Статья:

Традиционные и современные ритуалы. Сходства и отличия

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №28(121)

Рубрика: Культурология

Выходные данные
Батько А.Ю. Традиционные и современные ритуалы. Сходства и отличия // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 28(121). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/121/76306 (дата обращения: 28.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Традиционные и современные ритуалы. Сходства и отличия

Батько Антон Юрьевич
студент, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, РФ, г. Санкт-Петербург

 

I. Актуализация ритуальных форм на пути восприятия мира от первобытного человека до современного.

Современный мир полон бесчисленных трудностей для человека, с которыми он сталкивается каждый день. Конечно же, большинство из них вполне решаемы, но даже знание этого факта не помогает справиться со стрессом, который неизменно появляется каждый тяжелый понедельник, каждую трудную сессию, каждый поход к начальнику на работе или каждый серьезный разговор с любовью всей твоей жизни. Каждый день, каждый момент реального времени.

Суть этой проблемы кроется в нашем сознании, а точнее в нашем «подсознательном», как говорил З. Фрейд. Все можно объяснить именно этим. Человек испытывает стресс только тогда, когда чувствует опасность, угрозу или, просто поддался сомнению и неуверенности. Это вызвано страхом перед отсутствием знаний об окружающем мире, страхом неизвестности. Страх мистического и неизведанного за порогом собственного дома. Да, именно страхом- самой древней и первой эмоцией у человека разумного.  Не стоит скептически улыбаться, думая, что те времена давно позади, что человек уже как 1,42 миллиона лет не боятся темноты, научившись добывать огонь. Как думаете имеет ли научную, даже генетическую, подоплеку чувство умиротворения известное вам, когда вы находитесь в лесу рядом с костром или перед камином в вашей гостиной? Я и исследования ученых уверяем вас в этом. Имеет.

Всё же, в мире, где информационные патоки настолько противоречивы, где достоверные источники вмиг оказываются насквозь лживыми, где даже достоверная информация меняется с частотой смены желаний и мнений у вашей капризной девушки, не найдется место страху? Пусть маленькому или большому, но все же страху! А ведь это и есть современный мир; мир, в котором живет человек. Его безопасная «пещера» стала лишь несколько «модернизированнее» и более удобной.

Человек давно нашел способ справиться с пугающей неизвестность. Как ни странно, но этот способ, этот ответ нашелся так же в плоскости подсознательного. Даже не осознавая, человек самостоятельно придумал способ борьбы со своими страхами. Это всевозможные ежедневные и не ежедневные обряды и ритуалы, которые помогают приобрести уверенность в безопасности окружающего мира, в успехе обозримого и не очень будущего.

Главное сходство большинства современных и традиционных ритуалов заключается в одинаковом историко-психологическом детерминизме, где связующий и исходный элемент- инстинктивный страх неизвестности.

II. Традиционные ритуалы, как способ изучения и упорядочения мира. Историческая ретроспектива.

Сможем ли мы найти аналог идолопоклонничеству первобытного человека на протяжении всей истории? И что ждал подобный идолопоклонник? Конечно же, благословения и безопасной жизни. Подобное в средние века было повсеместно в любой религии. Да и сейчас, чтобы, например, обезопасить себя и свой новый дом, есть множество религиозных ритуалов. Это и обход дома с иконами, и расположение их в углу, и то же самое расположение икон, но над входной дверью. Другой, но не религиозный ритуал с целью безопасности, это впустить в новый дом сначала кошку. Мы видим, что подобное направлено на то, чтобы дом из помещения превратился в личную крепость, которой не страшны беды, несчастья и плохие духи. А уж не имеет ли место упомянуть здесь и в этом контексте угощение домового для помощи в защите от несчастий? А ведь все это и поныне делают люди, называющие себя современными.

Другой пример покажет, что невыполнение, казалось бы, незначительных ритуалов может нести значительные последствия. Лжедмитрий I не ходил с русскими в конце рабочей недели в баню. Тогда и заподозрили его в нероссийских интересах. А ведь дело не только в гигиене. Баня считалась очищающим от скверны и дурных помыслов местом, построенное также по соответствующим ритуалам. И не спроста в русских сказках Баба Яга прежде чем сварить человека, топит его в баньке, а не просто омывает водой от грязи, словно запачканный фрукт, который хочет съесть. А в современном мире есть аналогичные, но на первый взгляд не сразу читаемые как ритуал явления. Обеденный офисный перекур в компании усталых работников. А ведь многие ощущают, как у них открывается «второе дыхание» после выкуренной сигареты. «И что?» - спросите вы. «А то,- отвечу я,- что эти люди только что смогли очиститься от скверны, плохих мыслей и почувствоваться себя новыми, совсем как после баньки». Но, увы, подобные истоки в современных явлениях, попадающих под определение «ритуал» никто не стремиться увидеть и проанализировать.

В этом можно разглядеть другое сходство, которое с течением времени толкнуло нас к различию. Абсолютно все формы ритуалов направлены на удовлетворение духовно-рекреационных потребностей. То есть задача- позволить человеку прийти к приемлемому и спокойному психологическому, а равно душевному, состоянию. А различие состоит в том, что довольно большая часть современных ритуалов потеряла свое сакральное значение и стала элементом социализации и реализации человека, как социальной функции. Ритуал  раньше- это истинная вера в его силу и существование. А современном мире традиционные ритуалы стали предметом излишней предосторожности, применяемым без веры, но с чувством.   Ритуал теперь не занимает особую нишу в жизни человека. Он стал неосознаваемой действительностью.

