Статья:

К вопросу о сущности контроллинга как инструмента менеджмента предприятия

Конференция: XLVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Иванова Ю.В. К вопросу о сущности контроллинга как инструмента менеджмента предприятия // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(47). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/7(47).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

К вопросу о сущности контроллинга как инструмента менеджмента предприятия

Иванова Юлия Вячеславовна
магистрант, Уфимский государственный нефтяной технический университет, УГНТУ, РФ, г. Уфа
Лейберт Татьяна Борисовна
научный руководитель, доктор экономических наук, профессор кафедры «Бухгалтерский учет и аудит», Уфимский государственный нефтяной технический университет, УГНТУ, РФ, г. Уфа

 

Развивающийся рынок требует от предприятий поиска новых управленческих решений с тем, чтобы успешно конкурировать и сохранять эффективность. Контроллинг является эффективным инструментом в управлении предприятием.

В современных условиях успешность в конкуренции за позиционирование на рынке товаров и услуг обусловливается множеством факторов. Важную роль играет степень и потенциал материально-технического обеспечения предприятия, его соответствие инновационным технологиям и социальным ожиданиям. Безусловно, рыночная успешность предприятия как микроэкономической единицы, зависит от состояния макроэкономического пространства. Качество продукта, выдаваемое предприятием, зависит во многом и от профессионализма персонала, включая исполнителей и управленцев. На наш взгляд, именно менеджеры играют ключевую роль в достижении или недостижении целевого результата.

Аргументируем нашу посылку о приоритетности менеджмента. Современный словарь иностранных слов трактует менеджмент как теорию и практику «форм управления производством и сбытом, ориентированные на повышение эффективности и увеличение прибыли» [5, с.515]. Из определения видно, что широкая компетентность менеджера (группы менеджеров) обусловливает выбор достижимой цели, избирает и реализует наиболее эффективную стратегию и тактику. На современном производстве важную роль в выработке стратегии и выборе наиболее эффективных тактических приемов играет такой инструмент как контроллинг.

Исследование библиографической базы темы показывает, что задачи контроллинга и контроллеров в разных странах сильно разнятся. Думается, что различие в понимании сущности контроллинга и задач контроллеров объясняется спецификой производства, где используется этот управленческий институт. На это обстоятельство указывает большинство исследований контроллинга. В настоящее время, по свидетельству многочисленных авторов, сложились две основные модели контроллинга – немецкая и американская. При этом американская модель исходит из практики, а немецкая – более теоретизирована. Однако и в указанных двух моделях существуют разнообразие подходов к определению сущности контроллинга, его взаимосвязи с управленческим учетом, роли при осуществлении миссии организации (предприятия, учреждения).

Для сравнительной характеристики задач контроллеров в разных странах мира сошлемся на авторов книги «Введение в контроллинг» Вебера и Шеффера. Они пишут, что контроллеры в США более связаны с финансовой отчетностью, хотя в силу производственной необходимости могут решать и другие задачи. Тогда «из составителей финансовой отчетности» в подобных случаях поднимаются до «высокого уровня принятия решений» [2, с.23–25].

В теории и практике немецких компаний, как пишут Вебер и Шеффер, «доминирование планирования/бюджетирования, мониторинга и информационного обеспечения, которые подтвердились как «классические задачи» контроллеров в их повседневной деятельности» [2, с.24]. Об этих же различиях пишут Р. Набок, А. Набок [6].

Р.С. Каренов дополняет: «Если в США контроллинг рассматривается исключительно в прикладном смысле (был ориентирован только на практику), то в Германии и других немецкоязычных странах начиная с 70-х годов прошлого столетия стала развиваться теоретическая концепция контроллинга.

В Германии под контроллингом понимают систему учета и анализа затрат и результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Американские специалисты считают, что контроллинг — это разновидность аудита и ревизии. По их мнению, ответственные за оптимизацию процессов управления — контроллеры отвечают за выполнение функции финансового учета, наполнение основных компонентов информационных систем. Кроме того, американские контроллеры сохраняют ответственность за финансовые системы предприятия, аспекты финансового менеджмента, а также за элементы финансовой отчетности предприятия» [3].

Поскольку в начале 90-х годов контроллинг как элемент управления появился и в России, то имеются и исследования вопроса отечественных авторов. Так, в учебнике «Контроллинг на промышленном предприятии», выпущенном под редакцией А.М. Карминского и С.Г. Фалько, функции и задачи контроллинга и соответственно контроллеров определяются общими целями организации. Авторы учебника, по нашему мнению, в аспекте функций не разделяют менеджмент и контроллинг и выделяют следующие направления деятельности контроллеров:

·     поддержка процесса планирования;

·     учет для целей управления;

·     контроль за реализацией планов, в том числе выявление и анализ отклонений;

·     оценка протекающих процессов и предоставление отчетности руководству;

·     выработка рекомендации по возможным решениям и оценка последствий их реализации [4, с. 19.].

