Проблемы и пути повышения финансовых результатов коммерческих предприятий в современных условиях
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(127)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(127)
Проблемы и пути повышения финансовых результатов коммерческих предприятий в современных условиях
CHALLENGES AND WAYS TO IMPROVE FINANCIAL RESULTS COMMERCIAL ENTERPRISES IN MODERN CONDITIONS
Marina Granina
Master student, OCHUVO Moscow Innovation University, Russia, Moscow
Аннотация. В данной статье указываются проблемы достижения запланированных финансовых результатов деятельности коммерческих предприятий, а также приведены пути их улучшения в современных условиях, определяющихся в значительной мере влиянием экономического кризиса, вызванного пандемией. Кроме того, в работе рассматриваются достоинства и недостатки путей решения проблем получения и повышения прибыли и показателей рентабельности в современных условиях.
Abstract. This article identifies the problems of achieving the planned financial results of commercial enterprises, as well as ways to improve them in modern conditions, which are largely determined by the impact of the economic crisis caused by the pandemic. In addition, the paper discusses the advantages and disadvantages of ways to solve the problems of obtaining and increasing profits and profitability indicators in modern conditions.
Ключевые слова: выручка, прибыль, показатели рентабельности, пути увеличения прибыли, сальдированный финансовый результат, точка безубыточности, финансовые результаты.
Keywords: revenue, profit, profitability indicators, ways to increase profit, net financial result, break-even point, financial results.
В настоящее время экономика РФ подвергается негативному влиянию не только благодаря значительному снижению цен на углеводороды, сокращению спроса на другие российские товары вследствие продолжающемуся действию санкций, но и влиянию пандемии короновируса [7]. Данное состояние экономики сопровождается закрытием ряда крупных и средних предприятий и тенденцией к увеличению количества индивидуальных предпринимателей (рис.1). Это очевидно связано с тем, что данной форме организации бизнеса (большей частью они принадлежат розничной торговли) присуща большая гибкость и лучшая адаптация к определяющим факторам внешней среды.
Рисунок 1. Динамика организаций в РФ, млн. ед. [4]
Несмотря на сформированный Правительством РФ пакет мер для поддержки бизнеса, имеющий целью снижение влияния негативных последствий, вызванных пандемией, многие коммерческие организации значительно понизили свои финансовые результаты. Так, по итогам первого полугодия 2020 г., согласно данным Росстата, сальдированный финансовый результат (разница прибыли и убытков) организаций за исключением субъектов малого бизнеса, кредитных и муниципальных организаций составил 4308,9 млрд. р., что меньше показателя аналогичного периода на 46,7%. В то же время значительно, в 2,1 раза, увеличился убыток предприятий по отношению к 1 полугодию 2019 г. [3]. Многие предприятия не смогли пережить падения спроса на продукцию и пережить кризис.
Таким образом, актуальность темы данного исследования определяется резким снижением количества коммерческих организаций в РФ, а также резким увеличением их убытков в 2020 г.
Цель данного исследования состоит в поиске эффективных путей повышения финансовых результатов деятельности коммерческих организаций.
Новизна исследования состоит в том, что в условиях кризисных явлений, вызванных пандемией короновируса, происходит переориентация ведения бизнеса в область цифрового пространства, в связи с чем не существует конкретных рекомендаций по решению данного вопроса.
