Статья:

ВЛИЯНИЕ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ П.А. СТОЛЫПИНА НА РАЗВИТИЕ КУБАНИ И СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

Конференция: CLXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: История и археология

Выходные данные
Бирюкова П.О., Меряхина А.А. ВЛИЯНИЕ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ П.А. СТОЛЫПИНА НА РАЗВИТИЕ КУБАНИ И СЕВЕРНОГО КАВКАЗА // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 19(170). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/19(170).pdf (дата обращения: 28.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЛИЯНИЕ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ П.А. СТОЛЫПИНА НА РАЗВИТИЕ КУБАНИ И СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

Бирюкова Полина Олеговна
студент, Армавирского государственного педагогического университета, РФ, г. Армавир
Меряхина Александра Александровна
студент, Армавирского государственного педагогического университета, РФ, г. Армавир
Карапкова Олеся Григорьевна
научный руководитель, канд. ист. наук, доцент, Армавирского государственного педагогического университета, РФ, г. Армавир

 

Не смотря на огромный пласт исследований личности и деятельности П.А. Столыпина, мы продолжаем изучать опыт реформ Столыпина, находим новые углы обзора – одним из таких ракурсов является рассмотрение реализации плана аграрных преобразований на Северном Кавказе и Кубани.

Для начала необходимо охарактеризовать специфику земельного вопроса, сложившуюся в регионе к началу XX в. В этот период казачество владело львиной долей земельного фонда и распоряжалась им на общинных началах. Вместе с тем, наметились основные пути складывания крестьянского землевладения – во-первых, с 1862 г. государство предоставляло части крестьянства земли на общинных началах, во-вторых, с учреждением Крестьянского банка появилась возможность сформировать частные крестьянские владения, но на основе товарищества и, в-третьих, зажиточный крестьянин имел возможность купить земельный надел за наличный расчет [12, с. 100].

К началу XX в. нужда в земле у горского населения достигает наивысшего значения, причем если в плоскостных районах были лучшие земли и лучшие условия аренды, то в нагорной полосе положение было безвыходным [11, с. 112]. Обратимся к статистике – 64,6 % мужского населения Терской области имели меньше 7 десятин на душу; пахотных земель чуть больше было у чеченцев и лезгин, а вот у балкарцев, у которых земли было больше, пахотных земель было меньше на 1,5% [Там же, с. 113]. В целом, для горских регионов было характерно малоземелье, неравномерное распределение имеющегося земельного фонда и острая необходимость в арендных отношениях. Именно в этих условиях начинается реализация аграрной реформы.

Аграрная реформа П. Столыпина осуществлялась с помощью трех основных экономических рычагов, а именно: переселения крестьян ввиду острого малоземелья, деятельности Крестьянского банка и землеустройства крестьян. Сразу необходимо отметить, что в полной мере аграрные преобразования проходили на Кавказе только в Ставропольской губернии – так, землеустроительные работы не коснулись, например, казачества, однако на части казачьих земель, принадлежащих лицам невойскового сословия, Крестьянский банк землеустроительные работы проводил.

Важная роль в реализации реформ отводилась Крестьянскому банку, который еще с 1885г. осуществлял свою деятельность в регионе. Цель создания банка состояла в расширении крестьянского землевладения, однако в период с 1897 по 1900 г. банк на территории Северного Кавказа выдал всего лишь 117 ссуд на покупку 34 тыс. десятин земли [10], для сравнения: в период с 1901 по 1904 гг. было выдано 218 ссуд на 70,4 тыс. десятин. При этом, нужно отметить, что практически все ссуды были выданы товариществам (98,2%), а не частным лицам [7]. Вопрос о распространении политики Крестьянского банка на казачье сословие был поднят еще в 1903 г., но тогда Министерство финансов оставило существующее положение дел без изменений. Решение вопроса произошло в 1907 г., когда полномочия Крестьянского банка распространились на Кубанскую и Донскую области. Военное министерство считало, что существующие льготы – 8-12 дес. на мужчину или 30-40 дес. на все домохозяйство являются недостаточными для казаков, однако Совет Министров принял сторону Банка, справедливо полагавшего, что его главная цель обеспечить землей малоземельных крестьян [5].

Определим основные итоги деятельности Крестьянского банка в казачьих областях:

  1. Уменьшился процент дворянского землевладения и соответственно увеличился процесс частновладельческих земель;
  2. Банк существенно улучшил материальное положение переселенцев, иногда даже полностью выкупая землю переселенцев у Кубанского казачьего войска.

Завершая разговор о казачьих областях, считаем необходимым отметить еще несколько особенностей: во-первых, здесь не менялась система землепользования – в 1911 г. Государственная Дума подняла вопрос о переходе казачьих земель из общинного пользования к отрубному и подворному, однако ни Военное министерство, ни сами казаки не согласились. И, во-вторых, приток капитала существенно улучшил экономические показатели – улучшилась культура земледелия, появились технические новшества, хозяйства стали ориентироваться на рынок, постепенно начал меняться менталитет казачества: наметился переход к индивидуализму, который можно охарактеризовать увеличением количества хуторов, куда переселялись богатые казаки из станиц.

