СОСТОЯНИЕ ТАНКОВОГО ПАРКА КРАСНОЙ АРМИИ И ЕГО ОБНОВЛЕНИЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Конференция: CXXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: История и археология
CXXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
СОСТОЯНИЕ ТАНКОВОГО ПАРКА КРАСНОЙ АРМИИ И ЕГО ОБНОВЛЕНИЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Говоря о танковых частях, стоит отметить что в середине XX в. танковые части стали «железным кулаком» любой армии, предназначенным для прорыва обороны противника, поэтому танкостроению уделялось большое внимание.
Собственно, Советский союз, в этом отношении, не уступал передовым странам Европы, однако на момент войны, у Красной армии имелись в основном легкие танки, о которых стоит поговорить в первую очередь.
Первым в списке будет числиться малый танк Т-40. Он стал приемником танка Т-38, который имел ряд недостатков:
- Очень слабое вооружение, всего один пулемет ДТ калибром 7,62-мм., что, конечно же, было незначительным арсеналом танка, скорее бронемашины, но не танка, даже легкого.
- Довольно слабое бронирование, так как она не защищала боевую машину от противотанковых ружей и гранат, что уж говорить об артиллерии.
- Раздельное размещение механика-водителя и командира машины, что при гибели или ранении первого выводило весь танк из строя.
- Недостаточная плавучесть, не позволяющая взять на борт сколь-нибудь значительный груз в виде бойцов-десантников или нужного армейского имущества при форсировании водной преграды. Не раз на учениях и экспериментах танки типа Т-38 тонули из-за плохой герметизации корпуса или небольшой набежавшей волны [1].
Из-за такого большого количества недоработок уже в 1939 г. началась работа по разработке и созданию нового танка, с целью устранить имеющиеся недочеты. Проектированием новой боевой машины занялся Н. А. Астров, являвшийся руководителем конструкторского бюро завода №37. Весной того же года работы были практически завершены и уже в июле начались испытания первых четырёх опытных машин Т-40, имевших на вооружении крупнокалиберный пулемёт ДШК калибра 12,7 мм. и спаренный с ним пулемет ДТ калибром 7,62-мм. [2].
19 декабря 1939 г. Государственный комитет обороны СССР принял на вооружение РККА новый легкий танк Т-40, однако с началом Великой Отечественной войны его сняли с серийного производства, чтобы наладить выпуск новых, более совершенных образцов, а именно танка Т-50 [3].
Т-50 – советский легкий танк периода Великой Отечественной войны, разработанный на 174 заводе в Ленинграде под руководством С. А. Гинзбурга в 1940 г. Вооружение данного танка состояло из 45-мм. орудия образца 1934 г., вмонтированного в башню, и двух спаренных с ним пулеметов ДТ калибром 7,62-мм., которые можно было с легкостью отстегнуть и использовать вне танка. Указанные выше показатели, несомненно, значительно превосходили Т-40, поэтому именно Т-50 получил будущее.
В 1941 г. новая боевая машина принимается на вооружение РККА и 174 завод в Ленинграде начинает массовый выпуск Т-50. Однако с началом Великой Отечественной войны завод был сначала перевезен в Чкалов (Оренбург), а после в Омск, где катастрофически не хватало деталей для производства. Вследствие таких сложностей производство Т-50 было свернуто в 1942 г. Всего было произведено 65-75 единиц Т-50 [4].
Теперь стоит осветить те легкие танки, которых на момент начала Великой Отечественной войны было в избытке. Речь идет о такие боевых машинах, как: Т-26, БТ-5 и БТ-7.
Т-26 производился на ленинградском заводе «Большевик». Параллельно советское правительство выпускало сразу две вариации танка – одни с пулеметным вооружением, другой с пулеметно-пушечным, состоявший из пулемета ДТ-29 в левой башне и 37-мм. пушкой Гочкиса или её модифицированный советский вариант «Гочкис-ПС» в правой башне [5].
Подчеркнем, что Т-26 был довольно популярен в свое время, а именно в 30-е гг. XX в., однако отсутствие рации и тихоходность делали его легкой мишенью для врага. Правда, справедливости ради, стоит отметить, что по правилам того времени легкие танки не должны были сражаться с танковыми частями противника. Главной задачей таких боевых машин являлось обеспечение прикрытия пехотных частей.
