Статья:

Анализ инвестиционной значимости объектов пост-олимпийского наследия города Сочи

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(127)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Чесноков А.Ю. Анализ инвестиционной значимости объектов пост-олимпийского наследия города Сочи // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 34(127). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/127/78825 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ инвестиционной значимости объектов пост-олимпийского наследия города Сочи

Чесноков Александр Юрьевич
студент, Сочинский Государственный Университет, РФ, г. Сочи

 

Аннотация. В данной статье представлен анализ необходимости инвестирования в объекты пост-олимпийского наследия, представлены пути реализации инвестиций на примере города Сочи. Проведен анализ реализации программы использования объектов пост-олимпийского наследия города Сочи.

 

Ключевые слова: Инвестирование, пост-олимпийское наследие, Сочи, туризм.

 

Актуальность

Сегодня процесс организации и проведения Олимпийских игр можно разделить на три основных этапа: пред-олимпийский, олимпийский, пост-олимпийский. В связи с этим особое значение для экономики страны принимает эффективное использование постолимпийского наследия, которое в свою очередь может стать ключевым фактором в процессе пополнения региональных бюджетов.

Целью данной работы является анализ использования объектов олимпийского наследия в качестве площадок для развития спорта, индустрии развлечений, событийного туризма, проведения массовых мероприятий на современном этапе в городе Сочи и изучение перспектив их эксплуатации.

Формирование инфраструктуры, предшествующее проведению Олимпийских игр в выбранном городе - столице Игр, содействует значительному финансовому росту и общественному развитию целого региона. Развитие транспортной инфраструктуры, связи, расширение и постройка новых дорог, строительство предприятий бытового обслуживания, гостиниц и других средств размещения формируют условия для улучшения макроэкономических показателей. По этой причине, вне зависимости от существенных расходов, которые вынуждено осуществить государство в ходе подготовки и проведения Олимпийских Игр, данные капитальные инвестиции приводят к стремительному росту и качественному изменению столицы Игр.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основные затраты страны на этапе организации Олимпийских игр идут на организацию Игр и развитие городской инфраструктуры.

Олимпийские игры, процесс их подготовки и проведения являлся крайне затратным и трудоемким, в тоже время вставал вопрос дальнейшего эффективного использования олимпийских объектов.

Стоит отметить, пост-олимпийский период считается особенно значимым с точки зрения окупаемости и избегания спада либо кризиса после их окончания. Данный этап напрямую связан с результативным использованием всей вновь выстроенной инфраструктуры и таких макроэкономических факторов, как рабочая сила, применение новых технологий и другие, которые способны оказать влияние на экономический рост региона и страны в целом. На пост-олимпийском этапе выделяют такие статьи дохода как: перепрофилирование олимпийских объектов, доходы от продажи недвижимости, частичное коммерческое использование спорт комплексов.

Таким образом, эффективность работы олимпийских объектов на пост-олимпийском этапе напрямую зависит от правильности разработки программы использования имеющейся инфраструктуры и трудовых ресурсов, а продолжительность этапа занимает в среднем около одного года, в период которого можно заметить приток туристов и улучшение функционирования экономики в связи с недавним проведением Олимпийских Игр.

Тема данной работы крайне актуальна, так как дальнейшее экономически эффективное использование олимпийских объектов и инфраструктуры является очень сложной задачей, включающей реализацию огромного числа новых проектов, к реализации которых предъявляются высокие требования. 
На сегодняшний день, проблема состоит в том, что принимающих Игры городов становится все больше, а международных мероприятий, которые могут стать поводом для заполнения этих огромных арен, не так уж и много. Стадия использования олимпийского культурного наследия, на которой находится город Сочи в настоящее время, характеризуется двумя феноменами.

С одной стороны, эксплуатация объектов наследия в пост-олимпийский период дает возможность не только увеличить спортивную аудиторию, но и притянуть зрителей, предпочитающих культурные события. С другой стороны, данная программа согласуется с городской и федеральной политикой в сфере культуры и спорта. Проект использования объектов пост-олимпийского наследия способствует культурному развитию города и непосредственно связана с социальными программами укрепления местного и государственного самосознания, а также с более широкими финансовыми проектами, к примеру способствует росту туристической привлекательности.

После проведения Олимпийских игр город Сочи получил возможность проводить множество международных мероприятий, что позволило ему привлечь множество международных инвесторов и крупных франчайзинговых и сетевых компаний, которые видят в Сочи перспективный город для развития индустрии общественного питания и рекреационного бизнеса.

Необходимо отметить, что в международной практике вопросами наследия спортивных мега событий, как правило, занимается муниципальное или региональное руководство. Российская Федерация, в отличие от других государств, принимавших Олимпийские игры, на федеральном уровне воплотила комплексный подход к использованию объектов наследия. После завершения Олимпийских Игр, в апреле 2014 года, Министерством экономического развития Российской Федерации была разработана консолидированная программа мероприятий, включающая культурные, спортивные, научные и прочие события, базой проведения которых стали пост-олимпийские объекты. Данная программа эффективно используется и будет действовать в Сочи вплоть до 2021 года. В рамках этой программы уже было проведено большое число мероприятий, которые поспособствовали привлечению туристов и крупных инвесторов.

