Статья:

Творчество Марины Цветаевой в годы эмиграции

Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: История и археология

Выходные данные
Стародубцева М.В. Творчество Марины Цветаевой в годы эмиграции // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(40).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Творчество Марины Цветаевой в годы эмиграции

Стародубцева Милена Владимировна
студент 1 курса Академии архитектуры и искусств Южного федерального университета, РФ, г. Ростов-на-Дону
Кравец Виктория Сергеевна
научный руководитель, канд. ист. наук, доц. кафедры исторической политологии Института истории и международных отношений Южного федерального университета, РФ, г.Ростов-на-Дону

 

К февральской революции 1917 года Марина была готова так же, как и её муж. Об октябрьском перевороте Цветаева узнала в Крыму, когда гостила у Волошина. Уже 25 октября она поехала в Москву, чтобы забрать дочерей. Она хотела вернуться с ними к Волошину, в то время, как Эфрон решил отправиться на Дон, чтобы там продолжать борьбу с большевиками. Увы, но вернуться в Крым ей не удалось по непреодолимым обстоятельствам. Из-за фронтов Гражданской войны Цветаева попрощалась с мужем. Волошина она больше не увидела. В Москве в 1917–1920 гг. появились её стихи, воспевающие жертвенный подвиг Белой армии. Только после смерти поэтессы их можно было прочесть в сборнике «Лебединый стан». Скорее всего Цветаева не решилась печатать его из-за рассказов мужа, в которых движение белых представлялось с очень отрицательной стороны.

Марина с дочками сильно голодала. В начале зимы 1919–1920 гг. она отдала их в приют в Кунцеве. Но узнав через какое-то время, что там их состояние было в таком же тяжёлом виде она забрала домой старшую, Алю, которую безумно любила. Этот выбор она сделала легко, ведь двоих ей было не прокормить, да и Ирину она любила меньше и такой сильной привязанности не испытывала. В февраля 1920 г. младшая умерла. Ее смерть отражена в стихотворении «Две руки, легко опущенные …».

В июле 1921 г. Цветаева получила письмо от мужа. Он эвакуировался с оставшимися добровольцами в Константинополь, после отправился в Прагу. Марина тут же приняла попытки на получение разрешения на выезд из Советской России, ей удалось получить положительный ответ путём изнурительных просьб, в итоге 11 мая 1922 г. вместе с дочерью Алей она покинула родину.

15 мая они прибыли в Берлин, там Цветаева оставалась до конца июля. У них завязалась приятная дружба с писателем-символистом Андреем Белым. У неё выходит установить хорошие отношения с русскими эмигрантскими журналами и издательствами. Благодаря этому она смогла отдать в печать новый сборник – «Ремесло» и поэму «Царь-Девица». Сергей Эфрон приехал к ним в Берлин, но вскоре был вынужден вернуться в Чехию. Там он продолжал учёбу в университете и получал стипендию, которую выделяло Министерство иностранных дел Чехословакии. Цветаева с дочерью приехала к мужу в Прагу 1 августа 1922 г. Там она жила больше четырех лет. Из-за маленького бюджета они не могли снимать квартиру в столице, поэтому им пришлось жить в пригороде, рядом с Горни Мокропсы. Потом Цветаева с дочерью и мужем жили в деревне Вшеноры. Там 1 февраля 1925 г. у нее родился долгожданный сын. Его назвали Георгием, домашнем же именем было «Мур». Марина обожала его, она готова была пойти на многие жертвы ради него, иногда даже откладывая свою работу. Её огромное стремление сделать всё возможное для сына воспринимались постепенно взрослеющим Муром отчужденно и эгоистично. Поневоле он сыграл весьма трагическую роль в судьбе родной матери.

Если сравнивать прожитые на родине и первые годы эмиграции, то можно отметить, что отношение к поэзии и действительности у Цветаевой меняется, вместе с этим принося изменения в её стихотворные произведения. Она воспринимает действительность и историю, как что-то противоположное поэзии. Поэзия же является единственным убежищем для автора и для её героев, где все чувствуют себя в безопасности. Жанровый диапазон тоже расширен, она пишет драматические произведения и поэмы.

В январе 1924 г. написана «Поэма Горы», а в первой половине июня она своё завершение обрела «Поэма Конца». В первой произведении Цветаева повествует о своём романе с русским эмигрантом, который являлся знакомым мужа К.Б. Родзевичем, во втором показан их конечный разрыв. Этот роман длился около трех месяцев. Цветаева воспринимала такую любовь не только как её спасение, но и как положительное преображение души. Это расставание было по инициативе Цветаевой, ведь она понимала, что очень требовательная к возлюбленному, да и краткость такой влюблённости ей была притягательна больше.

