Статья:

Государственная социальная поддержка инвалидов: проблемы и пути решения

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(42)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Мартьянова К.П. Государственная социальная поддержка инвалидов: проблемы и пути решения // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 21(42). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/42/41462 (дата обращения: 27.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Государственная социальная поддержка инвалидов: проблемы и пути решения

Мартьянова Ксения Павловна
магистрант Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г. Разумовского (МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)), РФ, г.Москва

 

Социально-экономические реформы, проводимые тем или иным государством, практически во всех случаях представляют собой очень большой риск для социально уязвимых групп населения. Нарушается процесс адаптации, увеличивается уровень безработицы, меняются уже привычный уклад жизни и сложившаяся система социальных гарантий. Для определенных групп населения всё это может стать началом постоянных стрессов, нервозов, психических и других заболеваний, а также суицидов, девиации и иных отклонений от нормального развития общества. На более глобальном уровне это приводит к тому, что увеличивается смертность и инвалидность, ухудшаются социальные и демографические показатели. Вот, почему так важна социальная политика государства, которая будет реализовываться непосредственно через социальную поддержку населения, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека.

В России термин «социальная поддержка» вошел в общественно-политическую практику ещё в начале 90-х годов ХХ века с принятием указа Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 году» (от 26 декабря 1991 года № 328) [2]. Фактически и в полной мере реализация социальной поддержки в субъектах Российской Федерации началась с начала 2005 года, когда в силу вступил федеральный закон № 122 о замене льгот и компенсаций мерами социальной поддержки (о монетизации льгот). Реализация закона дала толчок для формирования региональных систем социальной защиты, в которую входила и подсистема социальной поддержки.

Социальная поддержка – это неотъемлемая составляющая системы социальной защиты, главное назначение которой состоит в установлении и поддержании в обществе определенного уровня обеспеченности его материальными и социальными благами, а также услугами, которые должны способствовать нормальному его функционированию [7].

Основными направлениями социальной поддержки населения являются:

·      поддержка малоимущих семей с детьми, обеспечение социальных гарантий семьям, имеющим детей;

·      социальная поддержка участников и инвалидов Великой Отечественной войны;

·      социальная поддержка пенсионеров и инвалидов.

На сегодняшний день к наиболее социально незащищённой группе населения относятся инвалиды. Их доход намного ниже среднего, а потребности в социальном и медицинском обслуживании – выше [4, стр.6]. В Амурской области, которую я брала для конкретного примера, проживает приблизительно около 76 тыс. инвалидов, а это значит, что почти каждый десятый амурчанин является маломобильным и социально незащищенным. По данным на 01.01.18 проживающих в области зарегистрировано около 798 тыс. человек. 2017 год войдет в историю Приамурья как год, когда численность населения впервые опустилась ниже отметки 800 тысяч человек (в январе 2016 года население составляло 802 тыс., а это означает, что спустя два года наблюдается значительная убыль) [5].

Для начала уделим внимание статистическим показателям.

 

Рисунок 1. Общая численность инвалидов, в том числе по группам инвалидности (тыс.чел)

 

Как видно из рисунка 1, численность инвалидов за последние пять лет (с 2013-2017 гг.) подвергалась постоянным изменениям – то увеличивалась, то уменьшалась, и во многом, в зависимости от группы инвалидности. Больше всего в Амурской области инвалидов II группы и, даже, несмотря на то, что их число за рассматриваемый период сократилось на 9,7 тыс., группа все равно остается преобладающей. На втором по многочисленности месте располагаются инвалиды III группы. Их число за рассматриваемый период возросло на 2,5 тыс., что не может не беспокоить. На третьем месте – инвалиды I группы. Их число уменьшалось на протяжении трех лет (с 2013-2015 гг.), но за последние два года (с 2016-2017 гг.) резко увеличилось и в итоге составило 8,2 тысячи, что на 0,5 тысяч больше, чем в 2013 году. Самая малочисленная группа – это дети-инвалиды. Уже тот факт, что такая группа вообще существует, не может не волновать, особенно, если учитывать, что за рассматриваемый период их численность выросла на 0,2 тысячи [6].

Таблица 1.