Анализ мероприятий проведенный на основе данных полученных из открытых источников показал, что за 2018 год на территории города курорта Сочи проведено более 210 значимых событий, в том числе 75 международных и 139 всероссийских, которые посетили больше 2,5 миллионов человек. Исходя из сведений департамента перспективного развития и проведения значимых мероприятий администрации города Сочи, в этом же году на мероприятиях, проводившихся в олимпийских объектах, находилось более 100 000 зрителей, среди которых около 70 000 человек туристов. Не менее насыщенным стал и 2019 год. Уже сегодня запланировано к проведению на территории города Сочи около 200 различных событий, среди них порядка 80 международных, более 120 всероссийских и около 60 региональных. Мероприятия в Олимпийском парке с января по март смогли посетить около 30 000 зрителей, среди них число туристов равняется более 20 000 человек .

Многофункциональный концертный комплекс "Роза Холл" – современная площадка, оснащенная передовым оборудованием и отвечающая мировым стандартам. Вместимость залов составляет 4500 человек, что позволяет проводить множество концертных событий и фестивалей. На территории данного комплекса ежемесячно проводятся различные мероприятия.

Керлинговый центр «Ледяной куб» является единственной специализированной керлинговой площадкой в Европе, именно поэтому он принимает все мероприятия по этому виду спорта, в их числе: кубок и чемпионаты России по керлингу, а также чемпионат мира по керлингу, состоявшийся в апреле 2015 г. С 3 по 9 декабря в Сочи в многофункциональной арене «Ледяной куб» прошёл Кубок России по кёрлингу среди мужских команд 2018 года. В соревнованиях приняли участие 16 команд из Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Краснодарского края, Челябинской области и Новосибирской области. «Ледяной куб» представляет собой универсальный объект, здесь проводятся культурные и развлекательные мероприятия, концерты, телевизионные шоу и программы.

Возможности использования объектов олимпийского наследия в городе Сочи представляются уникальными для всемирного опыта. Еще ни одно государство после проведения спортивного мега события не использовала пост-олимпийские объекты в научных целях. В настоящее время медиацентр из собственности Краснодарского края передан центру для одаренных детей «Сириус». Целью работы образовательного центра является раннее выявление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка одаренных детей, проявивших выдающиеся способности в области искусств, спорта, естественно-научных дисциплин, а также добившихся успеха в техническом творчестве.

В ближайшем будущем в городе Сочи появится своя «Кремниевая долина». Он будет размещен на территории Имеретинской низменности, на базе одного из олимпийских объектов. Её открытие позволит научной мысли соединиться с производственной практикой.

Вывод

Анализ выполненной работы установил, что постолимпийское использование олимпийских объектов города-курорта Сочи является важным для поддержания соответствующего состояния культурного наследия олимпиады 2014 года. На сегодняшний день, необходимо принимать во внимание, что постолимпийское наследие приносит городу Сочи крупную прибыль, которая оправдывает затраты на содержание данных объектов.

Таким образом, с целью последующего эффективного использования олимпийского наследия необходимо применять механизмы, позволяющие хозяйствующим субъектам олимпийских объектов Сочи при совместной работе с муниципальной властью грамотно совершенствовать и рационально заполнять данные объекты. Важно проводить комплексное планирование, подготовку и систематизацию событий с привлечением всех причастных и требуемых служб. Все это будет способствовать созданию для жителей и гостей Сочи комфортных условий отдыха, занятий спортом и даст возможность разнообразить культурно-досуговую жизнь города.

 

Список литературы:
1. Постановление администрации города Сочи от 18.07.2017 года № 1176 «О внесении изменений в постановление администрации города Сочи от 18 января 2016 года № 32 [Электронный ресурс] /. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://old.sochiadm.ru/gorodskaya-vlast/dokumenty/84422/(дата обращения: 19.03.2019).
2. Город Сочи. Новый курорт - новые возможности : доклад А.Н. Пахомова. 2014.
3. Около 200 различных мероприятий примет Сочи в 2016 году [Электронный ресурс] /. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: https://www.yuga.ru/news/388755/(дата обращения: 19.03.2019).
4. Нуреев Р.М., Маркин Е.В. Экономика Олимпийских игр. М.: Норма, 2015. 144 с.
5. Информация о крупных спортивных, общественно значимых, массовых мероприятиях международного, всероссийского и регионального уровней, планируемых к проведению в 2019 году / [Электронный ресурс] /. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://xn----8sbwaafbgebmvqgqj.xn--p1ai/837-krupnye-meropriyatiya-2018.html/(дата обращения: 21.03.2019).