Статья:

Возникновение и развитие аутсорсинга

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(74)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Василенко Е.С. Возникновение и развитие аутсорсинга // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 23(74). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/74/55182 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Возникновение и развитие аутсорсинга

Василенко Елизавета Сергеевна
студент Воронежского Государственного Университета, РФ, г. Воронеж

 

В условиях поиска вариантов развития бизнеса возрастает внимание к аутсорсингу, который подчас становится не только методом повышения эффективности производства, но и неотъемлемой частью антикризисного управления. Аутсорсинг становится важной составляющей процесса реструктуризации бизнеса (компании), а также эффективным средством адаптации крупных организаций со сложными многоуровневыми технологическими процессами к постоянным изменениям внешней среды.

При использовании аутсорсинга появляется много новых сторон взаимодействия предприятий и организаций, что обуславливает необходимость дальнейшего изучения и развития аутсорсинга. Актуальными представляются вопросы разработки способов применения аутсорсинга в различных сферах деятельности, методологии и алгоритмов его использования, а также оценки эффективности его применения.

Аутсорсинг имеет очень древние корни. Праобразом нынешних кадровых агентств были группы рекрутеров, нанимавших матросов на гребные суда еще в Римской империи. Первым российским рекрутером высококвалифицированных кадров можно считать Петра I. При государе-императоре в России работали несколько сотен европейских инженеров, корабелов, финансистов.

Кадровые агентства в современном их понимании появились вместе с паровой революцией и развитием железнодорожного сообщения в США в середине 19-го века. Помимо рабочих на заводы и железнодорожников, они подбирали персонал в почтовую службу. Работа почтальона была одной из самых опасных. В объявлениях о найме в конную почту недаром писали, что «сироты предпочтительны». Кучерам почтовой службы для охраны ценных грузов от разбойников полагалось даже маскированное оружие. Должность почтальона оплачивалась очень прилично, хотя текучесть персонала, по понятным причинам, была велика.

Аутсорсинг (англ. outsourcing), если дословно, то это передача обычных, не главных функций организации посторонним исполнителям, так называемым аутсорсерам, субподрядчикам, высококлассным специалистам внешней или сторонней организации. Основными отличительными чертами аутсорсинга от других видов сотрудничества являются: взаимозависимость аутсорсера от нужд и потребностей заказчика на взаимовыгодных условиях;  взаимоотношения осуществляются  строго  в  границах  выполняемых  бизнес-процессов; риск сохранения конфиденциальности коммерческой информации; совершенствование только одного бизнес-процесса является основой взаимного сотрудничества .

Сегодня в России отсутствуют научные методологические исследования в данном направлении, призванных мотивировать руководство производственных предприятий к широкому применению аутсорсинга, но создаются предпосылки для усиления конкурентоспособности отечественных предприятий на мировом рынке. Внедрение аутсорсинга производственного процесса позволит отечественным промышленным предприятиям выйти на новый уровень развития и стать конкурентоспособными. Это особенно актуально, когда с новой силой начинается дискуссия о факторах экономического роста в России. Конкурентоспособность – это одна из ключевых характеристик бизнеса, и явно требует новых трансформационных процессов, в том числе с привлечением новых партнеров.

Исторически мировой рынок аутсорсинга начинался с бухучета и юриспруденции, но его интенсивное развитие, как на Западе, так и в РФ, связано с проникновением во все сферы жизни информационных технологий.

На сегодня каждой организации необходимо поддерживать в работоспособном состоянии компьютерные сети, сопровождать учетное и другое специализированное программное обеспечение. Но далеко не всегда количество задач, которые возникают на предприятии таково, что ИТ-специалист будет загружен полностью.

К тому же профессионалы в этой области стоят недешево, а ошибки в работе с информацией могут создать серьезные проблемы для бизнеса. Поэтому часто намного выгоднее воспользоваться услугами приходящего ИТ-специалиста высокой квалификации.