Расходы области на социально-культурные мероприятия (млрд.руб)

 

Как видно из таблицы 1, расходы на социальную политику в Амурской области в 2016 году по сравнению с предыдущими пошли на существенный спад. В первую очередь это было связано с ростом государственного долга, который должен быть погашен разумным и обдуманным сокращением расходов, т.к. даже по состоянию на 2018 год он остается значительно большим, а значит, и является одной из приоритетных задач. В 2017 году расходы на социальную политику стали немного больше, хотя в общем на социалку продолжают сокращаться [3]. Например, на 55% в прошлом году сократилась финансовая поддержка, направленная на реабилитацию и обеспечение жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями [8]. Проблема с пандусами в городе Благовещенске, да и области вообще, остается одной из важнейших. Многие инвалиды-колясочники не могут позволить себе не просто заехать в какое-либо здание, но и даже «выйти» из подъезда, потому что пандусов у большинства домов просто нет. А если они и предусмотрены, то в большинстве случаев совершенно не годятся для использования – они либо с очень крутым углом наклона, либо ширина въездных частей (для пандусов, состоящих из двух частей) не соответствует ширине колес. Сюда же можно отнести проблему с лифтовым оборудованием, а также с дорожными бордюрами, которые перекрывают движение на перекрестках – заехать на них так же проблематично.

Большинство крупных торговых комплексов на настоящий момент оборудованы лифтами, оснащены пандусами, поручнями и т.д, но несмотря на это, лишь немногие розничные сетевые магазины приспособлены для посещения людей с ограниченными возможностями. К тому же, доступность объектов торговли для инвалидов в большинстве населенных пунктов сельской местности области на сегодняшний день также не обеспечена.

Естественно, что созданию комфортной жизни для инвалидов и других социально незащищенных групп населения, является приоритетной деятельностью любого региона, т.к. абсолютно везде существуют видимые проблемы, которые необходимо решать. Именно поэтому, для того, чтобы постараться помочь людям, которые по каким-либо причинам были лишены возможности жить полноценно, я предлагаю рассмотреть несколько вариантов по изменению условий их жизни.

Во-первых, пандусы. Их должно быть достаточное количество и располагаться они должны в тех местах, в которых необходимы и нужны. А именно – около продовольственных и иных магазинов, если они находятся на какой-либо возвышенности; около подъездов; пунктов обслуживания (парикмахерские, салоны, ремонтные мастерские и т.п.). Обязательно необходимо, чтобы они были во всех местах оказания амбулаторной и иной медицинской помощи, а также возле аптек (если они так же находятся на возвышенности). Так же, пандусами (если это требуется) необходимо оборудовать все торгово-развлекательные комплексы, театры, футбольные и иные стадионы, концертные залы и другие возможные места развлечений и отдыха.

Кроме пандусов, остро стоит и проблема с лифтовым оборудованием. Многие из строений области уже очень старые и требуют ремонта. Именно поэтому, я предлагаю заменить все непригодные для использования инвалидами-колясочниками лифты на новые, современные с широкими дверными проемами, а также дополнительно установить частотный преобразователь и наддверной привод. Это позволит жителям дома ездить вверх и вниз плавно, без резких толчков, рывков и дополнительных шумов. Так же, рекомендуется сделать антивандальный потолок и в каждой кабине поставить видеокамеру. Обязательно учесть ограниченные возможности слепых и слабовидящих - цифры на кнопках вызова должны быть продублированы шрифтом Брайля. Также следует поставить светодиодные лампочки, оборудовать кабины графическим дисплеем и звуковым информатором, чтобы нахождение лифта можно было не только увидеть, но и услышать.

Во-вторых, бордюры. Очень много городов сейчас просто не приспособлены к проживанию в них инвалидов, и это подтверждают сложности на дорогах, связанные с их совершенно неприемлемым состоянием и слишком высокими бордюрами, которые коляскам очень трудно преодолеть. И Амурская область не стала исключением. Конечно же, огораживание дорог бордюрами – это хорошо, но только, если при этом у коляски есть возможность на него заехать. В связи с этим, есть вариант, как с минимальными затратами и в не очень большие сроки облагородить большую часть территории и сделать её максимально комфортной и проездной для инвалидов. Учитывая, что большая часть тротуаров находится все же на территории компаний и иных заведений, я предлагаю обязать их самих обеспечить обустройство дорожных бордюров и дорог (если это необходимо) так, чтобы они стали пригодны для проезда по ним колясок. Для того, чтобы убрать лишнюю часть бетона и сделать небольшой скат (подъем) больших затрат не нужно, но это уже будет большим шагом к изменению ситуации на территории. Решить эту проблему можно и пойдя параллельно другим путем: нужно установить требования к строящимся дорогам, в которых будет прописана доступность. Строительная компания должна знать, по каким критериям и для кого строить дороги и делать бордюры, потому что без этого любая строительная организация никогда не возьмет на себя ответственность за то, что работы производились не по тем критериям. А вот установив необходимые требования и, решив имеющиеся проблемы с уже существующими дорожными бордюрами, в будущем, на новых дорогах, такой проблемы уже возникать не будет.

