Статья:

Сталинградская битва в отечественном кинематографе

Конференция: I Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: История и археология

Выходные данные
Лобанов Н.В. Сталинградская битва в отечественном кинематографе // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. I междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(1). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/1(1).pdf (дата обращения: 26.06.2022)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Сталинградская битва в отечественном кинематографе

Лобанов Никита Викторович
магистрант, Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина, РФ, г. Сыктывкар
Максимова Любовь Анатольевна
научный руководитель, канд. истор. наук, доцент, Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина, РФ, г. Сыктывкар

 

Сталинградскую битву по праву считают одним из переломных событий во время Великой Отечественной войны. Это комплекс операций середины 1942 года – начала 1943 года, целью которых была оборона одноимённого города как важного стратегического и символического пункта, а итогом стал разгром крупной немецкой группировки войск и переход стратегической инициативы в руки советского государства[11, с. 201]. Вполне резонно, что уже позднее сражению уделялось огромное значение, как в научных изысканиях – исследованиях, статьях, монографиях, так и в работах, нацеленных на широкую публику – литературных произведениях, кинематографе, как художественном, так и документальном.

Не претендуя на профессиональный критический анализ произведений отечественного кинематографа о Сталинграде, прежде всего художественного, была поставлена цель работы – выявить основные тенденции данного процесса, показать содержательную сторону исторических событий, отраженных в фильмах, динамику приоритетных целей при создании произведений.

Важно указать, что все фильмы о Сталинграде, являются составляющими комплекса лент о Великой Отечественной войне и призваны показать и доказать широкой публике подвиг солдат Красной армии. К факторам, которые повлияли на их создание можно отнести, как считают исследователи, воспоминания участников и современников этих событий, одобрение со стороны государства, личные мотивы кинематографистов [10, с. 1-2].

Судьба Сталинграда в отечественной киноиндустрии началась в 1944 году, когда был снят фильм советского режиссёра Александра Борисовича Столпера «Дни и ночи» [4], созданный по мотивам одноимённой повести Константина Михайловича Симонова. Примечательно и то, что именно он выступил сценаристом фильма, вследствие чего получилось избежать сюжетных недомолвок, а кинокартине удалось соблюсти некоторую точность по отношению к первоисточнику. Фильм рассказывает о действиях бойцов батальона капитана Алексея Сабурова, который в 1942 году был переправлен через Волгу. Солдатам была поставлена задача: захватить три здания для обеспечения целостности советских позиций, а после удерживать их на протяжении трёх дней. Основной упор в картине поставлен на отвагу воинов, с которой они выполнили поставленную задачу, тем самым закрепляя образ всех защитников Сталинграда, подчас вынужденных жертвовать своей жизнью ради выполнения долга.

В 1945 году свет увидела кинолента Фридриха Эрмлера (псевдоним Владимира Марковича Бреслава) под названием «Великий перелом»[2], сценаристом картины выступил лауреат Сталинской премии Борис Фёдорович Чирсков. Интересен подход режиссёра, который решил изобразить не простых солдат и их военные будни, а командование фронта и штабы армий, а также их важные тактические и стратегические решения. Именно командующими армии отдавались приказы во время Сталинградской операции, которые привели, в конечном счете, к победе советской армии. Важность фильму, придаёт как раз то, что зачастую от решений генералов зависела судьба осаждённого города. В этом и заключается главная особенность картины. Также интересен приём режиссёра, который использовал вымышленные фамилии при создании героев, кроме того, нигде нет упоминания о том, что место действия Сталинград, на протяжении всего фильма о месте сражения говорится абстрактно – «Город». Подтверждение тому, что перед зрителями действительно сражение за Сталинград, можно найти только в одном из эпизодов, где на трофейной карте указано название места действия. Вероятно, это связано с тем, что режиссёр пытался показать зрителям, что таких городов во время войны были сотни, и каждая победа являлась в какой-то мере переломной. Важно, что фильм был награждён на первом Каннском международном кинофестивале в 1946 году.

1949 год отметился тем, что на экраны вышел новый фильм о Сталинградском сражении – «Сталинградская битва» [9], режиссёра Владимира Михайловича Петрова, созданный к семидесятилетию Иосифа Сталина, сценарий к картине составил Николай Евгеньевич Вирта – советский писатель, известный по таким произведениям как роман «Одиночество» (1934), «Степь да степь кругом» (1960). Лента была разделена на две части и вследствие этого, режиссёру удалось показать сражение более подробно, нежели в других фильмах. Картина даёт представление о действиях рядовых солдат, о решениях ставки, об основных операциях битвы. Это была первая кинолента, отличавшаяся массовостью задействованных в съёмке людей, реквизита и т.д. Отличительной чертой работы является и то, что в картине представлены и союзники СССР в лице США и Великобритании, сочувствующие советскому государству, а также показан штаб Гитлера, где противником разрабатывались планы захватнической операции.

