Статья:

Разработка новых методик риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(124)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Скрыльникова М.Е. Разработка новых методик риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 31(124). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/124/77729 (дата обращения: 27.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Разработка новых методик риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности

Скрыльникова Марина Евгеньевна
студент, Высшая школа аэронавигации, РФ, г. Санкт-Петербург
Богданов Владимир Григорьевич
научный руководитель, канд. техн. наук, Высшая школа аэронавигации, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Государственная приоритетная программа «Реформа контрольной и надзорной деятельности» реализуется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта согласно паспорту ведомственного приоритетного проекта «Совершенствование контрольно-надзорной деятельности в сфере транспорта в Российской Федерации», утвержденному 21февраля2017г.

Мероприятия проводятся в соответствии с утвержденным в Службе сводным планом приоритетного проекта,согласованным с аналитическим центром при Правительстве РФ, Минэкономразвития, Минтрудом, Минкомсвязии, Минюстом России.

Одно из основных направлений реформы — переход на риск-ориентированную модель надзорной деятельности, которая предполагает дифференцированный  подход к планированию и проведению проверочных мероприятий в зависимости от степени риска причинения вреда жизни и здоровью граждан.

При этом в публичной декларации целей и задач Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на 2020г. цель «совершенствование риск-ориентированного подхода» зафиксирована под номером 1 и предусматривает решение следующих задач:

  • разработка исчерпывающих реестров субъектов контроля (надзора) по видам транспорта, внедрение алгоритмов их поддержания в актуальном состоянии;
  • категорирование субъектов контроля (надзора) по категориям рисков в соответствии с утвержденной методикой их отнесения к категории риска с учетом «Правил отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или)используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности», утвержденных постановлением правительства РФ от 17.08.2016г. № 806;
  • формирование требований для создания «динамической модели» категорирования субъектов контроля (надзора), основанных на данных статистики, событийных показателях деятельности субъектов контроля, внешних факторах и истории взаимодействия с субъектами (объектами) контроля;
  • разработка методики оценки показателей конечных общественно значимых результатов для контролируемых видов деятельности в сфере транспортного надзора и транспортной безопасности по рискам вреда жизни и здоровью граждан, причинения материального ущерба;
  • разработка плана проверок  на 2020г.с учетом риск-ориентированной модели.

Такой подход позволит не только вывести на новый качественный уровень результаты контрольно-надзорной работы,но и существенно увеличить эффективность расходования ресурсов на функционирование территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта путем сосредоточени яусилий инспекторского состава федерального государственного надзора на наиболее значимых направлениях.

К важнейшим направлениям в сфере гражданской авиации относится аэронавигационное обслуживание, т.е. обслуживание пользователей воздушного пространства (ОрВД), что включает организацию и обслуживание воздушного движения, радиотехническое обеспечение полетов и авиационную электросвязь, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, авиационный поиск и спасание,предоставляемое на всех этапах полета воздушного судна.

Главным предприятием в РФ, осуществляющим аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства, является ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». В ведении этого предприятия более 900 воздушных трасс, более 1,4 млн полетов в год, при этом одновременно под диспетчерским управлением может находиться более1000 воздушных судов.

Сегодня в нашей стране деятельность в сфере надзора за использованием воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания ведут более двух тысяч юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, владельцев зарегистрированных в установленном порядке воздушных судов, эксплуатантов авиации общего назначения, аэропортов, зарегистрированных посадочных площадок и вертодромов, организаций, предоставляющих аэронавигационные данные для их опубликования в специальных сборниках.

Кроме того, в контрольно-надзорную деятельность Ространснадзора включены предприятия и организации, предоставляющие аэронавигационную информацию, выполняющие авиамееорологическое обслуживание гражданской авиации, а также объекты, осуществляющие деятельность в сфере авиационно-космического поиска и спасания. Подконтрольные субъекты рассредоточены по всей территории России по федеральным округам.

С 2012 по 2016г. центральный аппарат Госавианадзора и его территориальные управления провели более 200 плановых и 120 внеплановых проверок организаций, действующих в сфере использования воздушного пространства и  аэронавигационного обслуживания.

В ходе проведенных контрольно-надзорных мероприятий выявлено более 1350 нарушений воздушного законодательства в разрешенной области деятельности.

Согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), в указанный период за нарушения установленных требований по безопасности полетов Ространснадзором было выписано более 1600 постановлений о привлечении к административной ответственности должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, физических и юридических лиц на общую сумму более 81 млн рублей.

В сфере предоставления метеорологической информации Ространснадзором проведены 42 проверки, выявлены 99 нарушений.

Проверки предприятий,предоставляющих пользователям аэронавигационные данные и аэронавигационную информацию, показали, что поставщики исходных данных и информации для опубликования  в  АИП  России не в полной мере выполняют установленные требования, особенно в части соответствия установленным форматам аэронавигационных данных и своевременного представления изменений для опубликования.

Аналогичные замечания были отражены и по результатам проверки РФ экспертами Международной организации гражданской авиации (International Civil Aviation Organization —ICAO,или ИКАО).

В рамках Универсальной программы ИКАО по проведению проверок организации контроля за обеспечением безопасности полетов выполнены и в дальнейшем будут выполняться корректирующие действия в части проверок предприятий и организаций,представляющих пользователям аэронавигационные данные.

С 2012 г. ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» учло около 1200 нарушений порядка использования воздушного пространства воздушными судами и в деятельности, не связанной с полетами воздушных судов (дельталетов, парапланов, воздушных шаров).

По-прежнему велико количество нарушений правил и порядка использования воздушного пространства владельцами и пилотами незарегистрированных воздушных судов, индивидуальными предпринимателями, частными владельцами воздушных судов, внешними пилотами, управляющими беспилотными летательными аппаратами (БПЛА).

 

Список литературы:
1. [Электронный ресурс]. Закон о совершенствовании контрольной деятельности и лицензировании подписан президентом РФ. URL: https://open.gov.ru/events/5517737/ (дата обращения: 04.02.2020);
2. Федеральный закон от 13.07.2015 № 246-ФЗ."О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".