Статья:

Психологические факторы, влияющие на склонность к девиации подростков

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №33(126)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Сафина Ю.Ф. Психологические факторы, влияющие на склонность к девиации подростков // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 33(126). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/126/78582 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Психологические факторы, влияющие на склонность к девиации подростков

Сафина Юлия Фаилевна
магистрант ФГБОУ ВО Самарский государственный социально-педагогический университет, РФ, г. Самара
Шарапов Вячеслав Викторович
научный руководитель, д-р психол. наук, профессор кафедры общей и социальной психологии, Самарский государственный социально-педагогический университет, РФ, г. Самара

 

Аннотация. Организация работы по профилактике девиантного поведения среди подрастающего поколения, обозначила круг актуальных проблем организационного и исследовательского уровня. В связи с тем, что данная работа организуется и проводится среди подростков, которые уже имеют некий «опыт» тех или иных девиаций, целесообразно дать анализ тем возрастным особенностям, которые так или иначе связаны с возникновением девиантного поведения у подростков. Этой важной социально-психологической проблеме и посвящается данная статья.

Abstract. The organization of work on the prevention of deviant behavior among the younger generation, identified a range of urgent problems at the organizational and research level. Due to the fact that this work is organized and conducted among teenagers who already have some "experience" of certain deviations, it is advisable to analyze the age features that are somehow associated with the emergence of deviant behavior in adolescents. This article is devoted to this important socio-psychological problem.

 

Ключевые слова: подростковый возраст, самосознание, самооценка, самопознание, самоконтроль, самоанализ, девиантное поведение, нравственное воспитание, конфликт интересов, индивидуальность, социальный статус.

Keywords: adolescence, self-awareness, self-esteem, self-knowledge, self-control, self-analysis, deviant behavior, moral education, conflict of interest, identity, social status.

 

Постановка проблемы. В настоящий период в нашей стране происходит обострение множественных проблем на первом месте из которых – социальные, такие как увеличение числа детей частично или полностью лишенных полной родительской любви и заботы, что объясняется чрезмерной загруженностью родителей на работе, алкоголизмом либо иными недугами, или вовсе лишением родительских прав. Зачастую в многодетных семьях дети предоставлены «сами себе», им не оказывают должного внимания и заботы.

На сегодняшний день в науке накоплен значительный объем сведений, которые подтверждают многочисленность факторов, влияющих на формирование и развитие девиации. В переходный период развития нашего общества особенно важным является изучение девиантного поведения. В условиях современного общества взаимодействие семьи и социума, а также отдельной личности осуществляется в результате переустройства общественных отношений, которые вызывают как положительные, так и отрицательные перемены в разных сферах социальной жизни.

Проблема девиантного поведения достаточно часто рассматривается в зарубежной и отечественной литературе, однако, если взять определенный аспект – подростковая девиация, то мы заметим, что данная проблема изучена меньше. Методологические основы изучения девиантного поведения представлены и в отечественных теориях: девиантологии В.С. Афанасьева, Я.И. Гилинского, Б.М. Левина; современной социологии права В.П. Казимирчука, В.Н. Кудрявцева, Ю.В. Кудрявцева, а также в трудах В.Ф. Левичевой, В.Т. Лисовского, И.А. Невского, А.С. Харчева.

Целью статьи является теоретическое обоснование связи психологических факторов, влияющих на отношения склонности к девиантному поведению у подростков.

Изложение основного материала исследования. Можно выделить ряд факторов, влияющих на формирование девиации:

  • частичное или полное отсутствие близких и теплых отношений у ребенка в семье;
  • недостаток внимания и любви, вследствие чего проявляется запущенность;
  • условия, при которых происходит появление препятствий или блокирование на пути к удовлетворению жизненно необходимых потребностей;
  • формирование комплексов личностных проблем, которые мешают правильному развитию личности, построению взаимоотношений с людьми, базирующиеся на основе внутренних конфликтов.

Проявлению девиации способствуют или препятствуют особенности темперамента подростка, характера личности и его социальное окружение.

