Статья:

СОСТОЯНИЕ ТАНКОВОГО ПАРКА КРАСНОЙ АРМИИ И ЕГО ОБНОВЛЕНИЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Конференция: CXXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: История и археология

Выходные данные
Шаруда А.А., Ярмонова В.В., Реморенко М.И. СОСТОЯНИЕ ТАНКОВОГО ПАРКА КРАСНОЙ АРМИИ И ЕГО ОБНОВЛЕНИЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 29(139). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/29(139).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 20 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СОСТОЯНИЕ ТАНКОВОГО ПАРКА КРАСНОЙ АРМИИ И ЕГО ОБНОВЛЕНИЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Шаруда Артем Андреевич
студент, Армавирского государственного педагогического университета, РФ, г. Армавира
Ярмонова Владислава Владимировна
студент, Армавирского государственного педагогического университета, РФ, г. Армавира
Реморенко Максим Иванович
студент, Армавирского государственного педагогического университета, РФ, г. Армавира
Хлопкова Виктория Михайловна
научный руководитель, канд. ист. наук, доцент Армавирского государственного педагогического университета, РФ, г. Армавир

 

Говоря о танковых частях, стоит отметить что в середине XX в. танковые части стали «железным кулаком» любой армии, предназначенным для прорыва обороны противника, поэтому танкостроению уделялось большое внимание.

Собственно, Советский союз, в этом отношении, не уступал передовым странам Европы, однако на момент войны, у Красной армии имелись в основном легкие танки, о которых стоит поговорить в первую очередь.

Первым в списке будет числиться малый танк Т-40. Он стал приемником танка Т-38, который имел ряд недостатков:

  1. Очень слабое вооружение, всего один пулемет ДТ калибром 7,62-мм., что, конечно же, было незначительным арсеналом танка, скорее бронемашины, но не танка, даже легкого.
  2. Довольно слабое бронирование, так как она не защищала боевую машину от противотанковых ружей и гранат, что уж говорить об артиллерии.
  3. Раздельное размещение механика-водителя и командира машины, что при гибели или ранении первого выводило весь танк из строя.
  4. Недостаточная плавучесть, не позволяющая взять на борт сколь-нибудь значительный груз в виде бойцов-десантников или нужного армейского имущества при форсировании водной преграды. Не раз на учениях и экспериментах танки типа Т-38 тонули из-за плохой герметизации корпуса или небольшой набежавшей волны [1].

Из-за такого большого количества недоработок уже в 1939 г. началась работа по разработке и созданию нового танка, с целью устранить имеющиеся недочеты. Проектированием новой боевой машины занялся Н. А. Астров, являвшийся руководителем конструкторского бюро завода №37. Весной того же года работы были практически завершены и уже в июле начались испытания первых четырёх опытных машин Т-40, имевших на вооружении крупнокалиберный пулемёт ДШК калибра 12,7 мм. и спаренный с ним пулемет ДТ калибром 7,62-мм. [2].

19 декабря 1939 г. Государственный комитет обороны СССР принял на вооружение РККА новый легкий танк Т-40, однако с началом Великой Отечественной войны его сняли с серийного производства, чтобы наладить выпуск новых, более совершенных образцов, а именно танка Т-50 [3].

Т-50 – советский легкий танк периода Великой Отечественной войны, разработанный на 174 заводе в Ленинграде под руководством С. А. Гинзбурга в 1940 г. Вооружение данного танка состояло из 45-мм. орудия образца 1934 г., вмонтированного в башню, и двух спаренных с ним пулеметов ДТ калибром 7,62-мм., которые можно было с легкостью отстегнуть и использовать вне танка. Указанные выше показатели, несомненно, значительно превосходили Т-40, поэтому именно Т-50 получил будущее.

В 1941 г. новая боевая машина принимается на вооружение РККА и 174 завод в Ленинграде начинает массовый выпуск Т-50. Однако с началом Великой Отечественной войны завод был сначала перевезен в Чкалов (Оренбург), а после в Омск, где катастрофически не хватало деталей для производства. Вследствие таких сложностей производство Т-50 было свернуто в 1942 г. Всего было произведено 65-75 единиц Т-50 [4].

Теперь стоит осветить те легкие танки, которых на момент начала Великой Отечественной войны было в избытке. Речь идет о такие боевых машинах, как: Т-26, БТ-5 и БТ-7.

Т-26 производился на ленинградском заводе «Большевик». Параллельно советское правительство выпускало сразу две вариации танка – одни с пулеметным вооружением, другой с пулеметно-пушечным, состоявший из пулемета ДТ-29 в левой башне и 37-мм. пушкой Гочкиса или её модифицированный советский вариант «Гочкис-ПС» в правой башне [5].

