ВЛИЯНИЕ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ П.А. СТОЛЫПИНА НА РАЗВИТИЕ КУБАНИ И СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
Конференция: CLXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: История и археология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
CLXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ВЛИЯНИЕ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ П.А. СТОЛЫПИНА НА РАЗВИТИЕ КУБАНИ И СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
Не смотря на огромный пласт исследований личности и деятельности П.А. Столыпина, мы продолжаем изучать опыт реформ Столыпина, находим новые углы обзора – одним из таких ракурсов является рассмотрение реализации плана аграрных преобразований на Северном Кавказе и Кубани.
Для начала необходимо охарактеризовать специфику земельного вопроса, сложившуюся в регионе к началу XX в. В этот период казачество владело львиной долей земельного фонда и распоряжалась им на общинных началах. Вместе с тем, наметились основные пути складывания крестьянского землевладения – во-первых, с 1862 г. государство предоставляло части крестьянства земли на общинных началах, во-вторых, с учреждением Крестьянского банка появилась возможность сформировать частные крестьянские владения, но на основе товарищества и, в-третьих, зажиточный крестьянин имел возможность купить земельный надел за наличный расчет [12, с. 100].
К началу XX в. нужда в земле у горского населения достигает наивысшего значения, причем если в плоскостных районах были лучшие земли и лучшие условия аренды, то в нагорной полосе положение было безвыходным [11, с. 112]. Обратимся к статистике – 64,6 % мужского населения Терской области имели меньше 7 десятин на душу; пахотных земель чуть больше было у чеченцев и лезгин, а вот у балкарцев, у которых земли было больше, пахотных земель было меньше на 1,5% [Там же, с. 113]. В целом, для горских регионов было характерно малоземелье, неравномерное распределение имеющегося земельного фонда и острая необходимость в арендных отношениях. Именно в этих условиях начинается реализация аграрной реформы.
Аграрная реформа П. Столыпина осуществлялась с помощью трех основных экономических рычагов, а именно: переселения крестьян ввиду острого малоземелья, деятельности Крестьянского банка и землеустройства крестьян. Сразу необходимо отметить, что в полной мере аграрные преобразования проходили на Кавказе только в Ставропольской губернии – так, землеустроительные работы не коснулись, например, казачества, однако на части казачьих земель, принадлежащих лицам невойскового сословия, Крестьянский банк землеустроительные работы проводил.
Важная роль в реализации реформ отводилась Крестьянскому банку, который еще с 1885г. осуществлял свою деятельность в регионе. Цель создания банка состояла в расширении крестьянского землевладения, однако в период с 1897 по 1900 г. банк на территории Северного Кавказа выдал всего лишь 117 ссуд на покупку 34 тыс. десятин земли [10], для сравнения: в период с 1901 по 1904 гг. было выдано 218 ссуд на 70,4 тыс. десятин. При этом, нужно отметить, что практически все ссуды были выданы товариществам (98,2%), а не частным лицам [7]. Вопрос о распространении политики Крестьянского банка на казачье сословие был поднят еще в 1903 г., но тогда Министерство финансов оставило существующее положение дел без изменений. Решение вопроса произошло в 1907 г., когда полномочия Крестьянского банка распространились на Кубанскую и Донскую области. Военное министерство считало, что существующие льготы – 8-12 дес. на мужчину или 30-40 дес. на все домохозяйство являются недостаточными для казаков, однако Совет Министров принял сторону Банка, справедливо полагавшего, что его главная цель обеспечить землей малоземельных крестьян [5].
Определим основные итоги деятельности Крестьянского банка в казачьих областях:
- Уменьшился процент дворянского землевладения и соответственно увеличился процесс частновладельческих земель;
- Банк существенно улучшил материальное положение переселенцев, иногда даже полностью выкупая землю переселенцев у Кубанского казачьего войска.
Завершая разговор о казачьих областях, считаем необходимым отметить еще несколько особенностей: во-первых, здесь не менялась система землепользования – в 1911 г. Государственная Дума подняла вопрос о переходе казачьих земель из общинного пользования к отрубному и подворному, однако ни Военное министерство, ни сами казаки не согласились. И, во-вторых, приток капитала существенно улучшил экономические показатели – улучшилась культура земледелия, появились технические новшества, хозяйства стали ориентироваться на рынок, постепенно начал меняться менталитет казачества: наметился переход к индивидуализму, который можно охарактеризовать увеличением количества хуторов, куда переселялись богатые казаки из станиц.
Выше мы уже говорили о малоземелье горских народов – вот еще несколько цифр: на душу мужского пола в горной Осетии приходилось 0,4 дес. пахотной земли, такие же показатели были и в Карачае, и в Салавагии [2]. Попытки справить положение предпринимались Абрамовской комиссией, комиссией Вертепова, но она всячески отрицала необходимость перехода к частному землевладению, что в конечном итоге и предопределило ее расформирование.
С 1911 г. на территории Нагорной полосы Терской области и Карачая Кубанской области стал действовать «Проект о землеустройстве горского населения» этих территорий. Законодатель прекрасно понимал, что общеимперские законы будет трудно интегрировать в регион, однако властям удалось сохранить главное – принцип добровольности при переходе горцев в разряд крестьян-собственников и наделение их равными возможностями с русскими крестьянами [5].
Наместник Кавказский представил проект, согласно которому важнейшей задачей правительства должно было стать размежевание и укрепление горских земель во избежание их передела и захвата. Одновременно с этим важнейшей задачей стало повышение эффективности сельского хозяйства. В конечном итоге мы видим, что необходимость реформ у горских народов была неоспоримой, однако медлительность государственного аппарата и бюрократические проволочки практически сводили на нет все начинания. Из несомненных плюсов реформы мы должны выделить попытку стереть ограничения между крестьянами и другими группами населения вообще и между крестьянами и горцами в частности.
Несмотря на общий высокий уровень частной земли на Ставрополье, примерно 4/5 от общего числа земель все еще находились во владении общин, но реформы позволили приобрести гибкость и жизнеспособность всей сельскохозяйственной отрасли.
Подводя общий итог влияния реформы на развитие региона, отметим следующее:
- Социальные преобразования, особенно такой сферы как «земля» зачастую ведут к конфликтам, не стал исключением традиционно неспокойный Кавказ – главным образом ухудшились отношения между бедными общинниками и собственниками с капиталом;
- Иногороднее население по-прежнему оставалось самой обездоленной и бедной частью населения, хотя деятельность Крестьянского банка, пусть и медленная, привела к сдвигам в этом направлении;
- При значительном увеличении частновладельческой земельной собственности, по сравнению с предыдущими периодами, большая часть земли продолжала находится в общинной собственности;
- Выход крестьян из общины неизбежно разрушал семейные отношения, способствовал формированию двухпоколенной семьи, что в условиях Степного Предкавказья означало менее экономически устойчивую позицию, нежели раньше;
- Реформы существенно изменили горские порядки и обычаи, заставляя сугубо традиционное общество приспосабливаться к новым реалиям, прежде всего экономическим [3];
- Столыпинские реформы, несомненно, даже при всей их незавершенности и неполноте в регионе, являлись экономическим импульсом для развития данных местностей – началось техническое перевооружение в сельском хозяйстве, улучшилась система землепользования, большой размах получила нефтяная, добывающая промышленность.