Выбор программного обеспечения для построения моделей транспортных процессов
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №29(122)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №29(122)
Выбор программного обеспечения для построения моделей транспортных процессов
Одной из наиболее важных задач транспортной системы России является обеспечение максимальной эффективности функционирования транспортно-дорожного комплекса страны путем повышения качества удовлетворения потребностей экономики и населения в безопасных и эффективных транспортных услугах.
Такая совокупная система, объединяющая в единый технический и технологический комплекс подсистемы организации дорожного движения, обеспечения безопасности дорожного движения, а также предоставления информационного сервиса для участников дорожного движения и потенциальных субъектов транспортного процесса, сегодня получила название – «Интеллектуальная Транспортная Система» (ИТС). Оперативной задачей ИТС является осуществление и поддержка возможности автоматизированного и автоматического взаимодействия всех транспортных субъектов в реальном масштабе времени на адаптивных принципах. Ключевым в построении ИТС является комплекс дорожно-транспортной, транспортно-технологической, транспортно-сервисной и информационной инфраструктуры.
Фактически этот комплекс представляется как совокупность подсистем, в которой предусмотрена функция диспетчерского, оперативного и ситуационного координирования взаимодействия вовлеченных служб, ведомств и иных субъектов [1].
В данной статье рассматриваются функции и возможности в той или иной сфере логистики пяти прикладных программ для моделирования транспортных процессов, такие как:
- Aimsun;
- Anylogic;
- PTVissim;
- Авто-Интелект;
- ГИС ИнГео.
Aimsun – продвинутая зарубежная система управления трафиком, которая позволяет имитировать большие площади в режиме реального времени, что позволяет операторам предусмотреть условия движения, прежде чем они развернутся, и оценить влияние стратегий управления потоками.
Anylogic – инструмент имитационного моделирования для бизнеса. Он используется в разных отраслях и помогает получать детальное представление о системах и процессах и оптимизировать их.
Авто-Интеллект – программа, позволяющая автоматизировать решение целого спектра задач, связанных с безопасностью дорожного движения и контролем транспорта. Распределенная архитектура Авто-Интеллекта дает возможность создавать комплексные решения контроля дорожно-транспортной обстановки, объединяющие множество точек контроля, собирать информацию в едином центре управления и передавать ее с одной точки на другую.
PTV Vissim – это единственный в мире инструмент микроскопического моделирования, который может использоваться для представления всех видов транспорта и моделирования их взаимодействия.
ГИС – географическая информационная система – на сегодня уже распространённый инструмент, обеспечивающий решение стандартного ряда задач при работе с информацией по территориально распределённым системам (город, район, область…), основой которых служит многослойная электронная карта, связанная с базой данных по изображённым на карте объектам.
Рассмотрим функциональные возможности перечисленных программ:
Aimsun
- сформировывает прогноз трафика на следующий час за 2-5 минут;
- учитывает изменения пропускной способности;
- распространяет информацию об инцидентах среди общественности;
- имеет доступ к индивидуальным задержкам движения транспортных средств, времени в пути, положению, выбросам загрязняющих веществ, скорости, маршруту движения и многим другим характеристикам [2].
Anylogic
Задачи, которые решает данная программа в сфере дорожного движения и транспортной инфраструктуры:
- проектирование дорог и автомагистралей, моделирование изменений, дополнений и перекрытий в дорожной сети;
- анализ пропускной способности дорог, включая статистику возникновения пробок и заторов;
- размещение светофоров и оптимизация светофорных фаз;
- интеграция общественных объектов и зданий в дорожную сеть.
Типичные задачи в области грузоперевозок:
- построение стратегического и тактического логистических планов, оценка их выполнимости и затрат на реализацию;
- стратегическое и оперативное управление транспортировками и автопарком на основе накопленных статистических данных, а также мониторинга данных в режиме реального времени;
- оптимизация управления автопарком: планирование технического обслуживания, закупки, аренды или лизинга грузовых автомобилей, вагонов, судов, самолетов;
- оценка риска и управление рисками в транспортной логистике.
В разделе пассажиропотока можно определить следующие параметры:
- оценка пропускной способности зданий и отдельных объектов внутри них;
- нахождение «узких мест» для пешеходных потоков;
- оптимизация бизнес-процессов в пунктах обслуживания;
- создание и обоснование планов эвакуации при ЧС;
- оценка плотности потока посетителей торговых зон;
- оценка доступности парковок, дорожной сети и общественного транспорта.
Возможности определения и оптимизирования в сфере складирования:
- количество, вид и характеристики транспортно-погрузочной техники;
- количество персонала;
- площади для зон приемки, отгрузки, комплектации, сортировки и хранения товаров;
- затраты на эксплуатацию склада;
- количество ворот для погрузки-разгрузки;
- расписание выполнения различных работ и операций;
- политику организации грузопотоков;
- показатели эффективности: время выполнения операций, коэффициенты использования ресурсов, динамику изменения уровня запасов и т.д.
