Влияние темперамента на внеклассовую деятельность
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(22)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(22)
Влияние темперамента на внеклассовую деятельность
На протяжении нескольких столетий истории человека, считалось, что все люди делятся на 4 типа. В свою очередь, это влияло на их характер, поведение, выполнение работы и всю жизнедеятельность в целом. Долгое время над этой проблемой работали многие ученые, и было предложено несколько различных классификаций.
Великий греческий врач Гиппократ сделал первое описание темперамента в 400 году до нашей эры.
Он выделил четыре основных «жизненных сока»: кровь – подвижный и весёлый; лимфа – спокойный и медлительный; жёлтая желчь – импульсивный, «горячий»; и чёрная желчь – грустный и боязливый [3].
Латинское слово темперамент означает «смесь, соразмерность», и в зависимости от преобладания одной из этих жидкостей в теле человека, личность приобретает определённые черты в поведении [3].
Другие учёные растолковывали типы темперамента особенностями внешнего вида.
Свойства темперамента принималось как наследственное, связанное с индивидуальными особенностями телосложения человека. Наиболее известная типология Э. Кречмера, характеризующаяся тем, что люди с разными пропорциями и строением тела имеют определённые психические особенности, и, проведя ряд измерений, выделил конституциональные образы, с которыми связал три типа темперамента: шизотимик - астеническое телосложение, замкнут, склонен к колебаниям эмоций, упрям, с трудом приспосабливается к окружению; иксотимик - спокойный, маловпечатлительный человек со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления; пикническое телосложение имеет циклотимик, его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах.
Большой вклад в учение о темпераменте внёс физиолог Иван Петрович Павлов, который считал силу возбуждения и силу торможения двумя ведущими свойствами нервной системы. Сила возбуждения – это работа нервной клетки, которая проявляется в выносливости. Сила торможения проявляется в собранности и сдержанности в действиях и словах [2].
Темперамент (от лат. temperamentum– надлежащее соотношение черт от tempo – смешиваю в надлежащем соотношении) – характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний [1].
Главным компонентом темперамента является общая психическая активность индивида. От степени активности зависит результативность освоения навыков, самовыражение и реализация работы различного характера. Чтобы правильно организовать деятельность ребёнка, необходимо учитывать особенности его темперамента, уровень нервозности или устойчивости, его интровертированность или экстровертированность.
Интроверт — это человек, энергия которого направлена внутрь. Ему не скучно с самим собой. Он спокоен и рассудителен, внимателен к деталям и осторожен в решениях, не спешит их принимать.
Экстраверт — это человек, чья энергия направлена на внешний мир. Он общителен, открыт и активен. На всё смотрит с оптимизмом. Инициативен, стремится к лидерству.
Опросники, применение которых может более подробно изучить индивидуальные особенности детей, помогают правильно построить характер взаимодействия во время внеклассной деятельности. Именно они раскрывают потенциал ребёнка, его уровень активности и возможные сложности.
Методика «Какой темперамент у ребёнка?» (тест Айзенка) позволяет определить типы поведения детей, их возможную реакцию на замечания и уровень мотивации. Применяя данную методику, можно правильно распределить нагрузку на участников группы, помочь во взаимодействии с классным коллективом и педагогами.
В исследовании приняли участие 13 обучающихся, возраст которых 9-10 лет. Данные диагностики представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Исследование типов темперамента
Так, 54% обучающихся относят себя к сангвиникам-экстравертам. Это жизнерадостные, веселые, но при этом рассудительные и покладистые дети. Их любопытство способно преодолеть любые границы, поэтому перемены им крайне необходимы. Это дети, чья энергия направлена на внешний мир. Они общительны, открыты и активны. На всё смотрят с оптимизмом. Инициативны, стремится к лидерству. Сангвиник, общительный по природе, превосходно чувствует себя в любом детском коллективе, привыкает к любой обстановке, легко относится к неудачам и трудностям.
15% испытуемых – упрямы, но при этом невозмутимо спокойны. Среди детей ребенка-флегматика выдает именно его спокойствие. Он все старается делать обстоятельно, медленно, но верно устраняя одно препятствие за другим.
Принятые решения флегматиком изменить невозможно, он готов отстаивать их с завидным упрямством. Ребенок-флегматик – преданный и верный друг, хотя именно хорошего друга ему найти довольно трудно. Также он предан своим родным и близким.
Один ребенок (8%) относит себя к меланхолику - застенчивый, робкий, боязливый, нерешительный, склонный к эмоциональной неустойчивости, спровоцировать которую может любая мелочь.
Такие дети не общительны, с трудом входят в детский коллектив, стремятся быть незамеченными или «в тени». Поражения или неудачи для них – огромный стресс, а наказание – трагедия. Часто обидчивы, волнуются из-за мелочей, которым придают огромную роль. Возникают трудности в обучении, постоянная усталость, неумение сосредоточиться на главном. У детей меланхоликов часто отмечаются проблемы со сном, а также при смене деятельности.
К темпераменту холерик относятся 23% испытуемых.
Эти дети непоседливы, чрезмерно активны, шаловливы, несдержанны, и, часто не непослушные. У ребенка холерика быстрая, сбивчивая, отрывистая речь, наблюдается проглатывание не только отдельных слов, но и словосочетаний.
Отличается экспрессией и эмоциональностью. Быстро запоминает информацию, практически сразу забывает ее. Такие дети невнимательные, они не могут усидеть на месте, им не хватает собранности.
Часто дети, относящиеся к сангвиникам и холерикам, реализуют себя в творческой деятельности, посещая кружки, которые предполагают высокую физическую нагрузку, артистичность. Эти ребята на занятиях хореографией выкладываются на 100%, так как у них неиссякаемая энергия. Проведя диагностическое исследование, мы можем предположить, что во внеклассной деятельности им свойственно проявлять самовыражение, стремясь занять доминирующее положение в классе.