Режиссёр Александр Гаврилович Иванов в 1956 году снял новый фильм о Сталинграде, получивший название «Солдаты» [6]. В случае, как и с первым фильмом, этот также был снят по мотивам литературного произведения, однако на этот раз в основу легла работа Виктора Платоновича Некрасова – «В окопах Сталинграда» и именно он выступил сценаристом картины. Действие фильма начинается в начале июля 1942 года, ещё до событий сражения, речь идёт здесь изначально о трёх боевых товарищах: лейтенанте Керженцеве, его связном Валеге и полковом разведчике Седых, а также «батальоне», полученном Керженцевем в управление позднее. Картина далее показывает суровые будни Сталинграда, окопную жизнь солдат, которые обязаны выполнять поставленные приказы. Наличествует здесь и романтическая составляющая, впервые в фильмах о Сталинграде, что является одной из особенностей картины. В целом, фильм не во всём совпадает с первоисточником – множество сцен и персонажей вырезано, а некоторые сюжетные моменты изменены, что может быть связано как с цензурой, так и с личными мотивами режиссёра. К сожалению, из-за тяжелой судьбы автора первоисточника лента была «забыта» в конце 1950-х годов, а вновь она была представлена в показе 9 мая 1991 года.

Важным для этого списка, является и кинокартина «Возмездие», из цикла фильмов «Живые и мёртвые» [5], снятая в 1967 году, где режиссёром также выступил Александр Борисович Столпер. Картина, как и в первом случае, была снята по мотивам романа Константина Симонова «Солдатами не рождаются», им был написан и сценарий. Также как и фильм «Сталинградская битва», лента разделена на 2 серии, в которых режиссёр попытался показать всю тяжесть этого сражения, а на фоне его судьбы героев, которых связывало общее стремление к победе.

Спустя 5 лет, в 1972 году появился фильм Гавриила Георгиевича Егиазарова, по мотивам одноимённого романа Юрия Васильевича Бондарева «Горячий снег» [3]. Сюжет фильма рассказывает о периоде Котельниковской оборонительной операции, целью которой являлось задержать армию генерала Эриха Манштейна, которая стремилась прорвать позиции красной армии и освободить из окружения остатки войск 6 армии Вермахта. Центральными в фильме являются действия артиллерийской батареи под командованием лейтенанта Дроздовского, которой в случае гибели пехотной группы советских войск, приказывалось отразить танковую атаку, с чем бойцы, не без потерь справились. Отсюда передаётся общее напряжение картины, где показан заключительный этап Сталинградского сражения и от успеха действий советских солдат зависел успех всей операции. Одной из особенностей фильма является то, что она была уже в цветном исполнении, что позволило усилить общее впечатление от просмотра фильма.

К сожалению, до 1989 года тема Сталинградского сражения не затрагивалась в отечественном кинематографе, но это было исправлено режиссёром Юрием Николаевичем Озеровым, снявшим киноэпопею «Сталинград» [8] к годовщине победы в сражении. Сценарий к фильму был написан также создателем киноленты. Картина представлялась зрителю в двух сериях, на протяжении которых были показаны ключевые моменты битвы, показан героизм и подвиг простого народа, стоявшего за свою землю, действия верховного командования, представлена также обстановка на тот период в Германии и основные планы захватчиков. Особенностью фильма является её «перестроечный характер» проявившийся, в свободном выборе режиссёром некоторых сцен, попытка популяризировать картину, чего не было в предыдущих лентах. Уже здесь наметился коренной перелом в отечественном кинематографе, когда вкупе с грандиозным событием, режиссёр пытался показать гораздо подробней судьбы героев. Однако всё это не отнимает у фильма масштабности происходящего и напряжения, в котором он держит зрителя.

В 1993 году, на основе киноматериала предыдущей ленты, Юрием Николаевичем был снят новый фильм, носящий название «Ангелы смерти» [1], сценарий к ленте также написал он. Как и в предыдущем случае, картина была посвящена знаменательной дате – 50-летию Сталинградской битвы. Фильм показывает судьбу одного из второстепенных героев предыдущей картины – снайпера Ивана, а в центре сюжета лежит любовная история между ним и Ириной, также снайпером. Всё это происходит на фоне Сталинградского сражения. В данном случае интересен подход режиссёра, который попытался создать фильм, нацеленный на более широкую аудиторию, нежели предыдущие картины. Любопытна и идея фильма, наглядно показывающая, что даже во время войны людям не чужды теплые чувства.