Вообще, весь аутсорсинговый рынок можно разделить на две большие группы — ИТ и управленческий консалтинг. К последнему относится и ведение учета. Исследование рынка аутсорсинга показывает, что ИТ-технологии в России явно лидируют. По итогам 2017 года доход крупнейших российских консалтинговых компаний от ИТ-услуг превысил их же выручку от бухгалтерского обслуживания более чем в 5 раз (48,7 млрд руб. и 9,6 млрд руб. соответственно).

Однако динамика рынка услуг по ведению учета говорит о том, что и в этой сфере аутсорсинг в РФ весьма перспективен. В 2017 году рост рынка аутсорсинга бухгалтерских услуг достиг рекордных за последние несколько лет 24%.

Развитию аутсорсинга учетных функций в определенном смысле помогает государство. Ужесточение контроля за сбором налогов и в целом за хозяйственными операциями бизнеса привело к тому, что вести бухгалтерию без привлечения специалистов высокого уровня стало просто опасно.Руководители многих российских компаний до сих пор опасаются использовать аутсорсинг.

В первую очередь, конечно, бизнесменов интересует вопрос цены. Но, как было сказано выше, даже если передача бизнес-процесса на аутсорсинг и приведет в некоторых случаях к росту затрат — это будет компенсировано повышением качества предоставляемых услуг.

Также руководителям часто не нравится отсутствие контроля за провайдером. Однако современные информационные технологии позволяют наладить обмен данными таким образом, что территориальное расположение исполнителя услуг не будет играть роли.

Если речь идет о бухгалтерском аутсорсинге, то бизнесмены опасаются отдавать на сторону конфиденциальные сведения о своем предприятии. Конечно, в договоре обычно отражено условие о защите информации, но для дополнительной гарантии лучше обращаться к провайдеру «с именем», известному на рынке. Такая компания вряд ли будет рисковать своей репутацией и нарушать условия договора.

Кроме того, понятие конфиденциальности применительно к бизнес-информации в настоящее время становится все более условным. Автоматизированные системы контроля (например, АСК НДС), онлайн-кассы и активный обмен данными с банками позволяет налоговикам получать практически любые сведения о деятельности коммерческих организаций. Здесь стоит отметить, что компания Атос руководствуется жесткими требованиями по политике безопасности. Нарушений который бывают крайне редкими и подлежал постоянному мониторингу и немедленному устранению.

С начала XXI века, рынок аутсорсинговых услуг в России показывает высокие темпы роста, чем в середине 1990-х годов. В большинстве западных стран, большинство из непрофильных процессов на аутсорсинг, и такие схемы уже стали популярными и используются в различных областях международной торговли.

Однако в России все больше иностранных фирм прибегают к аутсорсингу. Российские фирмы передают на аутсорсинг лишь некоторые второстепенные процессы, которые не являются стратегически важными. Более важные процессы, такие как бухгалтерский учет и индивидуальное управление, не передаются на аутсорсинг и, как следствие, часто менее переносимы. Однако, следует отметить, что в настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа компаний, постепенно прибегая к аутсорсингу этих функций. 

Такая интенсификация перехода российских компаний на аутсорсинг наблюдалась во время мирового финансового кризиса 2008 года, который заставил многие организации использовать один из инструментов снижения издержек – аутсорсинг.

Рейтинг РБК в 2017 году определил степень проявления видов аутсорсинга в России. Рассматривались многие функции, которые чаще всего передавались внешним аутсорсерам. В данном исследовании анализу подверглись многие секторы рынка, и в нем приняли участие около 6000 российских и зарубежных компаний. Согласно результатам исследований, в России наибольшую популярность имеют передачи непрофильных функций, таких как охрана, логистические услуги и транспорт – 67%, различные виды услуг – 66%. К другим функциям, не менее востребованным в России, относятся: юридические услуги – 63%, обучение персонала и управление персоналом – 62%, it – поддержка и хостинг серверов-59%. Далее идут бухгалтерия-51%, колл-центры – 50%, оптимизация бизнес-процессов и планирование -46%, информационная безопасность-40%.  

