Статья:

Отмена крепостного права и реализация крестьянской реформы в Рязанской губернии

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(129)

Рубрика: История и археология

Выходные данные
Беляева Е.С. Отмена крепостного права и реализация крестьянской реформы в Рязанской губернии // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 36(129). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/129/79466 (дата обращения: 19.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Отмена крепостного права и реализация крестьянской реформы в Рязанской губернии

Беляева Елена Сергеевна
магистрант института истории, философии и политических наук Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, РФ, г. Рязань
Гребенкин Игорь Николаевич
научный руководитель, д-р ист. наук, профессор Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, РФ, г. Рязань

 

Во второй половине XIX века в Российской империи возник комплекс связанных социально-экономических проблем, потребовавших изменения старой экономической системы.

Важное место занимали социально-политические факторы и другие неэкономические основы, а также внутренние и внешние угрозы, совокупность объективных и субъективных факторов. Экономические процессы существовали неотделимо от социально-политической, правовой, идеологической и других неэкономических сфер.

Перед самодержавием России стояли важные экономические и политические задачи: необходимо было решить острые социальные проблемы, выйти из тяжелого финансово-экономического кризиса и в то же время сохранить положение России в стране крупнейших мировых держав.

Одним из способов решения накопившихся проблем явилась крестьянская реформа 1861 года.

По площади Рязанская область занимала 41-е место среди областей Европейской России, ее площадь составляла 36992 км2. Он состоял из 12 уездов, различающихся природными условиями. На правом берегу Оки были провинции с плодородными землями, но без водоемов. На левом берегу Оки расположены провинции с плоской, но заболоченной территорией, занятой лесами [5, с. 25-28]. К 1860 году в Рязанской губернии проживало 794464 крепостных крестьян в 12 уездах [5, с. 27]. Причем число женского населения примерно на 2% было больше чем мужского. Большинство населения в Рязанской губернии состояло из помещичьих крепостных крестьян. Дворовые крестьяне составляли около 8,75% от общего количества зависимого населения. За период с 1850 по 1860 год количество дворовых людей увеличилось на 3819 тыс. человек (примерно на 11%) [6, с. 27].

До отмены крепостного права частное землевладение носило сословный характер. За редчайшим исключением, собственниками были дворяне-землевладельцы. После 1861 года все жители Российской империи, включая крестьян, получили право приобретать землю в частную собственность [2]. В основном они владели небольшими участками. Однако не все крестьянские хозяйства могли приобретать землю в индивидуальное пользование - у большинства не было на это денег. Кроме того, крестьянство несло основную налоговую нагрузку: недоимки, долги, поборы, к которым прибавлялись новые выплаты после проведенной реформы. Все это подрывало платежеспособность крестьянских хозяйств [3, с. 27].

Основой крестьянского хозяйства было надельное землевладение. Материальные интересы дворянства в ходе реформы решались за счет крестьянства. Результатом стало появление «отрезков». Так назывались земли, которые до 1861 года были в пользовании крестьян и в ходе реформы были изъяты у них помещиками.

Община выступала в качестве коллективного собственника земли, что обостряло аграрную проблему и ухудшало правовой статус крестьян. Такая система ограничивала экономическую инициативу сельских жителей. Правительство поднимало вопрос о выходе крестьян из общины при обсуждении проектов земельной реформы. По программе помещика М. П. Позена земля должна была остаться в распоряжении общины, которую она распределяла между членами. Самарин, напротив, предлагал создать сельский сход, который бы предоставил крестьянам право выхода из общины и возращение в нее [7, с. 134].

По Положению 19 февраля 1861 года земля оставалась в собственности общины, которая ее распределяла и являлась собственником [4]. Чтобы обеспечить справедливое распределение пахотных земель среди всех членов общины, участки были распределены таким образом, чтобы каждый получил равные доли в районах с разной плодородностью и на разном расстоянии от деревни.

Вся полевая земля делилась на три поля большой частью с подразделением каждого поля на ближнее и дальнее. Но если часть земельного участка находилась в исключительном состоянии, например, находилась на отдельном пустыре или имела землю более низкого качества, то ее выделяли из общего состава земельного участка и самостоятельно делили на три части.

Общине, в которой существовала круговая порука в деле несения государственных повинностей, необходимо было максимально увеличить количество налогоплательщиков. По мере роста населения проводились общие и частные переделы [2].

Неизбежной чертой крестьянского землевладения Рязанской губернии, как и в целом по стране, была чресполосица – расположение земельных участков, при котором земля собственника не представляла собой хозяйственной целостности и была разбросана по разным местам. Это было следствием как самого принципа раздачи надельной земли между самими крестьянами, так и результатом наделения земли крестьян в ходе реформы 1861 года.

Зайончковский пишет, что по Рязанской губернии к 1865 году было произведено наибольшее количество переделов, а именно по 1629 имениям, из них по 983 – добровольное и по 646 – обязательное. В 347 имениях наряду с переделами были перенесены усадьбы на новые места. Рязанский губернатор писал в отчете, что перенесение усадеб не представляло ожидаемых выгод.

