Статья:

Диджитализация банковского сектора

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(45)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Папба Э.Р. Диджитализация банковского сектора // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 24(45). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/45/42405 (дата обращения: 24.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Диджитализация банковского сектора

Папба Эллада Руслановна
магистрант, Кубанский Государственный Университет (ФГБОУ ВО «КубГУ»), РФ, г. Краснодар

 

DIGITALIZATION OF THE BANKING SECTOR

 

Ellada Papba

graduate student of the Department of World Economy and Management, Kuban State University (FSBEI HE "KubSU"), Russia, Krasnodar

 

Аннотация: На сегодняшний день диджитализация широко распространена во всех сферах, в том числе и в банковском секторе. У современных систем есть огромный ряд преимуществ и прежде всего это удобно и экономит огромное количество нашего времени. Конкуренция банков в сфере дистанционного банковского обслуживания возрастает с каждым днем, растет интерес пользователей к получению услуг дистанционно, с помощью смартфонов, персональных компьютеров и прочих средств коммуникации. Так же на дистанционное обслуживание переходят и корпоративные клиенты, которые ведут свой бизнес с использованием современных банковских приложений для  предпринимателей. Улучшение качества и обширности услуг в данной сфере становятся приоритетными для банков в условиях существующей конкуренции.

Abstract: Today, digitalization is widespread in all areas, including the banking sector. Modern systems have a huge number of advantages and, above all, it is convenient and saves a huge amount of our time. The competition of banks in the field of remote banking services is increasing every day, the interest of users to receive services remotely, using smartphones, personal computers and other means of communication, is growing. In addition, corporate clients who run their business using modern banking applications for entrepreneurs are switching to remote services. Improving the quality and breadth of services in this area becomes a priority for banks in the context of existing competition.

 

Ключевые слова: диджитализация, интернет-банкинг, современные банковские услуги.

Keywords: digitalization, internet banking, modern banking services.

 

Актуальность темы данной заключается в том, что развитие современных банковских услуг, в том числе системы удаленного получения банковских услуг через Интернет, является приоритетным и стратегически важным направлением бизнеса любого банка. Современные системы позволяют клиентам банков дистанционно выполнять большинство операций, осуществляемых кредитными организациями в отделениях банка.

На данный момент фаза массового внедрения дистанционного обслуживания уже пройдена. Банкам остается только расширять функционал, совершенствовать работу, упрощать процессы и уделять особое внимание рекламе. В современной России новое поколение технологически образованно и не хотят совершать операции с помощью обращения в отделении банка. Традиционный способ вытесняется новыми возможностями удаленного банкинга. Такая тенденция развития характерна в городах с развитой инфраструктурой, а регионы пока отстают в данном направлении.

Таблица 1.

Количество счетов с дистанционным доступом, открытых в кредитных организациях в 2008–2016 гг., тыс. ед. (составлено автором на основе данных Центрального банка РФ)

Показатель

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Общее количество счетов

27722,60

38862,00

46715,00

59042,70

79261,90

99885,50

111879,50

125776,30

162833,20

В том числе открытые:

  а) юридическим лицом, не являющимся кредитной организацией, всего

из них:

1290,00

1591,10

1791,40

2006,40

2404,20

2798,50

3042,00

3460,50

4026,40

     – с доступом через сеть Интернет

533,30

871,60

1090,60

1361,60

1801,20

2345,70

2665,10

3122,10

3764,90

     – доля счетов с доступом через Интернет в общем количестве счетов с дистанционным доступом, %

2,00

2,24

2,33

2,31

2,27

2,35

2,38

2,48

2,31

  б) физическими лицами, всего
из них:

26432,70

37270,90

44924,00

57036,30

76857,70

97087,00

108837,50

122315,80

158806,80

     – с доступом через сеть Интернет

2794,50

4532,40

5763,50

10360,00

19554,40

28377,80

42337,80

80916,90

136149,30

     – доля счетов с доступом через Интернет в общем количестве счетов с дистанционным доступом, %

10,08

11,66

12,34

17,55

24,67

28,41

37,84

64,33

83,61

В связи с распространением использования дистанционного обслуживания появились и новые виды мошенничества, связанные с удаленным хищением средств, обусловленные либо недоработками системы, либо невыполнением клиентами мер информационной безопасности и передачей своих персональных данных, ведь большинство мошеннических действий происходит по вине самих клиентов, так же возможно и совершение действий под воздействием мошенников, когда клиенты самостоятельно проводят операции (эта проблема рассматривается в трудах М. Доронкина и А. Ионовой [1], Е.А. Куприна [2], А. Новикова [3], А.А. Шустова [5]).

Коммерческим банкам необходимо обращать особое внимание на безопасность всех совершаемых операций. Если услуга не будет хорошо защищена, то она будет невостребованной, несмотря на массу преимуществ. Также частые подобные инциденты негативно отражаются на имидже банка [6, 7]. Предупреждение мошеннических действий можно осуществить с помощью следующих мер:

– подтверждения действий, проводимых в каналах дистанционного обслуживания, дополнительным сообщением (пин-код, sms-пароль, подтверждение в режиме диалога в call-центре);

– информирования клиента на официальных сайтах и в самих программных продуктах о мерах информационной безопасности;

– ограничения операций, проводимых в один день, суточными лимитами.

Все эти меры позволят обезопасить клиентов от потерь, хоть и не в полной мере, так как клиент может сам предоставить персональные данные и в этом случае банк не несет ответственность за проведенные операции.

Можно абсолютно точно сказать, что развитие интернет-банкинга и современных банковских услуг в настоящее время являются очень актуальными и банки расширяют и предлагают новые услуги своим клиентам. Современные банковские услуги играют огромную роль в современных реалиях и дает возможность открывать для себя множество новых и иногда весьма неожиданных технических решений, о которых многие раньше и подумать не могли. Диджитализация вовсю охватывает все города страны, сферы деятельности, с каждым годом набирая обороты и предлагая новые технологии.

 

Список литературы:
1. Доронкин М., Ионова А. Онлайн-возможности: на этапе насыщения // Банки и деловой мир. 2015. № 6. С. 81–86.
2. Куприн Е.А. Преимущества электронного кошелька перед мобильным банком // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. 2014. № 6. С. 59–64.
3. Новиков А. Трансформация digital-стратегии // Банковское обозрение. 2016. № 5. С. 66–68.
4. Шустов А.А. Инновационная деятельность в банковской сфере. Электронные инновации // Молодой ученый. 2013. № 9. С. 269–275.
5. Юсупова О.А. Инновационные технологии в подготовке бакалавров финансового профиля // Инновации в образовании. 2015. № 7. С. 79–90
6. Юсупова О.А. Трансформация мониторинга в банковском кредитовании // Инновационная экономика и общество. 2014. № 3. С. 87–95.