Отношение к природе на западе
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №30(123)
Рубрика: Науки о Земле
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №30(123)
Отношение к природе на западе
Аннотация. Человек жил и живет в природе. Она оказывала огромное воздействие на жизнь древних людей. И не только угрожала человеку, но и щедро отдавала ему свои плоды. Не случайно первые человеческие поселения, древнейшие царства возникали вокруг рек и морей. Говорят, например, что Нил создал Египет. Действительно, огромное влияние этой реки сказалось на всей жизни египтян: в хозяйстве и в искусстве, в архитектуре и науке, в устройстве государства и в религиозных культах. Природные условия играли и продолжают играть большую роль в жизни людей. В ее недрах скрыты огромные богатства. Уголь, железная руда, нефть, золото. Как изменилась бы наша жизнь, если бы природа не располагала этими богатствами.[1]
Ключевые слова: природа, Запад, человек, культура, господство.
Цивилизацию западного типа можно назвать техногенной благодаря быстрому изменению техники и технологий. Следствием этого являются научно-технические революции, меняющие отношение человека к природе. По мере развития техногенной цивилизации происходит ускоряющееся обновление той искусственно созданной человеком предметной среды, в которой непосредственно протекает его жизнедеятельность.
В свою очередь, это сопровождается возрастающей динамикой социальных связей, их быстрой трансформацией. На протяжении жизни одного-двух поколений происходит изменение образа жизни и формирование нового типа личности. Европейцы в своем развитии пошли самым простым путем. Они резко выделили себя из природы, перестали чувствовать себя ее частью. Более того, природа в их понимании стала чем-то вроде врага. Ее надо было одолеть, победить, поставить себе на службу. Убедив себя, что человек есть венец творения, европейцы принялись перекраивать природу на свой лад и расхищать ее богатства, не считаясь ни с загрязнением окружающей среды, ни с другими потерями Запад исходит из идеи хаотичности природы и ее враждебности человеку. Отсюда – деятельное стремление преобразовать и подчинить этот мир, подогнать его под человека, радикально изменить. Человек при этом тоже меняется, но стихийно, самим ходом борьбы с природой. Запад утверждает господство рационально-рассудочного начала в человеке, которое должно подавлять якобы естественные, эгоистические инстинкты. Только так человек может быть общественным существом. Образно говоря, мозг должен господствовать над сердцем, чувствами и эмоциями, от которых и проистекает все зло. Соответственно различается и понимание совместной жизни людей, общества. С точки зрения Запада это простая сумма отдельных, независимых индивидов, атомов, которые вынуждены создавать хитроумные общественно-политические механизмы, обеспечивающие взаимное сочетание интересов, чтобы ужиться вместе. Запад исходит из идеи борьбы, противостояния, как природному миру, так и человека человеку. В основе западного подхода лежит также другое понимание времени. Для Запада, очевидно под влиянием христианства, время разрывает цикл и становится прямой линией, ведущей к определенной цели. Сама цель может пониматься по-разному.
Предпосылки западной культуры закладывались еще в античности и средневековье. Основные вехи ее предыстории: опыт демократии античного полиса, становление в рамках его культуры различных философских систем и первых образцов теоретической науки, а затем сформировавшаяся в эпоху европейского средневековья христианская традиция с ее представлением о человеческой индивидуальности, концепцией морали и пониманием человеческого разума как созданного по образу и подобию Бога. Синтез этих двух традиций в эпоху Возрождения было одним из истоков ценностей техногенной цивилизации. В эпоху Просвещения завершилось формирование мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сформировалась особая ценность прогресса науки и техники, а также убеждение в принципиальной возможности рациональности организации социальных отношений. В социальном плане западная цивилизация отожествляется с эпохой становления и развития капитализма и становления гражданского общества и правового господства. В технологическом плане с индустриальным и постиндустриальным обществом.[2]