В.В. Ковалев выделяет среди психотравмирующих факторов: психические травмы. Как правило, они характеризуются внезапностью, проявляются с большой силой и наносят вред жизни или благополучию человека; хронические психотравмирующие обстоятельства, касающиеся основные ценностные ориентации подростка (семейные конфликты, противоречивое или деспотическое воспитание, неуспеваемость и т.д.); психотравмирующие ситуации сравнительно непродолжительного действия, но психологически очень существенные (ссора со сверстниками, утрата или болезнь одного из родителей, и т.д.);  воздействия, составляющие группу факторов эмоциональной депривации, формирующихся из нехватки ухода, заботы, ласки, т.е. таких факторов, которые препятствуют формированию у подростка чувства привязанности или нарушают ее формирование (разлука с матерью, неспособность матери из-за болезни создать эмоциональную, теплую атмосферу и т.д.). На ранних этапах развития чаще подвергаются воздействию психотравм подростки, которые проявляющие пассивность, замкнутость, чрезмерную реактивность или аффективность, в силу своей юности и незрелости, обладают теми или иными отклонениями со стороны вегетативной нервной системы.

Также необходимо отметить, что наиболее восприимчивы дети с такими проявлениями, как тревожная мнительность, заторможенность, склонность к страхам, психический инфантилизм. Подростковый возраст нередко описывают как трудный, критический, переломный. Все это не случайно. На этапе развития от 11 до 14 лет (исходя от проявления индивидуальных особенностей подростка и условий его воспитания) проявляются существенные изменения как в организме ребенке, так и в его психике. Изменения в физиологии проявляются, как существенный скачок в росте, гормональная перестройка, основанная на половом созревании, и др., как правило, непременно влекут за собой изменения в самочувствии. В этот период у подростков могут обнаруживаться головокружения, неожиданные сердцебиения, повышенное проявление возбудимости, бурная энергия, либо апатичность, вялость, пониженная работоспособность и т.д. Все это отражается на психике подростка, которая становится переменчивой, очень уязвимой.

Собственно, на основе этого можно объяснить резкие перепады настроения у подростков — от проявления безудержного смеха до внезапных слез; раздражительность, агрессивность, обидчивость, повышенная ранимость. Другими словами, подросток чаще всего не виноват в том, что был грубым, дерзким со взрослыми, так как такое негативное поведение было вызвано объективными причинами — его физиологическим состоянием. Далее хотелось бы отметить, чрезвычайно важную сферу жизни подростка, в которой также происходят значительные изменения — это общение. Взаимоотношения со сверстниками занимают первостепенное место в жизни подростка, что обусловливает его эмоциональное состояние, формирование ценностных ориентаций, направленность развития личности. Если со стороны взрослых проявляется пренебрежение к этим особенностям возраста, в частности, пытаются препятствовать дружбе детей или навязывать подростку круг своего общения, отрицательно отзываются о подростке в присутствии товарищей, одноклассников, то, безусловно, они начинают сталкиваться с сопротивлением ребенка. Крайней формой проявления такого противоборства будут гипертрофированные естественные реакции подросткового возраста (реакции эмансипации, группирования), которые зачастую приобретают болезненные формы, что может привести к негативным последствиям: побеги из дома, негативизм, недоверие и оппозиция к взрослым и т.д. Учебная деятельность и отношение к ней, ее успешность также существенно изменяются у подавляющего большинства школьников при переходе в подростковый возраст. Значимость учебы в школе для младшего школьника, как правило, не вызывает сомнений и практически каждый старается хорошо учиться, но к 5 — 6 классу подобное отношение сохраняется не у всех. Данный факт можно объяснить тем, что с развитием самосознания подросток все лучше анализирует и дифференцирует свои желания, интересы, потребности. Если в свое время положительное отношение к учебе могло поддерживаться только желанием получить одобрение со стороны взрослых, то теперь существенное значение приобретают личная познавательная активность, отношение к учителю, направленность одноклассников или друзей вне школы, взаимоотношения с родителями.

