Статья:

Платон об идеальном государстве

Конференция: V Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: История и археология

Выходные данные
Мышенкова А.Е. Платон об идеальном государстве // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. V междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(5). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/5(5).pdf (дата обращения: 24.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Платон об идеальном государстве

Мышенкова Алина Евгеньевна
студент, Саратовская Государственная Юридическая Академия, Институт прокуратуры, РФ, г. Саратов
Гимишян Лилиана Седраковна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Саратовская Государственная Юридическая Академия, Институт прокуратуры, РФ, г. Саратов

 

Проблема общественного идеала в той или иной степени пронизывала творчество многих известных философов от античности до современности. Однако базовой методологической установкой для постижения понятий «идея», «общественный идеал», «идеальное государство», бесспорно можно считать философское наследие Платона. Почти все известные философы в своих трудах обязательно касались философского учения Платона. Есть ряд известных исследователей, посвятивших свою научную работу изучению творчества Платона, как: В.Асмус, Т.Бородай, Т.Васильева, Г.Гадамер, Н.Грот, Дж.Реале и Д.Антисери, Ф.Кессиди, О.Лосев, Д.Панченко, В.Соловьев, Т.Розова и др.

Целью статьи является исследование платоновского понимания идеи всеобщего Блага как высшего общественного идеала для государства.

Платон понимал идеи как бестелесные формы, которые не могут постигаться чувствами, и расценивал их как прообразы вещей чувственного мира. Это − истинное бытие, по образцу которого существуют вещи чувственной реальности. Платон пытался усовершенствовать объяснения природы бытия, вследствие чего признал, что существуют два вида бытия: 1) такое, что воспринимается чувственно; 2) другое, что познается понятиями, умом, т.е. реальное и идеальное. Платоновская идея − это абсолютное истинное бытие, а не произведение ума. Философ настаивал на том, что каждая вещь имеет высшую и последнюю причину своего образования, наделенного не только физической, но и метафизической природой. Такой подход позволил разграничить два аспекта бытия: феноменальный, который можно увидеть, и, соответственно, метафеноменальный, невидимый, такой, что воспринимается исключительно разумом. Именно это достижение обозначило важный этап в истории западной философской мысли, в результате чего появилась возможность отдельно говорить о «материальном» и «нематериальное», «чувственном» и «сверхчувственном», «эмпирическом» и «метаэмпирическом» [6, с. 104-105].

Платон, возможно, был одним из немногих, кто осознал свой конфликт со временем. Тогда усилиями мысли и воображения он начал последовательную разработку альтернативной действительности −  действительности идеала [4, с. 130]. В дальнейшем предметом интереса для Платона становится мир вообще и человеческое общество. При этом он выбирает не путь ухода от зла ​​и созерцания, а пытается ему противостоять, исправлять «ложь», преодолевать мирские беды. Помощь человечеству Платон видит в превращении общественных отношений [8, с. 1].

Будучи чрезвычайно заинтересован в разработке совершенного сосуществования людей, Платон строит концепцию идеального государства и описывает ее в десяти книгах своего труда «Государство». Центральной идеей, заложенной в фундамент концепции идеального государства, справедливость, что предполагает соответствие реальной вещи своей идее. Итак, по мнению Платона, государство становится идеальным лишь тогда, когда каждый гражданин действует в соответствии со своей внутренней сущностью, превосходящих аспектов собственной души. Так, в концепции Платона, душа является бессмертной, существует вечно, подчиняет себе тело и состоит из трех иерархически зависимых частей: умственной (наивысшей), волевой (средней) и страстной (низкой). В зависимости от того, какая из этих частей преобладает, человек в своей жизнедеятельности ориентируется на благородные и высокие ценности или на низкие. Философ устанавливает четкое соответствие между тремя частями души и тремя классами идеального государства. Государство понимается им как увеличенная копия души, которая рождается, когда люди не являются самодостаточными и нуждаются в помощи в сфере материальных благ, защиты и умелого управления.

