К вопросу о признаках становления промышленного капитализма в России на рубеже XIX-XX вв.
Секция: История и археология
III Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
К вопросу о признаках становления промышленного капитализма в России на рубеже XIX-XX вв.
В экономическом отношении Российское государство на рубеже XIX-XX вв. по-прежнему оставалось аграрной державой, но, тем не менее, закономерности капиталистического ведения хозрасчетного сельского хозяйства, промышленности и торговли постепенно начинали внедряться в традиционный уклад.
Правительство непосредственно поддерживало развитие сельского кооперативного движения. Так, например в 1911 г. был утверждён устав Московского народного банка, который стал финансовым центром крестьянской кредитной организации.
Была предпринята попытка создать трёхступенчатую структуру сельскохозяйственного образования: начальные школы, сельхозучилища и высшие агрономические учебные заведения.
Реформы 1860-1870-х гг. резво двинули вперёд промышленное производство. К 1880-м гг. во всех отраслях экономики России завершился так называемый промышленный переворот. Водяные колёса стали заменяться паровыми машинами.
Промышленный переворот в России прошёл в своем развитии два этапа. В 1830-1840-х гг. новое оборудование было внедрено в хлопчатобумажной промышленности, а в 1870-1880-х гг. - на железной дороге и во всех основных отраслях народнохозяйственного комплекса.
Строительство железных дорог являлось не только показателем экономического роста, но и его стимулятором. Чёрная металлургия и угледобывающие отрасли превратились в ведущие подразделения промышленности. Появились новые виды производства, такие как нефтяная, нефтеперерабатывающая отрасль и машиностроение [1].
Важной особенностью развития капитализма в России является неравномерность географического размещения отраслей экономики. Новый этап промышленного развития в царской России пришелся на последнее десятилетие XIX века. По объёму всего промышленного производства Россия тогда занимала в мировой экономике 4-ое место и считалась страной со средним уровнем развития капитализма. Как и во всех других буржуазных государствах, промышленностью руководил крупный акционерный капитал.
Первые монополии - картели, синдикаты и тресты возникли в конце 1870-х годов. К 1914 г. в стране насчитывалось более 200 монополистических объединений разного типа.
Развивалась и банковская система. Финансовую олигархию в России тогда можно было разделить на три финансовых группы. Сразу после отмены крепостного права министром финансов был назначен М.Х. Рейтерн (1862-1878 гг.). Им была подготовлена долгосрочная программа экономического развития России, которая основывалась на принципе смешанной экономики, а значит, допускала значительное вмешательство государства в эту сферу. Во время кризиса начала 1880-х гг. министерством финансов стал руководить видный учёный экономист, либеральный публицист Н.Х. Бунге (1881-1887 гг.). Он обратил внимание в первую очередь на возможность «таргетирования» денежного обращения и сдерживания инфляции.
С 1887 года управлять финансовой политикой был назначен учёный, опытный биржевик И.А. Вышнеградский (1887-1892 гг.) который в качестве главного вектора определил усиление государственного вмешательства в экономику посредством повышения косвенных налогов.
Несмотря на определенные изменения, связанные с корректировкой экономических рычагов правительственным кабинетом, экономическая ситуация в стране и, в частности, финансовая система, требовала более действенных шагов и формирования более жёстких механизмов управления народнохозяйственным комплексом страны.
В 1892 г. пост министра финансов занял С.Ю. Витте (1892-1903 гг.), который решил осуществить широкомасштабную денежную реформу. Его деятельность оказалась довольно успешной. В августе 1903 г. он был назначен председателем комитета министров, а функции министра финансов были переданы В.Н. Коковцеву (1904-1914 г.). Такая непрерывная смена министров в экономике самодержавного государства оказалась тогда вполне оправданной и поэтому страна двигалась по пути научно-технического прогресса достаточно успешно [2].
Становление промышленной модели развития России имело свои особенности. Несмотря на то, что страна несколько запоздала с развитием капиталистических отношений, но зато в её экономике были более высокие темпы и уровень концентрации промышленности, чем в других развитых странах мира [3,6].
Одной из главных особенностей реформирования экономики в России переходного периода следует считать мощную регулятивную роль правительства в поведении главных субъектов хозяйствования.
Мировой экономический кризис (1900-1903 гг.) почти не затронул российскую экономику, т.к. в основном в тот период она еще оставалась многоукладной, включая мелкотоварное и патриархальное производство. Структура промышленного производства в стране была оптимальной и Россия по объёму электроэнергии занимала 6-ое место в мире, а производственное и сельскохозяйственное машиностроение, выдвинулись на первые места в национальной экономике.
При прямой поддержке государства в стране возникли и успешно функционировали три государственных банка: Государственный, Дворянский и Крестьянский банки. Эти три финансовые организации главенствовали в экономике страны наряду с десятками других частных коммерческих банков [4,5].
Таким образом, после отмены крепостного права и вплоть до начала Первой мировой войны в Российском государстве сформировалась и успешно функционировала модель смешанной трехсекторной экономики с различными формами собственности: частной, государственной и кооперативной.
С позиций современных взглядов на экономические реалии Российской Федерации можно провести исторически логичное сравнение для того, чтобы сделать выводы о том, что чисто рыночной экономики нигде не было и нет. Так или иначе, всегда имеется частный рыночный сектор, опирающийся на частную собственность. И именно этот сектор в смешанной экономике является полностью самоокупающимся. Второй сектор, который всегда имеет статус главного, называется государственным и здесь рыночные принципы приемлемы лишь частично. В этом большом, исторически главном секторе экономики присутствуют десятки, сотни, тысячи предприятий, организаций и институтов, которые априори не могут приносить прибыль и должны содержаться за счёт бюджета страны. Все другие способы хозяйственной, политической, административной и коммерческой деятельности должны находиться в правовом поле рыночной экономики и обладать свойством самоокупаемости.
Кроме того, в экономике любой развитой страны существует важный сектор экономики, который часто называют корпоративным. В нём сосредоточены крупнейшие предприятия (ТНК) страны, которые «играют» по правилам акционерных обществ и действуют в «полурыночной» среде, так как в условиях госзаказов и госзакупов рыночные условия отсутствуют. Но если производственные мощности лишь частично загружены госзаказами, то приходится формировать портфель заказов самостоятельно в конкурентной рыночной сфере.
Поэтому очень важно применять историческую логику, чтобы проанализировать ситуацию переходной экономики после отмены крепостного права в царской России, и сравнить ее с проблемами переходного периода Российской Федерации после кризисных событий 1990-х годов.
На чужих ошибках учиться, безусловно, очень полезно, но никогда не следует забывать, в первую очередь, свой собственный исторический опыт управления экономикой, политикой, идеологией и страной в целом.