Таким образом, наиболее распространенные функции аутсорсинга в сфере бухгалтерского учета в настоящее время реализуются за счет внутренних ресурсов российских компаний.

Согласно исследованию E-xecutive companies в 2018 году, 63% компаний в России, так или иначе, используют модель аутсорсинга в своей деятельности. Средний бизнес, однако, редко прибегает к их использованию из-за высоких цен на услуги компаний-аутсорсеров. 

Прежде всего, это связано с тем, что в России компании, специализирующиеся на аутсорсинге, не могут в полной мере воспользоваться преимуществами эффекта масштаба из-за недостаточного уровня развития этого рынка в стране и его относительной новизны. В результате цены на их услуги остаются на высоком уровне.

Политические и законодательные изменения начинают оказывать положительное влияние на российскую оффшорную индустрию разработки программного обеспечения. Российское правительство планирует ввести налоговые льготы для разработчиков программного обеспечения и IT-специалистов. Другие программы, включая инкубаторы для подготовки новых предпринимателей и совместные исследовательские программы, такие как недавно объявленные Министерством экономического развития России. Формируется 6-миллиардная программа "Электронная Россия". Растет понимание роли промышленности в современной российской экономике. Власти, СМИ, промышленность и академическое сообщество сходятся во мнении, что офшорная разработка программного обеспечения-один из рынков, на котором Россия должна быть конкурентоспособной.

Отечественная индустрия аутсорсинга растет. В настоящее время более 250 российских компаний активно занимаются разработкой оффшорного программного обеспечения. Крупные центры разработки программного обеспечения (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск) имеют адекватные телекоммуникационные инфраструктуры. Ведущие российские софтверные компании имеют более 200 постоянных сотрудников, сформированные команды по обеспечению качества и наращивают свое присутствие в США и Западной Европе, открывая офисы продаж и маркетинга.

Не менее десятка крупных международных компаний создали центры разработки в России. К ним относятся Motorola, Intel, Sun, Boeing, LG, Lu-cent и Nortel.

Другими преимуществами являются конкурентоспособные затраты на рабочую силу, близость к Западной Европе и хорошее транспортное сообщение с США, общая европейская культура и история, что способствует межкультурному пониманию.

У России есть все предпосылки для принятия этих новых контрактов. Он имеет больше персонала, занятого в НИОКР, чем любая другая страна в мире и занимает 3 место по количеству ученых и инженеров на душу населения. По данным Всемирного банка, в России есть миллион специалистов, которые ждут своего часа, чтобы быстро присоединиться к ИТ-сектору.

 

Список литературы:
1. Аксенов, Е. Аутсорсинг. 10 заповедей и 21 инструмент / Е. Аксенов, И. Альтшулер. –Москва: Питер, 2011.–464 c.
2. Аутсорсинг в России : реальное значение и перспективы развития [Электронный ресурс]. - URL: http://www.chief-time.ru/people/detail.php?ELEMENT_ID=2757
3. Вайнштейн,  В.  Российский  аутсорсинг  в  зеркале  мирового  опыта [Электронный ресурс]. - URL: http://www.cio-world.ru
4. Как развивался аутсорсинг? История вопроса. [Электронный ресурс]. - URL: http://blog.ucmsgroup.ru/how-did-outsourcing-develop-history-of-the-question/
5. Порядин М. Кризис «подтолкнет» рынок аутсорсинга в России [Электронный ресурс]. - URL:http://www.cnews.ru/articles/mihail_poryadin_krizis_podtolknet/2
6. Сайфиева С.Н., Быкадоров М.А. Теоретические основы и эволюция развития аутсорсинга // Журнал экономической теории. Екатеринбург, Институт экономики УрО РАН. - 2016. - №5.
7. Табунин, Е. Причины перехода на ИТ-аутсорсинг и риски с ними связанные [Электронный ресурс]. - URL: http://goo.gl/Hpnqn7