Формирование привычки к IT-продуктам
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №33(126)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №33(126)
Формирование привычки к IT-продуктам
THE FORMATION OF THE HABIT OF IT PRODUCTS
Tatiana Tokareva
Master student, Volga State Technological University, RF, Yoshkar-Ola
Аннотация. В статье рассматриваются понятие привычки и привыкания, принципов и факторов их формирования, а также их роль и важность в создании и развитии IT-продуктов. Рассмотрены особенности поведения людей при создании продукта как фактора развития продукта, его рекламы и агрессивного продвижения.
Abstract. The article discusses the concept of habit and habituation, principles and factors of their formation, and their role and importance in the creation and development of IT products. The features of human behavior when you create a product as a factor of development of the product, its advertising and aggressive promotion.
Ключевые слова: привычка, привыкание, формирование привычки, «на крычке», манипуляции, инноваторы.
Keywords: addiction, addictive, habit forming, "on cricke", manipulation, innovators.
Для многих товаров и продуктов формирование привычки — залог выживания. Сегодня недостаточно привлечь миллионы клиентов - компании все чаще замечают, что стоимость их активов на бирже напрямую зависит от силы привычки, которую они создали.
Нир Эяль в своей книге «Покупатель на крючке» рассказывает об особенностях человеческого поведения, учитывая которые, можно создать продукты нового поколения, которые способны завоевать настоящую любовь потребителя.
Создание высокотехнологичных ИТ продуктов неразрывно связано с необходимостью убеждать потребителей делать то, что мы хотим. Известный создатель игр Ян Богост называет волну технологий, формирующих привычки - «сигаретами нашего столетия», и предупреждает, что они вызывают такую же зависимость и не менее опасны.
В результате широкого распространения интернета и передачи больших объемов личных данных на высоких скоростях возник мир, который имеет повышенный потенциал появления зависимости.
Психологи когнитивного мышления определяют привычку как «автоматическое поведение, вызванное ситуационными сигналами» — проще говоря, то, что мы делаем почти (или совсем) не задумываясь. Сегодня на рынке побеждают те продукты, которым удается изменить наше повседневное поведение, которые формируют привычку. За внимание пользователей каждую минуту конкурирует столько раздражителей, что только возведение интеракций в привычку можно считать залогом выживания различных приложений.
В книге Нира Эяля «Покупатель на крючке» предложен научный подход к манипулированию потребителем, пошаговое руководство к формированию зависимости от продукта. Книга вызвала бурный отклик в англоязычном сообществе и получила знаки отличия на ресурсах вроде Goodreads.
Часто используемые и популярные продукты обладают большим потенциалом роста по сравнению с конкурентами. Например, Facebook обогнал всех конкурентов, включая MySpace и Friendster, хотя и довольно поздно появился на вечеринке социальных сетей. Успех Facebook — это результат правила «больше-больше»: частое использование обеспечивает быстрый вирусный рост.
Самый важный фактор ускорения роста — это «длительность вирусного цикла» (время, необходимое пользователю, чтобы пригласить другого пользователя). Оно может иметь большое значение в судьбе продукта. Например, если длительность вирусного цикла 2 дня, то через двадцать дней у вас будет 20 470 пользователей. Но если вы сократите ее в два раза, до одного дня, то получите свыше 20 миллионов пользователей!
Доля людей, страдающих от интернет зависимости, крайне мала. По оценкам специалистов, даже в сегменте технологий, вызывающих наиболее сильное привыкание (вроде игровых автоматов), патологическую зависимость испытывают всего около 1% пользователей. Как правило, она проявляется у людей с определенным складом психики. Однако нельзя просто отмахнуться от этой проблемы из-за ее незначительных масштабов, ведь так можно не заметить реальных сложностей, вызванных привыканием.
Сейчас у компаний есть доступ к данным, которые позволяют выделить людей, использующих их продукты чрезмерно активно. Будут ли организации опираться на эти данные, чтобы помочь таким потребителям, — это зависит от того, насколько ответственную позицию они занимают. Компании, которые создают вызывающие привыкание продукты, имеют этические обязательства информировать и защищать пользователей, испытывающих нездоровую привязанность к их продуктам. Когда-нибудь, возможно, эти обязательства приобретут юридический характер. Предпринимателям, выпускающим потенциально опасные продукты, придется разрабатывать правила выявления зависимых потребителей и оказания им помощи. Пока же им придется научиться оценивать эти неизвестные нам последствия самостоятельно, а разработчикам — жить, постоянно размышляя о том, насколько этична их деятельность.
Итак, понимание того, что движет людьми, вызывает привыкание к продуктам, позволяет разработчикам создавать то, что способно их заинтересовать. Если учитывать особенности поведения людей при создании продукта — то компаниям больше не придется тратиться на рекламу и агрессивное продвижение.