Последней кинокартиной в этом списке является фильм «Сталинград» [7] 2013 года, который снял Фёдор Сергеевич Бондарчук, сценарий к ленте был написан киносценаристами Сергеем Олеговичем Снежкиным и Ильёй Владимировичем Тилькиным. В фильме главенствует драматическая составляющая, поэтому главной идеей киноленты является желание режиссёра более подробно показать судьбу одной группы бойцов, которые являются главными героями фильма, то есть большое внимание уделено их характерам, привычкам, чувствам и т.д. В фильме самому сражению уделено довольно опосредованное значение. Пылающий город, в котором происходит действие картины, вероятно, выступает чем-то сродни декорации. Она, словно, катализатор, призвана усилить взаимоотношения между людьми. Таким образом, можно увидеть смену сюжетной направленности фильма, где основной прицел делается уже на судьбы героев, а не на само сражение.

В целом, история создания фильмов о Сталинграде неоднозначна. Существенный интерес к битве в кинематографе был в первое десятилетие после войны, когда фильмы выходили сколько-нибудь часто, быть может, из-за того, что государство, руками создателей картин имело целью донести до широкой публики подвиг защитников города, то есть фильмы имели некий пропагандистский оттенок. Дальнейшие произведения кинематографа создавались уже не в таком количестве, и, как правило, некоторые из них приурочивались, например, к годовщине победы в сражении. Все эти фильмы, как уже было сказано, необходимо рассматривать в комплексе с остальными лентами о Великой Отечественной войне, так как все они дополняют друг друга и способны создать общее представление зрителя о тех событиях. Важно и то, что видна тенденция смены сюжетной направленности и основных идей картин. Если ранние фильмы создавались с целью донести до публики отвагу и стойкость русских воинов, то уже в поздних картинах в основу ложится какая-то драматическая ситуация между героями на фоне Сталинграда, это мог быть конфликт или любовные отношения, то есть ленты смещаются от события к людям. Таким образом, на первое место выступает именно человек и его чувства, поведение во время сложной обстановки.

 

Список литературы:
1. «Ангелы смерти» (реж. Ю. Озеров, 1993): страница фильма [Электронный ресурс] // КиноПоиск: сайт. – URL: http://www.kinopoisk.ru/film/37662 (Дата обращения: 25.01.18)
2. «Великий перелом» (реж. Ф. Эрмлер, 1945): страница фильма [Электронный ресурс] // КиноПоиск: сайт. – URL: http://www.kinopoisk.ru/film/45706 (Дата обращения: 20.01.18)
3. «Горячий снег» (реж. Г. Егиазаров, 1972): страница фильма [Электронный ресурс] // КиноПоиск: сайт. – URL: http://www.kinopoisk.ru/film/44582 (Дата обращения: 23.01.18)
4. «Дни и ночи» (реж. А. Столпер, 1944): страница фильма [Электронный ресурс] // КиноПоиск: сайт. – URL: http://www.kinopoisk.ru/film/44228 (Дата обращения: 20.01.18)
5. «Живые и мертвые» (реж. А. Столпер, 1967): страница фильма [Электронный ресурс] // КиноПоиск: сайт. – URL: http://www.kinopoisk.ru/film/45336 (Дата обращения: 23.01.18)
6. «Солдаты» (реж. А. Иванов, 1956): страница фильма [Электронный ресурс] // КиноПоиск: сайт. – URL: http://www.kinopoisk.ru/film/43901 (Дата обращения: 21.01.18) 
7. «Сталинград» (реж. Ф. Бондарчук, 2013): страница фильма [Электронный ресурс] // КиноПоиск: сайт. – URL: http://www.kinopoisk.ru/film/468196 (Дата обращения:25.01.18)
8. «Сталинград» (реж. Ю. Озеров, 1989): страница фильма [Электронный ресурс] // КиноПоиск: сайт. – URL: http://www.kinopoisk.ru/film/94262 (Дата обращения: 24.01.18)
9. «Сталинградская битва» (реж. В. Петров, 1949): страница фильма [Электронный ресурс] // КиноПоиск: сайт. – URL: http://www.kinopoisk.ru/film/43968 (Дата обращения: 21.01.18)
10. Волков Е.В. Образы Сталинградской битвы в советском художественном кино // Новый исторический вестник. – 2015. – №2. – С. 128–151.
11. Самсонов А.М. Сталинградская битва. – 4-е изд., испр. и доп. М.: Наука, 1989. – 232 с.