При таком изолированном положении усадьбы, помещик нес дополнительные расходы на содержание двора. Ему было необходимо нанимать крестьян для работы на усадьбы. Расположение крестьянских усадеб рядом с помещичьими давало помещику большие возможности для закабаления крестьян.

Таким образом, сохранение чересполосицы было весьма выгодно помещикам [1, с. 117].

Большое распространение в Рязанской губернии получило «длинноземелье» - растянутость на многие километры надельных крестьянских земель [3, с. 27]. Негативно сказалось и то, что в составе земель, которые получили крестьяне, не было определенного количества земли, необходимого для нормального ведения сельского хозяйства (пастбища, водоемы).

Особенно это было заметно в отношении лесов, большая часть которых оставалась в руках органов власти и частных владельцев. Многие крестьяне были вынуждены прибегать к земельной аренде. В Рязанской губернии основную массу арендаторов составляли бедняки и середняки, бравшие небольшие участки на основе системы отработок и издольщины. Издольщина предполагала взимание собственником арендной платы с земли долей полученного с нее урожая.

Одной из самых тяжелых проблем для крестьян Рязанской губернии была хроническая нехватка земли. Число крестьян в общине и всего крестьянского населения из года в год росло.

Общая площадь выделенных земель не увеличилась, а размер крестьянских наделов с каждым годом уменьшался.

В связи с этим крестьяне прибегали к аренде земли, где сталкивались с пережитками барщинной и оброчной систем.

В Рязанской губернии около 30% дворов арендовало земельные участки, регион занимал седьмое место по количеству крестьян, уходивших «в отход» на заработки [2].

Нехватка земли побуждала крестьян искать новые источники дохода, поэтому они занимались промыслами и нанимались на заработки.

Многие оказывались безработными. Часть крестьян нанималась к помещикам и крупным землевладельцам. Владельцы поместий нанимали работников с их же инвентарем и скотом для полной обработки земли либо для проведения отдельных работ [3, с. 27].

Важнейшей материальной помощью крестьянам были мелкие сельские промыслы и ремесла. Подавляющее большинство крестьян Рязанской губернии совмещало их с земледелием. Их истоки лежали в традиционном производстве различных продуктов для собственного потребления. Выделка домотканных холстов, веревок и пакли, деревянных изделий было важной частью повседневной зимней деятельности сельского населения.

С развитием товарно-денежных отношений в стране и регионе домашнее производство превратилось в производство на заказ и на продажу.

Деревни на Мещерской стороне занимали лидирующие позиции в развитии ремесел области [2].

Помимо ремесел, сельский отход был вторым по значимости видом дохода крестьян Рязанской губернии. Так назвали временный выезд из села в промышленные районы, а также на сельскохозяйственные работы в другие регионы. Еще до отмены крепостного права отходники играли важную роль среди крестьян северных уездов Рязанской губернии. После 1861 года количество крестьян-отходников увеличивалось из года в год. По этому показателю Рязанская губерния занимала первое место в стране.

Постепенно продолжительность их пребывания на «отхожих» промыслах увеличивалась, и их участники все больше теряли связь с сельским хозяйством.

Отмена крепостного права не устранила противоречий между помещиками и крестьянами, а лишь немного ослабила их.

Раздробленность крестьянской земли, нехватка земли, налоги и долги задерживали процесс модернизации в деревне и приводили к ее обнищанию.

Помещики не хотели терять своего влияния в деревне и всеми силами старались вернуть крестьян в качестве рабочих на своих участках.

Основным противоречием продолжало оставаться противоречие между общиной и новациями, связанными с частной собственностью и единоличным ведением хозяйства. Отсутствие свободы у крестьян заставило их искать новые способы заработка, многие уходили из деревни.

Крестьянская реформа 1861 года обострила аграрный вопрос в Рязанской губернии и по всей стране. Его решение продолжилось и в XX веке.

 

Список литературы:
1. Зайончковский П. А. Проведение в жизнь крестьянской реформы 1861 года. М.: Изд-во социально-экономической литературы, 1958. – 473 с.
2. История Рязанского края. 1778-2007 / под ред. д.и.н. П.В. Акульшина; Упр. культуры и массовых коммуникаций Ряз. обл., Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. Рязань, 2007. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rsu.edu.ru
3. Костылева Е. Н. Аграрная политика Российской империи во второй половине XIX – начале XX в. (по материалам Рязанской губернии) // Манускрипт. – 2018. – № 1 (87). – Стр. 26-30.
4. Положение 19 февраля 1861 года о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://elib.shpl.ru
5. Свод данных об экономическом положении крестьян Рязанской губернии / Сост. А. Селиванов. –  Рязань: Ряз. губ. земство, 1892. – 431 с.
6. Тройницкий А. Г. Крепостное население в России по 10-й народной переписи: статистическое исследование. Санкт-Петербург: в тип. Карла Вульфа, 1861. 93 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.prlib.ru.
7. Тюкавкин В. Г. Великорусское крестьянство и столыпинская аграрная реформа. М.: Памятники исторической мысли, 2001. – 304 с.