В подростковом возрасте наиболее выраженными признаками девиантного поведения выступают: высокая аффективная заряженность поведенческих реакций; импульсивный характер реагирования на фрустрирующую ситуацию; кратковременность реакций с критическим выходом; низкий уровень стимуляции; недифференцированная направленность реагирования; высокий уровень готовности к девиантным действиям. Результаты исследований (Ю. А. Клейберг, А. В. Печерский, К. В. Сыроквашина и др.) дополняют, что со стороны эмоционально-волевой и ценностно-нормативной сферы данные признаки могут выражаться такими характеристиками, как импульсивность, раздражительность, вспыльчивость, агрессивность, конфликтность, тревожность и несформированность системы ценностных ориентаций.

Причиной противоправных поступков могут выступать такие качества личности человека, как жадность, жестокость, хитрость, завистливость, лживость. Причем эти опасные качества, когда они становятся синергетиками, могут свидетельствовать о «преднастройке» к непредсказуемым ситуациям с демонстрацией негативных качеств, провоцировать девиантное и делинквентное поведение. Устоявшимся в психологической и медицинской литературе являются понятия «акцентуации характера», «психопатии – социопатии», которые обозначают поступки и реакции личности неболезненной природы. Как правило, эти аномалии характера происходят по причине негативных воспитательных воздействий, когда родителями или лицами, их заменяющими, создаются ситуации, в которых выкристаллизовываются и закрепляются негативные, отрицательные черты характера [5, 7].

Специфические сочетания черт характера указывают на преобладающий характерологический радикал или тип характера – истерический, шизоидный, эпилептоидный, психастенический, астенический, паранойяльный, – который может определять те или иные отклонения в поведении. Девиантные формы поведения, базируясь на индивидуально-психологических стереотипах, имеют зависимость от внешних условий, ситуативных моментов, которые способны либо провоцировать, либо блокировать неадекватные формы поведения, при этом ситуации преступления (алкогольное опьянение, ссора, спровоцировавшая импульсивную агрессию) являются обычно катализатором, «пусковым механизмом» сформировавшихся тенденций личности.

Характерологические особенности, формирование и развитие подростка как личность сказывается на появлении девиантного поведения. В период формирования типологические особенности, не будучи корректированы жизненным опытом, выявляются ярко, четко, иногда картинно и могут напоминать психопатии, то есть патологические аномалии характера. С периодом взрослeния черты акцентуаций характера подростка корректируются, что позволило рассматривать такой феномен, как «преходящие подростковые акцентуации характера». Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий. Наибольшую известность получил термин К. Леонгарда «акцентуированная личность». Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Это особенно наглядно на гипертимном типе подростков [5; 10].

Подростки, относящиеся к гипертимному типу, с детства отличаются большой шумливостью, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, даже смелостью, склонностью к озорству. У них нет ни застенчивости, ни робости перед незнакомцами, но зато недостает чувства дистанции в отношении к взрослым. В играх любят командовать сверстниками. Воспитатели жалуются на их неугомонность. В школе, несмотря на хорошие способности, живой ум, умение схватывать все на лету, учатся неровно из-за неусидчивости, отвлекаемости, недисциплинированности. В подростковом возрасте главная черта – почти всегда хорошее, даже несколько приподнятое настроение. Оно сочетается с хорошим же самочувствием, нередко цветущим внешним видом, высоким жизненным тонусом, активностью и брызжущей энергией, всегда прекрасным аппетитом и крепким освежающим сном. Лишь изредка солнечное настроение омрачается вспышками раздражения и гнева, вызванными противодействием окружающих, их стремлением подавить слишком бурную энергию, подчинить своей воле. Реакция эмансипации сильно сказывается на поведении: такие подростки рано проявляют самостоятельность и независимость. Они всегда тянутся в компанию, тяготятся одиночеством и плохо его переносят, среди сверстников стремятся к лидерству, при этом не к формальному, а к фактическому – роли вожака и заводилы; при общительности в выборе знакомств неразборчивы и легко могут оказаться в сомнительной компании. Любят риск и авантюры. Характерно хорошее чувство нового. Новые люди, места, предметы живо привлекают. Легко воодушевляясь, такие подростки часто не доводят начатое до конца, непрестанно меняют «хобби»; плохо справляются с работой, требующей большой усидчивости, тщательности, кропотливого труда; аккуратностью не отличаются ни в выполнении обещаний, ни в денежных делах, легко залезают в долги, любят шиковать, прихвастнуть; склонны видеть свое будущее в радужных красках. Неудачи могут вызвать бурную реакцию, но не способны надолго выбить из колеи. Отходчивы, быстро мирятся и даже дружат с теми, с кем раньше ссорились. Половое чувство нередко пробуждается рано и бывает сильным. Поэтому возможна ранняя сексуальная жизнь. Однако подростковая сексуальная девиантность бывает мимолетной, склонности к фиксации здесь не обнаруживается. Свои способности и возможности обычно переоцениваются. Хотя большинство особенностей своего характера гипертимные подростки хорошо знают и не скрывают, однако обычно стараются выставить себя более конформными, чем есть на самом деле.