Такие же мотивы расставания и одиночества постоянны, их можно наблюдать в лирике в циклах: «Гамлет» (1923, позже его разобьют на отдельные стихотворения), «Федра» (1923), «Ариадна» (1923). Такая притягательность невозможности встречи, станет поводом создать песнь «живое чадо» – лейтмотивы цикла «Провода», его она обратит к Б.Л. Пастернаку. Личным символом соединения разлученных становятся телеграфные провода, тянущиеся между Прагой и Москвой:

В лирике, относящейся к пражскому периоду можно наблюдать как Цветаевой стали дороги темы преодоления плотского, материального начала.

Париж. Возвращение на родину. Смерть

Во второй половине 1925 г. Цветаева принимает решение переехать во Францию. Это желание вызвано тяжёлым материальным положением, ей кажется, что в Париже устроиться её семье будет куда легче, ведь в те годы, этот город стал центром русской эмиграции. 1 ноября поэтесса с детьми приехала во французскую столицу, Рождество они встречали уже с Сергеем.

От переезда во Францию семья Цветаевой облегчения не почувствовала. Сергей Эфрон, не был приспособлен к тяготам жизни, он зарабатывал очень мало, поэтому только Марина могла кормить себя и семью своим литературным трудом. Но в главных парижских изданиях Цветаеву печатали мало, допускали правку ее текстов. За все прожитые годы в Париже ей удалось выпустить только один сборник стихов – «После России» (1928). Эмигрантам, которые предпочитали продолжение старых классических традиций, были непонятны эмоциональная экспрессия и яркое преувеличение Цветаевой. Они воспринимали это, как своебразную истерику.

Во второй половине 1930-х гг. у Марины наступил творческий кризис. Она практически перестала писать стихи. Она переживает тяжелый конфликт с дочерью. Дочь, как и отец настаивает, на отъезде в СССР, не получив согласия она уходит из материнского дома. В сентябре 1937 г. Сергей Эфрон обвиняют в причастии к убийству советскими агентами И. Рейсса, что в дальнейшем оказывается правдой. Вскоре Эфрон был вынужден скрыться и бежать в СССР, за ним последовала дочь Ариадна. У неё не было денег на жизнь и обучение сына, к тому же в Европе приближалась война, и Цветаева боялась за сына, который был уже почти взрослым. Она так же боялась и за судьбу мужа в СССР. Ее большим желанием было соединиться с мужем и дочерью. 12 июня 1939 г. на пароходе из французского города Гавра Цветаева с Муром отплыли в СССР, 18 июня она вернулась на родину.

Первое время вся семья жила на государственной даче НКВД под Москвой. Но совсем скоро Эфрон, и Ариадна были арестованы (С. Эфрон в 1941 г., уже после смерти жены, был расстрелян). После происшествия Цветаева была вынуждена скитаться полгода, прежде чем могла получить временное жилье в Москве, она поселилась вместе с сыном в доме писателей в подмосковном поселке Голицыне. Встречи с Ахматовой и Пастернаком, которые были очень желанными для Марины, не принесли ей никакой радости. Беседы (особенно с Анной Ахматовой) оказались довольно холодными. Функционеры, которые состояли в «Союзе писателей» отворачивались от нее. Подготовленный ею в 1940 г. сборник стихов напечатан не был. Критик К.Л. Зелинский оценил машинопись подготовленной книги резко отрицательно («[ч]итаешь стихи Марины Цветаевой, и тебя невольно охватывает чувство подступающей к горлу духоты и безрадостности»), заключив оценку уничтожающим выводом: "Из всего сказанного ясно, что в данном своем виде книга М. Цветаевой не может быть издана <…>. Все в ней (тон, словарь, круг интересов) чуждо нам и идет в разрез направлению советской поэзии как поэзии социалистического реализма". Денег ей катастрофически не хватало, малые средства приходилось зарабатывать переводами. Поневоле ей приходилось принимать помощь немногих друзей.Вскоре после начала Великой Отечественной войны, 8 августа 1941 г. Цветаева с сыном оказались в небольшом городке Елабуге. В Елабуге не было работы. После возвращения в Елабугу у Цветаевой произошла ссора с сыном, который, по-видимому, упрекал ее в их тягостном положении. На следующий день, 31 августа 1941 г., Цветаева повесилась. Точное место ее захоронения неизвестно.

 

Список литературы:
1. Литсовет http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=222820.
2. Образовательный портал «Слово» http://portal-slovo.ru/philology/37196.php?ELEMENT_ID=37196&PAGEN_1=2.
3. Энциклопедия Кругосвет \ Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/tsvetaeva_marina_ivanovna.html?page=0,3.