Несмотря на то, что к началу Великой Отечественной войны бронепарк РККА насчитывал около 10 тыс. единиц Т-26, этот танк оказался не эффективен в начальный период войны, так как он был защищен только от винтовочных пуль и осколков снарядом. Т-26 легко поражался обычными бронетанковыми ружьями, поэтому со временем от него начали отказываться.
Близкий по показателям к Т-26 в Советском союзе выпускался танк БТ-5, имеющий на вооружении 45-мм. пушку 20-К образца 1937 г., 7,62-мм. танковый пулемёт ДТ, установленные в башне [6]. БТ-5 сменил устаревший БТ-2. Его использовали для укомплектования механизированных частей РККА, так как он по удельной мощности, подвижности и запасу хода превосходил своего товарища – Т-26. Серийный выпуск БТ-5 начался на Харьковском паровозостроительном заводе в 1933 г.
К плюсам данной бронемашины можно отнести то, что БТ-5 был не прихотлив в обслуживании и имел высокую подвижность, что повышало его популярность в рядах Красной армии.
В 1935 г. БТ-5 уступил место более совершенному БТ-7, однако к началу Великой Отечественной войны на вооружении состояло около 2 тыс. единиц данной модели.
Новая модель танков серии БТ – БТ-7 появилась в середине 30-х гг. XX в. В отличии от своих предшественников – БТ-2 и БТ-5 БТ-7 имел сварочный корпус новой конструкции и более мощный двигатель, позволяющий увеличить скорость перемещения новой боевой машины. Вооружение танка было аналогичным с его предшественником, поэтому БТ-5 и не сняли с серийного производства, после появления БТ-7.
Как и БТ-5 БТ-7 выпускался в двух вариациях, с радиостанцией и без нее. На момент начала войны РККА располагал примерно 5 тыс. танков БТ-7, хотя их эффективность была минимальной [7].
Помимо легких танков парк бронетехники СССР имел и средние танки, поэтому стоит осветить самого яркого представителя этого класса – Т-34.
«Ласточка советской бронетехники», по словам И. В. Сталина, была сконструирована еще до начала войны на Харьковском заводе №184 под руководством М. И. Кошкина. На начальном этапе успешность данного танка обуславливалось наличием высокоэкономичного дизель-мотора В-2, благодаря которому хорошо бронированный Т-34 имел высокую удельную мощность (отношении мощности двигателя к массе бронемашины). Новый двигатель обеспечивал Т-34 на протяжении всей войны высокую проходимость, подвижность и маневренность.
Т-34 выделялся также и тем, что он был единственным представителем среди средних танков, имевший на вооружении длинноствольную 76-мм. пушку Л-11 калибром 30,5 мм. образца 1939 г. С 1941 г. на Т-34 стали устанавливать 76,2-мм. орудия Ф-34 калибром 41,5 мм., после чего новый танк получил аббревиатуру Т-34-76. Благодаря такому вооружению средний танк мог пробивать 60-мм. броню с расстояния 1000 м.
Также стоит отметить, что у новой танковой модели существовал значительный модернизационный запас, который позволял эффективно улучшать конструкцию Т-34.
В период с 1942 по 1945 гг. Т-34 производился на заводах Урала и Сибири, где и получал значительные модификации. Так, например, к 1944 г. был сконструирован Т-34-85, с 85-мм. орудием, которое позволяло справляться с средними немецкими танками, в том числе и с «Пантерами». Также к 1944 г. были выпущены Т-34-85 с минным тралом и Т-34-85 с огнеметом. Усовершенствованные машины начали массово использовать в ходе операции «Багратион».
Отметим, что Т-34 оказал значительное влияние на исход как Великой Отечественной войны, так и Второй Мировой войны в целом, однако не будем забывать, что на начальном этапе боевых действий он был не особо распространен, что, собственно, было компенсировано позже, ведь Т-34 стал самым массовым танком Второй Мировой войны. За все 5 лет войны было выпущено около 40 тыс. единиц.