Итак, идеальное государство-полис, по мнению Платона, должно было состоять из трех классов: философов-правителей, воинов-стражей и земледельцев, ремесленников, торговцев [7, с. 21]. Отдавая философам руководящую роль в государстве, Платон считал их причастными к вечному благу и способными воплотить небесный мир идей в земной жизни: «Пока в государстве не будут царствовать философы, либо  так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать, государство не избавится от зла» [5, с. 275]. При этом в качестве критерия истинности для философов Платон принимал способность не просто созерцать красоту добродетели, но и всеми силами следовать за ней и воплощать ее в себя своими делами. Возлагая большие надежды на философов как на высокодуховных лиц, возможно, Платон верил, что именно они будут способны воплотить в земной жизни небесный мир идей.

Таким образом, идеальным Платон считал такое государство, где в правящем классе преобладает мудрость, во втором − сила и мужество, а в третьем − умеренность. По такой логике должна быть гармония из этих трех добродетелей, когда ни один из представителей указанных классов не претендует на чужое место и занят только своим делом, которое выполняет наилучшим образом. При этом государство Платона должно было быть счастливым путем полного удовлетворения не жизни отдельных лиц, а все в целом. В то же время, осознавая, что целое зависит от своих частей, Платон сравнивал государство с телом, страдания или счастье которого зависят от состояния его органов. Кроме того, для достижения счастья в государстве должны различаться ценности, приоритетное место среди которых должно предоставляться благу, которое приобретается с помощью благоразумия в душе. Только потом оцениваются прекрасные качества тела и в последнюю очередь, так называемые блага, касающиеся имущества и достатка.

Философ был уверен, что государство, в котором на первом месте стоит не душа, а материальное благосостояние, является безбожным. Он настаивал, что ни человек, ни государство не станут счастливыми, если главной ценностью для них будет богатство. Может потому Платон и считал главным источником социального зла частную собственность, которая настраивала, по его мнению, людей друг против друга. «Уничтожение всей частной жизни, всех личных интересов, конечно, лишает человека многих удовольствий, но хорошо воспитанные воины находят свое счастье не в материальных наслаждениях, а в исполнении своего назначения» [5, с. 9]. После уничтожения частной собственности Платон предлагает ликвидировать и семью для полной замены личных интересов общегосударственными. Из этого следует, что субъектом свободы и высшего совершенства у Платона является не отдельная личность или определенный класс, а все государство в целом. Он жертвовал счастьем и свободой человека во благо государства.

Итак, Платон имел высокую цель −  построить такое ​​идеальное государство, которое будет способно не просто отстаивать принцип всеобщего блага и справедливости, а с помощью, которого можно будет приблизиться к воспроизведению истинного мира бытия в земных условиях. Платон в финале своих исследований замечал, что не имеет значения, будет создано идеальное государство или нет, достаточным будет хотя бы то, что кто-то один будет в состоянии жить на основе Блага, Добра и Справедливости.

 

Список литературы:
1. Бородай Т. Ю. Рождение философского понятия. Бог и материя в диалогах Платона / Т. Ю. Бородай. – М. : Изд. Савин С.А., 2008. – 284 с.
2. Гадамер Г. Г. Диалектическая этика Платона. Феноменологическая интерпретация “Филеба” / Г. Г. Гадамер. – СПб., 2000. – 256 с.
3. Мухаев Р. Т. История политических и правовых учений / Р. Т. Мухаев. – М., 2004.
4. Панченко Д. В. Платон и Атлантида / Д. В. Панченко. – Л. : Наука, 1990. – 190 с.
5. Платон. Законы. Государство. // Соч. : в 3 т. – Т. 3. – Ч. 2. – С. 340.
6. Дж. Реале Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1. Античность / Реале Д. Дж. – ТОО ТК “Петрополис”, 2004. –336 с.
7. Розова Т. В. Утопия как социокультурный феномен / Т. В. Розова. – Одесса, 1996. –128 с.
8. Соловьев В. С. Жизненная драма Платона [Электронный ресурс] / В. С.Соловьев.– Режим доступа: http://www.vehi.net/soloviev/platon.html