Азбуки-прописи как материал для изучения русского письма XVII века
Секция: История и археология
XVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Азбуки-прописи как материал для изучения русского письма XVII века
История развития древнерусских азбук-прописей XVII века на настоящий момент изучена недостаточно полно. В XVII веке происходят фундаментальные изменения в русском письме, которые были исследованы отечественными историками, лингвистами, палеографами.
Проследим ход научной мысли исследователей, работавших в русле исследования азбук-прописей как материалов по истории письма. В 1956 году вышла книга известного российского и советского историка, источниковеда, историографа Л. В. Черепнина «Русская палеография», в которой затрагивается вопрос подробного изучения азбук-прописей. Прикладную задачу азбук-прописей автор видит в предметном, наглядном, последовательном обучении письму [1,с.30]. Азбуки-прописи рассматривались Л.В. Черепниным в качестве достоверных материалов для исследований в области письменности и сферы обучения в России XVII века.
Проблему эволюционного изменения русской письменности рассматривает А. Г. Шицгал. В своей работе «Русский типографский шрифт», которая вышла в 1985 году, автор сравнивает рукописный текст с печатным. А.Г. Шицгал исследует основные типы шрифтов, которые он предложил различать по технике написания [2,с.11]. В главе которая носит название «Особенности графики русских рукописных шрифтов XI – XVII веков», А.Г. Шицгал подвергает системному анализу три основных типа древнерусских рукописных шрифтов. Первый тип - так называемый устав. Им написаны древнейшие русские рукописи, известные с XI века [1,с.12]. Древний устав имеет несколько важных черт: буква выводится медленно, с нажимом, как правило, перпендикулярно к строке, без наклона, устав не имеет выносных элементов. С XIV века устав постепенно сменяется упрощенным типом шрифта – полууставом. Полуустав отличается от устава тем, что буквы пишутся с наклоном вправо, а букв с титлами и силами становится больше, растет количество выносных элементов. Со второй половины XIV и в XV веке зарождается и распространяется третий вид шрифта - скоропись. В скорописи присутствуют приемы, упрощающие и ускоряющие сам процесс: множество сокращений слов, повсеместные выноски элементов букв над и под строку, а также разнообразные варианты начертаний одних и тех же букв.
Выдающийся русский, белорусский филолог-славист, палеограф, этнолог Е.Ф. Карский в своей книге «Очерк славянской кирилловской палеографии», которая вышла в 1901 году, в которой автором выделяются два типа скорописи: северо-восточно-русский Московской Руси и западно-русский, который фактически совпадает с южно-русским. Однако, в XVIII веке под влиянием развития единой системы образования в государстве возникает общий тип русской скорописи [3,с.176].
Знаменитый русский, советский литературовед и филолог Виктор Александрович Истрин в книге "Возникновение и развитие письма", которая вышла в 1965 году, прослеживает общие направления процесса эволюции русской письменности. Древнейший русский почерк – устав – применялся в рукописных текстах до XV – XVI веков. С середины XIV века наряду с уставом, появляется новый упрощенный тип шрифта – полуустав. В практическом смысле полууставом писать было быстрее. С конца XIV века в дипломатической, канцелярской и торговой переписке получает распространение еще более беглый по приемам исполнения почерк –скоропись [URL: http://genling.ru/books/item/f00/s00/z0000005/index.shtml]. Таким образом, В.А. Истрин на основании своих исследований делает вывод о том, что эволюционные изменения графики русского письма заключались в упрощении письма.
Итак, можно сделать вывод о том, что знаменитые исследователи изучали изменения в русском письме непосредственно на материалах азбук-прописей, что говорит о необходимости дальнейшего их изучения.