Следует заметить, что стремление подростка к необычайным ситуациям, приключениям, завоеванию признания, испытанию границ дозволенного, рассматриваемые взрослыми как отклоняющееся поведение, с точки зрения самого подростка могут считаться «нормальными ситуациями», отражая поисковую активность подростка и стремление к расширению границ индивидуального опыта.

Таким образом, нарушения поведения могут быть следствием выраженного протекания подросткового кризиса – кризиса идентичности. У подростка, включенного в деятельность уличных групп, которые складываются стихийно, как правило, на почве нездоровых интересов, часто представляют собой микросреду, отрицательно влияющую на подростка, формируются социально-отрицательные интересы, стремление к взрослым формам поведения: ранний сексуальный опыт, групповое употребление наркотиков, алкоголиза ция. Членство в подростковых группах, «кодекс чести» которых опирается на доминирование групповых норм над общечеловеческими, становится залогом девиантного поведения. Механизм его таков: формы такого поведения закрепляются в поведенческие стереотипы, формируется асоциальный алгоритм поведения, который может перерасти в устойчивый антисоциальный. Принадлежность к девиантной группе дает подростку новые способы самоутверждения, позволяет максимизировать свое «Я» уже не за счет социально-положительных, в которых он оказался банкротом, а за счет социально-отрицательных черт и действий [5, с. 32].

Выводы. Причинами отклонений в поведении подростков являются и реалии настоящего периода в жизни общества. Подростки остро переживают социальное расслоение, невозможность для многих получить желаемое образование, жить в достатке, в последние годы у несовершеннолетних в течение полугода или года изменяются ценностные ориентации. Отвержение базовых социальных ценностей является первопричиной девиантного поведения. Подавляющее большинство подростков с отклоняющимся поведением – мальчики, среди которых у 50% выражена склонность к употреблению алкогольных напитков; Известно, что социальные отношения среди подростков имеют высокую конфликтность [4, с. 103].

Таким образом, необходимо еще раз подчеркнуть, что главными институтами и социализации, и адаптации остаются семья, социальное окружение, школа и другие воспитательные и образовательные учреждения.

 
Список литературы:
1. Белинская Д.Б., Гончарова Е.М. Креативность в структуре профессионально-значимых качеств инспектора по делам несовершеннолетних системы органов внутренних дел // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 6. 
2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: Социальное здоровье России, 1994. 
3. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. Пособие; 2-е изд. М.: Академия, 2004. 
4. Книжникова С.В. Девиантология для педагогов и психологов. Краснодар: Экоинвест, 2013. 364 с.
5. Леонгард К. Акцентуированная личность. – М, 1968.
6. Реан А.А., Белинская Д.Б., Наровский В.М. Проблемы социальной адаптации учащихся «Группы риска» и детей сирот // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 5.
7. Сердюковская Г.Н., Кастонистова Н.С. и др. Медико-психологическая помощь детям и подросткам группы риска социальной дезадаптации // Территориальные социальные службы: теория и практика функционирования. М., 1995.
8. Суворова Н.В., Пивоварова И.В., Пилипенко Л.М. Материальный достаток как фактор благополучия современной семьи // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 44-52.
9. Шаталов Е.А., Малаева Л.О. Преступность среди несовершеннолетних: влияние семьи / // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по материалам междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: Изд-во СибАК, 2015. С. 44-51.
10. Шурыгина И. И. Девиантное поведение: методология и методика исследования. – М.: РЕГЛАНТ, 2004