Стоит заметить, что подобное явление поменялось в один «миг». Буквально за первую половину 20-ого века. Ведь, что для миллионной истории человечества является полстолетия? Каплей в море! Это время кардинальной смены сознания (иронично, что и здесь всплывает это понятие). Мышление человека отвергло существование бога и большинства сакрального. Теперь мир относительно современного человека строится на открытиях Ч. Дарвина, З. Фрейда, К. Макрса, А. Эйнштейна и ужасной, ничем необъяснимой боли от двух мировых войн. Человеку срочно потребовалось новое обоснование старым ритуалам, приспособить осколки старой картины мира под новые реалии.

Становление традиционных форм ритуала и современных произошло по одной и той же причине- психологического состояния человека. В традиционной культуре он боится окружающего мира, а в современной, насмотревшись ужасов войны и по сумасшедшему быстро меняющийся мир, человек начинает боятся другого человека, теперь куда более непонятного, чем окружающий мир. И уже здесь их различие.

III. Особенности проявления современных ритуальных форм.

Современные ритуалы с течением времени приобретают все больше и больше различий по отношению к их традиционным аналогам. Но и некоторые из них, характерные для более узких групп, чем всё человечество, используются и поныне с тем же, неизменным смыслом. Девушки и тогда, и сейчас устраивают гадания на «суженого-ряженого», точно так же и приметы, например,- «не сиди на краю стола-замуж не выйдешь!». Подобные явления остались в нашем быту.

Как вы понимаете, искать аналоги ритуалов можно бесконечно- достаточно лишь «зацепиться» за какую-либо сферу жизни и группу общества. Но есть куда более интересные аспекты темы. Подметить современную тенденцию в ритуалах!

Моментом смены традиционной культуры, а соответственно и ритуалов, на современную можно считать первую половину 20-ого века. Если в момент «более глобальной» веры в Бога, как в нечто сакральное- общество, в целом не имело разлада, внутри себя, между членами близких социальных групп, объединенных общими традициями и ритуалами; то в современном мире бог свергнут, часть населения полагается не на сакральные законы, а на юридические. Теперь все ритуалы становятся гораздо индивидуальнее и ищут не познание и защиту наравне со спокойствием, а достижение личностных целей.

Почему пропали обряды и ритуалы единения? Почему их насильно пришлось вводить на рабочих местах. Теперь чтобы объединить группу, и то лишь для более плодотворного сотрудничества, начальство компаний насильно придумывает ритуалы для единения сотрудников. Потому что социальная функция ритуалов была частично утрачена, и, как показывает попытка вернуться, это было чрезвычайно важно.

Наше общество вследствие урбанизации и отчуждения человека от человека стало более анонимно, что препятствует сохранению традиционной формы ритуалов, которая оберегалась обширной связью не двух-трех поколений как сейчас, а более большим числом.

Но не стоит думать, что все так печально. Современные ритуалы по-прежнему могу регулировать отношения в малых и средних ячейках общества. Самой большой проблемой я вижу потерю сакрального в ритуале и приобретение желания корыстного обустройства в этом мире, где большинство, к счастью, что не всё, имеет более меркантильные желания.

Конечно, у читателя возникает излюбленный русский вопрос: «Кто виноват? И что делать?». Что с этим делать уже было предложено еще в середине прошлого века. Причем, личностью, сопричастной к культуре. Эдуардо де Филлипо в своей пьесе «Ох уж эти призраки» образно говорит нам избавиться от однообразного быта можно только сделав из своего каждого действия- целый ритуал, тогда быт станет поэзией. То есть приобретет свою сакральность через образность, символы и новые смыслы. Сделай так, чтобы утренняя чашка кофе была не будничностью, а ритуалом! Ведь ритуал относиться к символическим формам поведения. Нужно преодолеть разрыв в различии ритуальных форм, решив проблему через творчество, в его эстетике, как особенности формы, что безгранично важно и для ритуала.

Вышеуказанные заявления и выводы доказывают, что различию в традиционной и современной формах ритуала обязано мышление человека, его подсознательный страх к чему-либо. К миру, как в первом случае, и к другому, тебе подобному человеку- во втором. Конечно, это обусловлено еще и историческими процессами. Сходства гораздо больше, чем отличий. У них общая система становления и развития. Отличаются лишь «предмет», на который смотрят глаза, которые, как известно, от страха велики.

Это лишь один из этапов развития, который приведет нас к чем-то новому. Нужно найти в современном ритуале возможность достичь свои духовные, а не материальные стремления. А для это нужно поменять свой способ мышления, свое сознание!

 

Список литературы:
1. Фрейд З. Психология бессознательного : Сб. произведений / З. Фрейд ― Москва : Просвещение, 1990. ― 447 с.
2. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре : Структур.-семант. анализ восточнослав. обрядов / А.К. Байбурин ― СПб. : Наука, 1993. ― 237с.
3. Мировые культы и ритуалы. Могущество и сила древних [Электронный ресурс]/ ―Режим доступа: https://religion.wikireading.ru/64530 ―Загл. с экрана.
4. Роль обычаев и ритуалов в повседневной жизни современной городской семьи [Электронный ресурс]/ ―Режим доступа: https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2008/19_13.pdf ―Загл. с экрана.