После освещения легких и средних танков, перейдем к описанию тяжелых танков, находящихся на вооружении Красной армии. Сразу отметим, что к началу войны их практически не было, что существенно усложняло положение советский войск на фронте.
Также подчеркнем, что еще до начала Великой Отечественной войны были разработаны танки КВ-1 и КВ-2 (Клим Ворошилов-КВ) конструкторским бюро ленинградского Кировского завода, но их количества было катастрофически мало, всего 393 единицы, что несопоставимо с немецкими танковыми частями.
Серийное производство танков КВ началось на том же Кировском заводе в Ленинграде, причем производство не прекращалось даже во время блокады города, но в связи с ней большая часть танков КВ поставлялась на фронт из Челябинска, а произведенные на Кировском заводе танки принимали участие в обороне Ленинграда.
Обе модели танка КВ пользовались популярностью в рядах красноармейцем, что, собственно, не удивительно, ведь КВ-1 имел на вооружении пушку ЗИС-5 калибром 41,6 мм. и 3 пулемета ДТ, при прочности лобовой брони 75 мм., в то же время КВ-2 обладал такой же лобовой броней, но на вооружении имел 3 танковых пулемета ДТ-29 и 152-мм. танковую гаубицу образца 1938-1940 гг. – М-10Т.
Толстая лобовая броня и тяжелое вооружение делали танки КВ серьезными противниками для немецких частей, что говорит об эффективности данных боевых машин. Всего за годы войны было выпущено примерно 3,5 тысячи танков КВ-1 и около 400 танков КВ-2.
Помимо серии танков КВ на вооружении РККА имелись и другие тяжелые танки, в частности, ИС-1 и ИС-2 (Иосиф Сталин-ИС), которые, впрочем, были созданы на основе танка КВ-1 [8].
Тяжелые танки ИС появились довольно быстро, в 1943 г., что было вызвано необходимостью оказать серьезную конкуренцию новейшему тяжелому танку Вермахта – Panzerkampfwagen VI Ausf.H – E, он же «Тигр», который появился на Восточном фронте в 1942-1943 гг.
Постановлением ГКО № 2943сс от 24 февраля 1943 г. Кировскому заводу в Челябинске и заводу № 100 НКТП предписывалось изготовить и предъявить на государственные испытания два опытных образца танков «Иосиф Сталин» – ИС.
Конструкторские конторы не заставили себя долго ждать и в кратчайшие сроки представили комиссия два опытных образца нового тяжелого танка, причем один из образцов имел на вооружении 76,2-мм. пушку ЗИС-3 («Объект 233» – ИС-1), а второй 122-мм. танковую гаубицу У-11, которая была заимствована у КВ-9 («Объект 234» – ИС-2).
Испытания бронемашин проводились с 22 марта по 19 апреля 1943 г. Комиссия постановила, что ИС имеет более совершенное бронирование и более высокую скорость нежели КВ-1, при условии меньшей массы.
Конечные характеристики танков были следующие: ИС-1 имел лобовую броню 120 мм., 85-мм. орудие Д-5Т, 3 пулемета ДТ, экипаж 4 человека. ИС-2 располагал лобовой броней 120 мм., 122-мм. пушкой Д-25Т, 3 пулеметами ДТ, 1 пулеметом ДШК, экипажем 4 человека.
Всего за годы войны было выпущено примерно 100-150 единиц ИС-1 и около 3 тыс. единиц ИС-2.
Можно сказать, что мощность тяжелых танков РККА была сопоставима с танками Третьего Рейха, но такие боевые машины массово стали поступать на фронт только к 1944 г.
Подводя итог, можно сказать, что начало войны советские танкисты встретили на легких танках, не приспособленных к крупным боевым действиям. Средние и тяжелые танки у Красной армии имелись, но в недостаточном количестве, что обуславливалось тем, что они были разработаны накануне войны, и поэтому их не успели произвести в нужном объеме. Тем не менее, к середине войны ситуация начала меняться. Наладился выпуск довоенных моделей и их модификаций (Т-34-76, КВ-1, КВ-2), а также новых видов техники (Т-34-85, ИС-1, ИС-2), что позволило переломить ситуацию на фронте.