Подчеркнем, что Т-26 был довольно популярен в свое время, а именно в 30-е гг. XX в., однако отсутствие рации и тихоходность делали его легкой мишенью для врага. Правда, справедливости ради, стоит отметить, что по правилам того времени легкие танки не должны были сражаться с танковыми частями противника. Главной задачей таких боевых машин являлось обеспечение прикрытия пехотных частей.

Несмотря на то, что к началу Великой Отечественной войны бронепарк РККА насчитывал около 10 тыс. единиц Т-26, этот танк оказался не эффективен в начальный период войны, так как он был защищен только от винтовочных пуль и осколков снарядом. Т-26 легко поражался обычными бронетанковыми ружьями, поэтому со временем от него начали отказываться.

Близкий по показателям к Т-26 в Советском союзе выпускался танк БТ-5, имеющий на вооружении 45-мм. пушку 20-К образца 1937 г., 7,62-мм. танковый пулемёт ДТ, установленные в башне [6]. БТ-5 сменил устаревший БТ-2. Его использовали для укомплектования механизированных частей РККА, так как он по удельной мощности, подвижности и запасу хода превосходил своего товарища – Т-26. Серийный выпуск БТ-5 начался на Харьковском паровозостроительном заводе в 1933 г.

К плюсам данной бронемашины можно отнести то, что БТ-5 был не прихотлив в обслуживании и имел высокую подвижность, что повышало его популярность в рядах Красной армии.

В 1935 г. БТ-5 уступил место более совершенному БТ-7, однако к началу Великой Отечественной войны на вооружении состояло около 2 тыс. единиц данной модели.

Новая модель танков серии БТ – БТ-7 появилась в середине 30-х гг. XX в. В отличии от своих предшественников – БТ-2 и БТ-5 БТ-7 имел сварочный корпус новой конструкции и более мощный двигатель, позволяющий увеличить скорость перемещения новой боевой машины. Вооружение танка было аналогичным с его предшественником, поэтому БТ-5 и не сняли с серийного производства, после появления БТ-7.

Как и БТ-5 БТ-7 выпускался в двух вариациях, с радиостанцией и без нее. На момент начала войны РККА располагал примерно 5 тыс. танков БТ-7, хотя их эффективность была минимальной [7].

Помимо легких танков парк бронетехники СССР имел и средние танки, поэтому стоит осветить самого яркого представителя этого класса – Т-34.

«Ласточка советской бронетехники», по словам И. В. Сталина, была сконструирована еще до начала войны на Харьковском заводе №184 под руководством М. И. Кошкина. На начальном этапе успешность данного танка обуславливалось наличием высокоэкономичного дизель-мотора В-2, благодаря которому хорошо бронированный Т-34 имел высокую удельную мощность (отношении мощности двигателя к массе бронемашины). Новый двигатель обеспечивал Т-34 на протяжении всей войны высокую проходимость, подвижность и маневренность.

Т-34 выделялся также и тем, что он был единственным представителем среди средних танков, имевший на вооружении длинноствольную 76-мм. пушку Л-11 калибром 30,5 мм. образца 1939 г. С 1941 г. на Т-34 стали устанавливать 76,2-мм. орудия Ф-34 калибром 41,5 мм., после чего новый танк получил аббревиатуру Т-34-76. Благодаря такому вооружению средний танк мог пробивать 60-мм. броню с расстояния 1000 м.

Также стоит отметить, что у новой танковой модели существовал значительный модернизационный запас, который позволял эффективно улучшать конструкцию Т-34.

В период с 1942 по 1945 гг. Т-34 производился на заводах Урала и Сибири, где и получал значительные модификации. Так, например, к 1944 г. был сконструирован Т-34-85, с 85-мм. орудием, которое позволяло справляться с средними немецкими танками, в том числе и с «Пантерами». Также к 1944 г. были выпущены Т-34-85 с минным тралом и Т-34-85 с огнеметом. Усовершенствованные машины начали массово использовать в ходе операции «Багратион».

Отметим, что Т-34 оказал значительное влияние на исход как Великой Отечественной войны, так и Второй Мировой войны в целом, однако не будем забывать, что на начальном этапе боевых действий он был не особо распространен, что, собственно, было компенсировано позже, ведь Т-34 стал самым массовым танком Второй Мировой войны. За все 5 лет войны было выпущено около 40 тыс. единиц.

После освещения легких и средних танков, перейдем к описанию тяжелых танков, находящихся на вооружении Красной армии. Сразу отметим, что к началу войны их практически не было, что существенно усложняло положение советский войск на фронте.

Также подчеркнем, что еще до начала Великой Отечественной войны были разработаны танки КВ-1 и КВ-2 (Клим Ворошилов-КВ) конструкторским бюро ленинградского Кировского завода, но их количества было катастрофически мало, всего 393 единицы, что несопоставимо с немецкими танковыми частями.

Серийное производство танков КВ началось на том же Кировском заводе в Ленинграде, причем производство не прекращалось даже во время блокады города, но в связи с ней большая часть танков КВ поставлялась на фронт из Челябинска, а произведенные на Кировском заводе танки принимали участие в обороне Ленинграда.