Типичные задачи в области логистики:
- планирование и оптимизация перевозок;
- оптимизация логистической сети;
- проектирование цепей поставок;
- проектирование и оптимизация работы склада [3].
PTVissim
- управление сигналом (светофоры);
- безсигнальные перекрестки;
- имитация управления сигналом для дорожного движения, пешеходов и общественного транспорта.
- мультимодальные системы (различные сценарии смешанных перевозок могут быть реалистично смоделированы и оценены с учетом их воздействия на дорожное движение);
- общественный транспорт;
- учет пешеходных потоков и их взаимодействия с транспортом;
- моделирование грузовых перевозок;
- аэропорты и судоходство;
- движение по автомагистрали;
- активное управление трафиком;
- моделирование выбросов;
- виртуальные испытания автономных транспортных средств [4].
Авто-Интелект
- автоматическое распознавание государственных номерных знаков транспортных средств;
- автоматический поиск распознанных номеров в базах данных (в том числе базах правоохранительных органов) с оповещением оператора;
- накопление результатов распознавания и соответствующих фото-, видео-материалов в базе данных для последующего использования;
- интеграция со специализированным оборудованием: средства контроля скоростного режима, интеллектуальные видеокамеры;
- автоматическое обнаружение фактов нарушения ПДД: превышение скорости, проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд за стоп-линию, остановка на пешеходном переходе;
- автоматическая подготовка постановлений об административном правонарушении;
- сбор статистики о дорожном движении с возможностью группировки по типам транспортных средств (количество проехавших автомобилей, их скорость, загруженность дороги и другие характеристики) [5].
ГИС ИнГео
- использует современные средства хранения информации, обеспечивает регламентированный доступ, редактирование и ввод новых данных;
- позволяет создавать топологически корректные цифровые карты;
- обеспечивает регламентированный доступ к единым информационно-картографическим данным [6].
Далее в табл. 1 приведены сферы использования представленных прикладных программ.
Таблица 1.
Сфера использования прикладных программ
Программа |
Сфера использования |
||||
Дорожное движение |
Грузоперевозки |
Пассажиропотоки |
Складирование |
Логистика |
|
Aimsun |
+ |
- |
- |
- |
- |
Anylogic |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
PTVissim |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
Авто-Интелект |
+ |
- |
- |
- |
- |
ГИС ИнГео |
+ |
- |
- |
- |
- |
Выбор прикладной программы производится исходя из удобства использования по 6 критериям в табл. 2, используя метод экспертных оценок. В скобках указан вес критерия, где 0,1 – менее значимый, 0,15–0,2 – значимый и 0,25 – самый значимый. Максимальный показатель будет равняться 10 баллам.
Таблица 2.
Выбор прикладной программы
Критерий |
Весовой коэффициент |
Aimsun |
Anylogic |
PTVissim |
Авто-Интелект |
ГИС ИнГео |
Русифицированная версия |
0,1 |
6 |
10 |
10 |
10 |
10 |
Доступность |
0,25 |
6 |
9 |
8 |
7 |
5 |
Информативность официального сайта |
0,2 |
8 |
10 |
7 |
6 |
6 |
Наличие видеоуроков в свободном доступе |
0,15 |
6 |
9 |
6 |
5 |
5 |
Дружественный к пользователю интерфейс |
0,2 |
7 |
9 |
8 |
6 |
5 |
Наличие развитой поддержки |
0,1 |
7 |
9 |
8 |
5 |
5 |
Итого: |
1 |
6,7 |
9,3 |
7,7 |
6,4 |
4,5 |
Из таблицы видно, что наибольший балл 9,3 принадлежит программе Anylogic, следовательно, предпочтение будет отдано программе Anylogic.
Выбор программы для моделирования транспортных процессов часто бывает сложным и зависит от множества условий. Решающими условиями являются легкость в восприятии предоставляемой информации, быстрая скорость освоения и эргономичность графического интерфейса, скорость моделирования. В данном случае выбран инструмент Anylogic, который позволяет получить качественный результат моделирования с высоким уровнем детализации и точности.
Список литературы:
- Жанказиев С.В. Интеллектуальные транспортные системы: учеб. пособие / С.В. Жанказиев. – М.: МАДИ, 2016. 120 с.
- Aimsun Live for real-time traffic management [Электронный ресурс] // URL: https://www.aimsun.com/aimsun-live/
- AnyLogic: имитационное моделирование для бизнеса [Электронный ресурс] // URL: https://www.anylogic.ru/
- PTV-VISION: Продукты [Электронный ресурс] // URL: http://ptv-vision.ru/produkty
- «Авто-Интеллект» – система распознавания автомобильных номеров и обеспечения безопасности дорожного движения [Электронный ресурс] // URL: https://www.itv.ru/products/intellect/autointellect//
- Инструментальная геоинформационная система "ИнГео" [Электронный ресурс] // URL: http://www.integro.ru/projects/gis/main_gis.htm/