компетенции наблюдательного совета автономного учреждения (ч. 1 ст. 11 Закона № 174-ФЗ).
Также в разделе могут присутствовать важные основные моменты. Норма о том, что штатные сотрудники учреждения оказывают возмездные услуги со своего согласия в рамках своего рабочего времени при условии качественного выполнения государственного (муниципального) задания в полной мере. Часто сюда включают и отдельное указание на то, что предоставление учреждением возмездных услуг не должно мешать полноценному выполнению государственного (муниципального) задания.
Используемые термины и понятия.
К основным понятиям обычно относят следующие:
1) исполнитель – конкретное автономное учреждение;
2) заказчик– физическое или юридическое лицо, которому предоставляется возмездная услуга;
3) платная (возмездная) услуга – услуга, предоставляемая на возмездной основе физическому или юридическому лицу за счет его личных средств на основании заявления и (или) договора.
Перечень платных (возмездных) услуг.
Есть два подхода к утверждению перечня платных услуг: либо он приводится в самом положении, либо в положении делается отсылка на перечень, утвержденный руководителем автономного учреждения отдельным документом. Так как эти оба документа относятся к локальным актам самого учреждения, то есть в них достаточно легко вносить изменения, то логично включать перечень платных услуг непосредственно в положение. Не стоит забывать, что перечень должен соответствовать тем видам деятельности, обозначенным в уставе учреждения.
Ярким примером может послужить перечень платных услуг театра:
· организация и проведение конференций, фестивалей, конкурсов и других культурно-зрелищных мероприятий (в т.ч. по заказу сторонних организаций);
· создание театральных постановок, подготовка концертов, культурно-развлекательных и театрально-зрелищных программ;
· предоставление сценической площадки для проведения гастрольных и выездных мероприятий иным лицам, совместных театральных, концертных, культурно-развлекательных и театрально-зрелищных программ и мероприятий;
· организация и проведение тематических вечеров, встреч с деятелями культуры, искусства;
· проведение мероприятий по организации досуговой деятельности, эстетическому воспитанию и обучению населения (клубы по интересам, тематические вечера, арт-студии и т. п.);
· изготовление сценическо-постановочных средств, предоставление в прокат светотехнического оборудования, музыкальных инструментов, сценических постановочных средств, костюмов, обуви, театрального реквизита, бутафории, постижерских принадлежностей, биноклей;
· организация работы буфетов и баров в здании театра и на прилегающей территории;
· организация художественных выставок (в том числе с реализацией) и экскурсий;
· рекламная и издательская деятельность, реализация информационно-справочных и рекламных изданий, копий видеоматериалов и фонограмм, связанных с художественно-творческой деятельностью учреждения, изготовление и реализация сувенирной продукции и цветов (для выражения благодарности зрителей артистам).
В современных реалиях, в положение об оказании возмездных услуг учреждений встречаются их самые разнообразные виды. К примеру, театры включают в локальные акты такую позицию, как «предоставление услуг по перевозке пассажиров и грузов автотранспортом учреждения», а дома-интернаты для престарелых граждан и инвалидов реализуют «выпечку и полуфабрикаты».
Согласно действующему законодательству, любая деятельность автономного учреждения (в том числе и возмездная) должна соответствовать полномочиям его учредителя в различных сферах (науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, средств массовой информации, занятости населения, физической культуры и спорта и др.) в случаях, установленных федеральными законами (ч. 1 ст. 2, ч. 1, 6, 7 ст. 4 Закона № 174-ФЗ). Именно поэтому, при разработке платной услуги учреждению необходимо решить, с каким полномочием своего учредителя соотнесется ее содержание, а следующим шагом надо будет обосновать эту «увязку» при вопросах со стороны надзорных органов.
Внимание стоит сконцентрировать и на том, что наименования из перечня платных услуг следует формулировать именно как услуги для конечного потребителя. Из определения услуги должно быть ясно, что конкретно предлагается получателю.