Изучение экономической научной и периодической литературы по теме исследования показало, что способами выхода из кризисного состояния и улучшения финансовых результатов деятельности компаний задаются многие ученые и практикующие специалисты. Общие рекомендации, как правило, сводятся к следующим [5]:
- снижение затрат (в том числе и производственных), их своевременный анализ. Преимуществом данного метода является поиск резервов снижения себестоимости товара. Однако в данном случае часто происходит удешевление продукции за счет снижения ее качества, что в свою очередь ведет к падению спроса;
- инвентаризация запасов. Инвентаризация дает возможность выявить резервы оборотных активов, которые могут быть проданы или использованы в производстве, тем самым могут быть сокращены затраты на закупку новых материалов;
- более эффективное использование основных фондов, в частности продажа неиспользуемого имущества или передача его в аренду. Заметим, что многие российские организации, имея обширные производственные площади, предпочитают сдавать их в аренду, но не расширять производство продукции;
- усиление работы с дебиторской задолженностью. Ведение платежного календаря, активная работа с дебиторами, использование взаимозачетов помогает сократить дебиторскую задолженность. Стоит обратить внимание, что коммерческому предприятию необходимо перед выбором партнеров производить анализ их деятельности (расчет вероятности банкротства) с целью установления их надежности;
- изменение структуры долгов компании, в сторону увеличения доли краткосрочных обязательств. В данном случае можно отметить следующие плюсы – коммерческая организация может осуществлять планирование финансовых результатов в краткосрочной перспективе, что соответствует сегодняшним реалиям, однако отсутствие стратегического видения деятельности может привести к банкротству. Кроме того, краткосрочные кредиты, как правило, отличаются более высокой процентной ставкой и, учитывая непрерывность деятельности многих предприятий, целесообразнее прибегать к долгосрочному заемному финансированию.
Кроме этого, многие авторы для улучшения финансовых результатов отмечают необходимость увеличения выпуска продукции, улучшение качества и ассортимента товара и услуг, повышение производительности труда.
И. Т. Абдукаримов предлагает также рассчитывать точку безубыточности, полагая, что данный показатель помогает управлять ассортиментом продукции предприятия, понижая риск его убыточности в целом [1, с. 93]. Е. Н. Клочкова, В. И. Кузнецов, Т. Е. Платонова, Е. С. Дарда выделяют виды кризисных ситуаций в организации и отмечают, что для их преодоления и следовательно, - достижения запланированных финансовых результатов, необходимо иметь план действий в таких ситуациях и регулярно проводить подробную диагностику финансово-хозяйственной деятельности коммерческого предприятия [6, с. 249]. Среди финансовых показателей, которые необходимо анализировать можно выделить: среднемесячную выручку, долю денежных средств в выручке [6, с. 250]. Кроме этого, авторы предлагают для определения степени приближения к кризисной ситуации использовать модели банкротства, в частности – пятифакторную модель Э. Альтмана. В. Н. Вяткин, В. А. Гамза, Д. Д. Хэмптон, не рассматривая пути повышения финансовых результатов в целом, тем не менее, отмечают необходимость планирования прибыли и указывают вопросы, которые должны при этом рассматриваться: состав и количество продукции, выпускаемой под предсказанный спрос, уровень будущих издержек и себестоимость продукции, источники финансирования. Кроме этого, они актуализируют вопросы стратегического планирования и автоматизации бизнес-процессов организации [2, с. 240].
Следует также обратить внимание на то, что под влиянием пандемии короновируса большая часть работы по анализу потребительского спроса, распространения продукции, работа части персонала происходит с использованием ресурсов сети Интернет. Поэтому больших финансовых результатов способны добиться компании, имеющие ресурсы для перевода бизнеса в цифровой формат (сайт компании с возможностью заказа продукции, виртуальные модели продукции, дистанционная работа персонала с использованием технологий удаленного доступа и другие аспекты диджитализации).
Проблемой внедрения указанных рекомендаций на практике является:
- недостаточная автоматизация и цифровизация (или ее отсутствие) бизнес-процессов;
- отсутствие анализа рынка сбыта продукции, ее актуальности среди потребителей;
- проведение диагностики финансовых показателей не в полном объеме;
- отсутствие средств на цифровизацию бизнес-процессов;
- отсутствие полноценной системы планирования прибыли и издержек;
- избыточность персонала;
- отсутствие квалифицированных кадров;
- непонимание руководством и персоналом коммерческих организаций сегодняшних реалий ведения бизнеса.
Таким образом, очевидно, что повышение финансовых результатов коммерческого предприятия является в настоящее время сложной задачей для многих предприятий вследствие указанных выше причин. Тем не менее, можно сделать вывод, что повышению финансовых результатов компании, в частности – ее прибыли, будут способствовать все приведенные в данной статье рекомендации. Перевод бизнеса в цифровой формат позволит улучшить клиентский сервис, удобство ведения бизнеса и скорость работы, а также оптимизировать численность персонала, ее документооборот, расширить клиентскую базу, что в свою очередь приводит к повышению финансовых результатов.