В-третьих, медицинская помощь. Эта проблема является одной из важнейших и требует особенного внимания. Я предлагаю заниматься постоянным повышением уровня качества медицинской помощи, которую оказывают в нашем случае инвалидам, в т.ч. детям-инвалидам (хотя проблема намного масштабнее и касается всего населения).

В обязательном порядке в Амурской области нужно провести модернизацию медицинского оборудования и медицинских учреждений, существенно заняться разрешением проблемы низкого профиля медицинских сотрудников: подготавливать высококвалифицированных работников, которые будут работать не только из-за высокой зарплаты, но и потому, что будут в этом заинтересованы. Так же, решить проблему низкого уровня оказания амбулаторной помощи - она оказывается преимущественно при острых заболеваниях и неудовлетворительной профильной по случаю инвалидности. Постараться разобраться с низким уровнем осмотра детей-инвалидов узкими специалистами, массажа, лечебной физкультуры, физиолечения. Необходимо производить и поставлять больше медицинских препаратов, тренажеров, инвалидных колясок, слуховых аппаратов, протезов, ортопедической обуви – и для устранения этих проблем, крайне необходимо задуматься о выделении большего количества средств из бюджета, даже, несмотря на то, что нехватка денег является одной из известнейших проблем.

В-четвертых, обеспечение лекарственными препаратами. По закону, льготное обеспечение лекарствами положено инвалидам I и II группы, а также детям-инвалидам. В 2017 году их число в Амурской области составило более 47 тыс. человек, а обеспечено такими лекарственными препаратами было всего около 20 тыс. человек, что практически в 2,5 раза меньше. Чтобы решить проблему недостаточного количества лекарственных препаратов в аптеках при поликлиниках, я предлагаю образовать новую должность, в обязанности вступившего в которую будут входить контроль за поставкой и раздачей лекарств. Нужно чтобы обязательно в каждой такой аптеке был человек, который знал бы, скольким инвалидам в его районе требуется льготная лекарственная помощь и какие лекарства им необходимы в конкретной аптеке, а затем отправлял эти данные в государственные органы, которые потом обеспечивали бы аптеку достаточным количеством лекарственных препаратов.

В-пятых, улучшение качества торгового обслуживания. Несмотря на то, что 90% граждан при опросе отметили, что уровень обслуживания достаточно высок, все же они выделили, что существуют видимые недостатки, которые для отдельных групп населения проявляются острее, чем для всех граждан в совокупности. Конечно же, решая данную проблему, необходимо подумать об открытии специализированных торговых точек для пожилых граждан, участников ВОВ и инвалидов, цены в которых будут снижены до возможного минимума. Со временем можно будет подумать и о разработке сайта для льготных групп населения, который будет предусматривать онлайн заказы через интернет с бесплатной доставкой на дом.

Наша страна должна иметь возможность обеспечивать достойное будущее каждому члену общества. И особенно, она должна заботиться о тех, кто не может сделать этого самостоятельно [1].

Как говорил известный древнеримский политический деятель и философ Марк Туллий Цицерон: «Наш особый долг заключается в том, что, если кто-либо особенно нуждается в нашей помощи, мы должны приложить все силы к тому, чтобы помочь этому человеку».

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Текст Конституции опубликован в «Российской газете» от 25.12.1993 №207;
2. Указ Президента РФ от 26.12.1991 N 328 «О дополнительных мерах по социальной под-держке населения в 1992 году» // Текст указа опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 26 декабря 1991 г.;
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №296 «Об утвер-ждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан"» // Текст постановления опубликован на «Официальном интернет-портале пра-вовой информации» (www.pravo.gov.ru) 24 апреля 2014 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 апреля 2014 г. № 17 ст. 2059;
4. Долгалев Б.А., Ладикова В.Н. Социально- психологические проблемы инвалидов. М.: СПАРК, 2010. С.95.
5. Федеральная служба государственной статистики [электронный ресурс] // URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 13.10.2018);
6. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Амурской области [электронный ресурс] // URL: http://amurstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/amurstat/ru/ (дата обращения: 14.10.2018);
7. Всё о социальной поддержке. Государственная социальная поддержка граждан [элек-тронный ресурс] // URL: http://www.socialnaya-podderzhka.ru/ (дата обращения: 13.10.2018);
8. Амурская служба новостей [электронный ресурс] // URL: https://asn24.ru/news/economic/31680/ (дата обращения: 14.10.2018).