Выше мы уже говорили о малоземелье горских народов – вот еще несколько цифр: на душу мужского пола в горной Осетии приходилось 0,4 дес. пахотной земли, такие же показатели были и в Карачае, и в Салавагии [2]. Попытки справить положение предпринимались Абрамовской комиссией, комиссией Вертепова, но она всячески отрицала необходимость перехода к частному землевладению, что в конечном итоге и предопределило ее расформирование.

С 1911 г. на территории Нагорной полосы Терской области и Карачая Кубанской области стал действовать «Проект о землеустройстве горского населения» этих территорий. Законодатель прекрасно понимал, что общеимперские законы будет трудно интегрировать в регион, однако властям удалось сохранить главное – принцип добровольности при переходе горцев в разряд крестьян-собственников и наделение их равными возможностями с русскими крестьянами [5].

Наместник Кавказский представил проект, согласно которому важнейшей задачей правительства должно было стать размежевание и укрепление горских земель во избежание их передела и захвата. Одновременно с этим важнейшей задачей стало повышение эффективности сельского хозяйства. В конечном итоге мы видим, что необходимость реформ у горских народов была неоспоримой, однако медлительность государственного аппарата и бюрократические проволочки практически сводили на нет все начинания. Из несомненных плюсов реформы мы должны выделить попытку стереть ограничения между крестьянами и другими группами населения вообще и между крестьянами и горцами в частности.

Несмотря на общий высокий уровень частной земли на Ставрополье, примерно 4/5 от общего числа земель все еще находились во владении общин, но реформы позволили приобрести гибкость и жизнеспособность всей сельскохозяйственной отрасли.

Подводя общий итог влияния реформы на развитие региона, отметим следующее:

  1. Социальные преобразования, особенно такой сферы как «земля» зачастую ведут к конфликтам, не стал исключением традиционно неспокойный Кавказ – главным образом ухудшились отношения между бедными общинниками и собственниками с капиталом;
  2. Иногороднее население по-прежнему оставалось самой обездоленной и бедной частью населения, хотя деятельность Крестьянского банка, пусть и медленная, привела к сдвигам в этом направлении;
  3. При значительном увеличении частновладельческой земельной собственности, по сравнению с предыдущими периодами, большая часть земли продолжала находится в общинной собственности;
  4. Выход крестьян из общины неизбежно разрушал семейные отношения, способствовал формированию двухпоколенной семьи, что в условиях Степного Предкавказья означало менее экономически устойчивую позицию, нежели раньше;
  5. Реформы существенно изменили горские порядки и обычаи, заставляя сугубо традиционное общество приспосабливаться к новым реалиям, прежде всего экономическим [3];
  6. Столыпинские реформы, несомненно, даже при всей их незавершенности и неполноте в регионе, являлись экономическим импульсом для развития данных местностей – началось техническое перевооружение в сельском хозяйстве, улучшилась система землепользования, большой размах получила нефтяная, добывающая промышленность.

 

Список литературы:
1. Адалова, З. Д. Изменения в области аграрных отношений в Дагестане в конце XIX – начале XX вв. // Молодой ученый. – 2010. – № 1-2 (13). – Т. 2. – С. 9-13. 
2. Берозов Б.П. Аграрный вопрос и крестьянское движение в пореформенной Северной Осетии. - Орджоникидзе, 1980. С.123.
3. Глашева З.Ж. Общие принципы проведения столыпинской аграрной реформы на Северном Кавказе // Культурная жизнь Юга России. №3. 2008. С. 125-127. 
4. Городецкий Б.М. Развитие крестьянского землевладения на Северном Кавказе в связи с деятельностью крестьянского поземельного банка // Кубанский сборник. – T. XVIII. – Екатеринодар, 1918. – С. 397-524. 
5. Ермаков Е.П. Очерки истории Северного Кавказа. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bstudy.net/resume/608607/istoriya/ocherki_istorii_severnogo_kavkaza_  – Дата обращения: 20.05.2022.
6. Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1920 г. / Под общ. ред. В.Н. Ратушняка. – Краснодар: Советская Кубань, 1996. – 656 с. – С. 356.
7. Панарин А.А. Зарождение и развитие кооперации на Северном Кавказе в конце XIX – начале XX вв. // Былые годы. 2012. №1. С. 38-43. – С. 40.
8. Прошлое и настоящее Кубани в курсе отечественной истории: Учеб. пособие: В 2 ч. Ч. 1: С древнейших времен до 1917 г. / Науч. ред. В.Н. Ратушняк. – Краснодар: КЭЦРО, 1994. – 270 с. С. 156.
9. ПСЗ. – Т. 43. – № 45785.
10. Ратушняк В.Н. Аграрные отношения на Северном Кавказе в конце XIX – начале XX вв. Краснодар: КГУ, 1982 С. 70.
11. Тройно Ф.П. Поземельные отношения у горских народов Северного Кавказа (с начала пореформенного периода до 1917 г.) : диссертация ... доктора исторических наук. - Белгород, 1984. - 446 c. 
12. Фарои, Т. В. Земельная собственность на Северном Кавказе во второй половине ХIX в. - начале XX в.: проблемы правового регулирования // Социально-гуманитарный вестник: Всероссийский сборник научных трудов. – Краснодар: Краснодарский центр научно-технической информации, 2016. – С. 93-104. С.100.
13. Цит. по. Невская Т.А. Северный Кавказ. Традиционное общество и реформы (конец XVIII – начало XX вв.). – Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2015. – 368 с. – С. 210.