Однако далее авторы поясняют, что основной задачей контроллинга является «создание, обработка, проверка и представление системной управленческой информации. Контроллинг поддерживает и координирует процессы планирования, обеспечения информацией, контроля и адаптации» [4, с. 19]. Авторы, таким образом, усматривают встроенность контроллинга в систему менеджмента организации (предприятия, учреждения).

К информационному обеспечению и поддержке политики эффективного менеджмента сводят задачи контроллинга Х.М. Байбатыров и И.Х Бжедугова. [1].

Среди приоритетных задач контроллеров исследователи отмечают (на основании международного сравнения): внутреннюю систему отчетности (в среднем 90%) и бюджетирование (в среднем 95%). В США, Германии и Франции именно эти два направления деятельности контроллеров превалируют. Затем по значимости с небольшой разницей идет задача внутреннего учета (в среднем 73%).

Во всех указанных странах контроллеры принимают участие в стратегическом планировании, при этом в деятельности немецких контроллеров доля в оперативном планировании значительно выше, чем в стратегическом (80% по сравнению с 38 и 40% с американскими и французскими) [2, с.26].

Другие выполняемые контроллерами задачи имеют сильное числовое расхождение и потому, на наш взгляд, не могут быть включены в составляемую нами матрицу компетенций.

Обратимся вновь к работе Вебера и Шеффера. Заголовки глав книги, на наш взгляд, также можно интерпретировать как компетенции контроллеров. Исходя из нашего предположения, основными задачами контроллеров и, соответственно, службы контроллинга, являются следующие:

1.  обеспечение рациональности управления;

2.  координация планов, включая выбор целевых показателей;

3.  информационное обеспечение, в первую очередь, монетарной информацией, то есть выявление количественных результатов деятельности;

4.  учет затрат, выручки, результатов производительности;

5.  формирование системы показателей деятельности и системы отчетности;

6.   планирование, включая стратегическое, тактическое и оперативное.

В целом контроллинг как социально-экономический феномен – новое явление для российской экономики. Его появление обусловлено тем, что в ходе реализации предприятиями своих программных целей при существующей форме менеджмента затрудняется процесс оперативного управления. Представим себе стандартную структуру предприятия. Основными структурными единицами его являются: плановый отдел, технический отдел, проектно-конструкторский, информационного обеспечения, транспортный отделы и другие. Каждый отдел выполняет свою узкую функцию, и отчитывается по ней на регулярных совещаниях. Таким образом, создается мозаика промежуточных результатов деятельности. Безусловно, такие мероприятия позволяют создать элементарную картину результатов выполнения производственных задач за определенный период, выявить проблемы и попытаться выработать определенные варианты их разрешения. Но подобные производственные совещания, как правило, не располагают достаточным временем для создания качественной аналитической системной композиции результатов деятельности предприятия. Эту задачу не выполнят и отделы, поскольку это не входит в их компетенцию, к тому же каждый отдел решает свои специальные задачи.

Анализируя научные взгляды по вопросу о сущности контроллинга, мы пришли к выводу, что это актуальный элемент целостной системы предприятием. Причем, на наш взгляд, контроллинг должен быть представлен на предприятии в качестве единого отдела, аккумулирующего всю совокупность информации об экономическом состоянии хозяйствующей единицы. Анализ микроэкономической остановки контроллеры должны систематически сопоставлять с внешней макроэкономической средой и выдвигать предложения по вопросам оперативного и стратегического менеджмента предприятия.

 

Список литературы:
1. Байбатыров Х.М., Бжедугова И.Х. Контроллинг как система информационно-аналитической поддержки принятия управленческих решений / Terra Economicus. 2007. Т. 5. № 4-2. С. 29–31. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – Url: https://elibrary.ru/download/elibrary_18905396_72910134.pdf (Дата обращения 10.06.2017).
2. Вебер Ю., Шеффер У. Введение в контроллинг. Пер. с нем./Под ред. И с предисл. Проф., д.э.н. С.Г. Фалько. – М, 2014. – 416 с.
3. Каренов Р.С. Контроллинг — концепция управления деятельностью предприятия, интегрирующая усилия его служб по достижению поставленных целей/ж. Вестник КарГУ, 2014. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. Url: https://articlekz.com/article/9034. (Дата обращения 10.06.2017).
4. Контроллинг на промышленном предприятии: учебник/А.М. Карминский, С.Г. Фалько, И.Д. Грачев, Н.Ю. Иванова, С.Г. Маликова; под ред. А.М. Карминского, С.Г. Фалько. – М., 2016. – 304 с.
5. Менеджмент/Современный словарь иностранных слов: толкование, словоупотребление, словообразование, этимология / Л.М. Баш, А.В. Боброва и др. – М., 2012. – 960 с.
6. Набок Р., Набок А. Американская и немецкая модели контроллинга/ Теория и практика управленческого учета GAAP.RU – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – Url: http://gaap.ru/articles/amerikanskaya_i_nemetskaya_modeli_kontrollinga/ (Дата обращения 10.06.2017).