Статья:

ПЕТЛЯ ВОКРУГ «МАКСИМА ГОРЬКОГО»

Конференция: CLV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: История и археология

Выходные данные
Валиахметов Р.Р. ПЕТЛЯ ВОКРУГ «МАКСИМА ГОРЬКОГО» // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(155). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/4(155).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПЕТЛЯ ВОКРУГ «МАКСИМА ГОРЬКОГО»

Валиахметов Равиль Рафаэлевич
студент Ульяновского государственного университета, РФ, г. Ульяновск

 

Образно говоря, его строила вся страна. По призыву журналиста Михаила Кольцова собрали деньги, чтобы в честь 40-летия литературной деятельности Максима Горького создать самый большой в мире аэроплан, который бы служил агитационно-пропагандистским целям СССР. Построили его быстро, но через год самолет постигла печальная участь- в него врезался самолет сопровождения. Виновником аварии был признан пилот Благин. Считается, что он действовал по чьему-то приказу.

Шуму вокруг строительства самолета-гиганта было много. Об этом писали газеты, рассказывалось в кинохронике. Казалось, не было ничего важнее в жизни миллионов людей советской страны, чем построить эту дорогостоящую агитационную игрушку. Разработкой его проекта и конструкции занимался коллектив ученых и инженеров под руководством А.Н. Туполева. В общей сложности к созданию летающего гиганта были привлечены десятки важнейших научно-исследовательских институтов и предприятий страны.

Он создавался на базе тяжелого четырехмоторного пассажирского самолета АНТ-20, основой для которого служил бомбардировщик. Проектом предусматривалась возможность использования гиганта в качестве не только агитационного и пассажирского самолета, но и транспортного бомбовоза. Он мог служить и как передвижной военный штаб.

Строительство началось 4 июля 1933 года, а 3 апреля 1934 года самолет уже был построен. Разобрали ангар, выкатили гигант на поле Ходынского аэродрома и представили для приемки специальной комиссии.

Это была внушительная машина для того времени. Она поражала своими размерами. Корпус вытянулся на 33 метра, размах крыльев достигал 130 метров. Вес без пассажиров и груза составлял около 30 тонн. Самолет мог брать в воздух 13 тонн груза. Ни в одной стране мира не было ничего подобного. Чтобы обеспечить подъем многотонной массы, его снабдили 8 моторами по 900 лошадиных сил каждый. Но скорость у гиганта была незначительной, он оказался тихоходом, максимально развивал скорость 260 км\ч. Но для показательных целей этого было вполне достаточно.

17 июня того же года летчики испытатели Громов и Журов выполнили на нем первый полет, который продолжался более получаса. По отзыву пилотов, машина хорошо слушалась штурвала, не требовала большого разгона, ей хватало 300-400 метров. Навигационное оборудование позволяло ее эксплуатацию ночью, у нее имелся также автопилот.

Для агитационных целей на борту установили компактную типографию, кино и радиоустановку «Голос с неба» для вещания с борта во время полета. Имелся еще один специальный проектор для высвечивания на облаках лозунгов. Число членов экипажа составляло 8 человек, пассажиров 72 –рекордное количество того времени.

Следующий демонстрационный полет состоялся в августе 1934 года. «Максим Горький» участвовал в приветствии спасенных челюскинцев на Красной площади. По сравнению с ним два сопровождающих истребителя ПО-2 казались крошечными. Вот тогда на его борту и заговорила установка «Голос с неба».

Журналисты, в том числе иностранные, совершившие полет над Москвой, отмечали массу удобств на борту самолета. В салоне имелся буфет, работала телефонная станция, действовала фотолаборатория, выпускалась газета.

Он летал до 18 мая 1935 года. В очередной демонстрационный полет отправились сотрудники конструкторских бюро, всего 36 человек. Кинооператоры собирались заснять его полет как с земли, так и с борта. В качестве сопровождения отправили тренировочный самолет, которым управлял летчик Н.П. Благин. Неожиданно на высоте 700 метров Благин стал делать вокруг летающего «Максима Горького» «мертвую петлю». Во время совершения этого маневра он ударил в крыло гиганта- тот задымился и стал разваливаться в воздухе. Погибли все, в том числе и Благин.

По официальной версии, виновником трагедии был пилот Благин, который по собственной воле пытался сделать «мертвую петлю». В Москве распространялись разные слухи. Благин пытался сделать фигуру высшего пилотажа, но… не рассчитал.

 

Список литературы:
1. http://hobbyport.ru/avia/ant_20_maksim_gorky.htm
2. http://wordweb.ru/2008/12/01/tajjna-gibeli-samoljota-maksim-gorkijj.html
3. http://airports.chat.ru/history/mg.htm
4. http://www.airwar.ru/enc/cw1/ant20.html