Обе модели танка КВ пользовались популярностью в рядах красноармейцем, что, собственно, не удивительно, ведь КВ-1 имел на вооружении пушку ЗИС-5 калибром 41,6 мм. и 3 пулемета ДТ, при прочности лобовой брони 75 мм., в то же время КВ-2 обладал такой же лобовой броней, но на вооружении имел 3 танковых пулемета ДТ-29 и 152-мм. танковую гаубицу образца 1938-1940 гг. – М-10Т.

Толстая лобовая броня и тяжелое вооружение делали танки КВ серьезными противниками для немецких частей, что говорит об эффективности данных боевых машин. Всего за годы войны было выпущено примерно 3,5 тысячи танков КВ-1 и около 400 танков КВ-2.

Помимо серии танков КВ на вооружении РККА имелись и другие тяжелые танки, в частности, ИС-1 и ИС-2 (Иосиф Сталин-ИС), которые, впрочем, были созданы на основе танка КВ-1 [8].

Тяжелые танки ИС появились довольно быстро, в 1943 г., что было вызвано необходимостью оказать серьезную конкуренцию новейшему тяжелому танку Вермахта – Panzerkampfwagen VI Ausf.H – E, он же «Тигр», который появился на Восточном фронте в 1942-1943 гг.

Постановлением ГКО № 2943сс от 24 февраля 1943 г. Кировскому заводу в Челябинске и заводу № 100 НКТП предписывалось изготовить и предъявить на государственные испытания два опытных образца танков «Иосиф Сталин» – ИС.

Конструкторские конторы не заставили себя долго ждать и в кратчайшие сроки представили комиссия два опытных образца нового тяжелого танка, причем один из образцов имел на вооружении 76,2-мм. пушку ЗИС-3 («Объект 233» – ИС-1), а второй 122-мм. танковую гаубицу У-11, которая была заимствована у КВ-9 («Объект 234» – ИС-2).

Испытания бронемашин проводились с 22 марта по 19 апреля 1943 г. Комиссия постановила, что ИС имеет более совершенное бронирование и более высокую скорость нежели КВ-1, при условии меньшей массы.

Конечные характеристики танков были следующие: ИС-1 имел лобовую броню 120 мм., 85-мм. орудие Д-5Т, 3 пулемета ДТ, экипаж 4 человека. ИС-2 располагал лобовой броней 120 мм., 122-мм. пушкой Д-25Т, 3 пулеметами ДТ, 1 пулеметом ДШК, экипажем 4 человека.

Всего за годы войны было выпущено примерно 100-150 единиц ИС-1 и около 3 тыс. единиц ИС-2.

Можно сказать, что мощность тяжелых танков РККА была сопоставима с танками Третьего Рейха, но такие боевые машины массово стали поступать на фронт только к 1944 г.

Подводя итог, можно сказать, что начало войны советские танкисты встретили на легких танках, не приспособленных к крупным боевым действиям. Средние и тяжелые танки у Красной армии имелись, но в недостаточном количестве, что обуславливалось тем, что они были разработаны накануне войны, и поэтому их не успели произвести в нужном объеме. Тем не менее, к середине войны ситуация начала меняться. Наладился выпуск довоенных моделей и их модификаций (Т-34-76, КВ-1, КВ-2), а также новых видов техники (Т-34-85, ИС-1, ИС-2), что позволило переломить ситуацию на фронте.

 

Список литературы:
1. Свирин М. Н. Многострадальный Т-38 // М.: «Хобби», 1997. № 9. 54 с.
2. Свирин М. Н. Броневой щит Сталина. История советского танка. 1937-1943., М.: Яуза, Эксмо, 2006. 448 с.
3. Коломиец М. В. Т-50 Лучший легкий танк Великой Отечественной. М.: Эксмо, 2014. 144 c.
4. Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. и др. Советские малые и лёгкие танки 1941-1945 гг., М.: «Цейхгауз», 2006. 126 с.
5. Коломиец М. В. Т-26. Тяжёлая судьба лёгкого танка. М.: «Яуза», 2007. 50 с.
6. Барятинский М. П., Коломиец М. В. Лёгкие танки БТ-2 и БТ-5. М.: «Бронеколлекция», 1996. С. 1-32.
7. Павлов М. В., Желтов И. Г., Павлов И. В. Танки БТ. «Экспринт», 2001. 190 с.
8. Желтов И. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Сергеев А. Танки ИС в боях. М.: Восточный горизонт, 2002. 78 с.
9. Жаркой Ф. М. Танковый марш. СПб.: Издательство Михайловской военной артиллерийской академии, 2018. 230 с.
10. Boris Kavalerchik. The Tanks of Operation Barbarossa: Soviet versus German Armour on the Eastern Front. М.: Pen and Sword Military, 2018. 288 с.