Гимназическое образование в Крыму
Конференция: CIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: История и археология
CIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Гимназическое образование в Крыму
В Крыму в XIX – начале ХХ века гимназия являлась одним из самых распространенных средних учебных заведений, дающих общее среднее образование. Гимназии в Крыму стремительно закрепляли позиции. В первое десятилетие XX века стали появляться частные и общественные гимназии. Главной задачей гимназий Крыма в XIX – в начале XX века было распространение образования и повышение интеллектуально-культурного уровня населения. Процесс становления, развития гимназического образования в Крыму обусловлен спецификой его географического положения и климатическими условиями, своеобразием национально-экономического роста, региональной ментальностью и особенностями образовательной политики.
Существует несколько предпосылок развития гимназического образования в Крыму в XIX – в начале XХ века:
– Вхождение Крыма в состав России, образование Таврической губернии (1802 год) способствовало изменениям в системе образования, которые привели к созданию разных типов учебных заведений, среди них были и гимназии.
– Утверждение обязательных типов учреждений в губерниях России положило начало функционированию отечественной системы народного образования Крыма, которая была представлена уездными училищами и губернскими гимназиями.
– Крымская война вынуждала создание учебных заведений (военных гимназий) для получения мужским населением гимназического образования.
– Отмена крепостного права способствовала срочной потребности в образовании, которое давало возможность обучения в средних учебных заведениях (в том числе и гимназия)
– Многонациональный состав Крыма и его населения вызвал необходимость открытия национальных школ, где чувствовалась нужда в педагогических кадрах, подготовка которых осуществлялась в гимназиях.
– Рост городов, развитие промышленного производства, торговли, капитализация сельского хозяйства требовали грамотных и профессиональных специалистов, и это тоже приводило к открытию гимназий и училищ [7].
Исследователи выделяют несколько этапов создания и развития гимназического образования. Первый этап – с 1802 по 1863 годы (Создание Таврической губернии (1802); появление Устава учебных заведений, подведомственных университетам” (1804); получение гимназиями статуса самостоятельных учебных заведений; открытие первой в Крыму Таврической мужской казенной гимназии (1812) с изучением латинского и греческого языков, античной литературы и истории).
Второй этап – с 1863 – по 1890 годы. Принятие «Устава гимназий и прогимназий» (1864), «Положения о женских гимназиях и прогимназиях» (1870) и «Устава гимназий и прогимназий». Реформирование системы школьного образования. Открытие мужских и женских гимназий в Керчи, Евпатории, Феодосии, Севастополе. Введение общегосударственных программ и научных планов, а усиление влияния церкви на развитие гимназического образования.
Третий этап - с 1890 – по 1918 годы. Введение «Таблиц количества уроков в неделю в мужских гимназиях» (1890). Которые должны были обеспечить сокращение времени на изучение классических языков (грецкого и латинского), увеличение количества учебных часов на изучение русского языка, географии, истории, физики, чистописания, рисования. А также активное развитие частных гимназий, демократизация учебного процесса в гимназиях, разработка и применение прогрессивных методов обучения и воспитания. В этот период наблюдается послабление влияния церкви, смена власти и революционные события, которые привели к проведению образовательных реформ, направленных на ликвидацию, реорганизацию гимназий в единые трудовые школы. После принятия Устава 1804 года в губерниях начали создаваться гимназии. В Крыму подготовка к открытию гимназии затянулась на 8 лет. В связи с тем, что необходимо было найти подходящее помещение для гимназии, так как Симферополь начинал только застраиваться. Одним из факторов, препятствовавшим быстрому открытию гимназии являлась неготовность детей к поступлению в это учебное заведение. Ведь Устав предусматривал преемственность: в гимназию могли поступить только выпускники уездного училища. И немаловажным на том момент было укомплектовать педагогический состав. Только к 1812 году эти проблемы были улажены [1]. Итак, первое среднее учебное заведение — Симферопольская мужская казенная гимназия – было открыто в 1812 году, затем до 50-х гг. XIX века не было открыто ни одной гимназии. В 60-х гг. открылось еще 4 средние учебные заведения, в том числе 1 мужская и 1 женская гимназии. Далее наблюдается как бы три волны открытия учебных заведений в Крыму (1870-е, 1890-е, и 1900-е годы). В 1870-х гг. учебных заведений было 14, из них 4 женских гимназий. В 1880гг. была открыта лишь одна мужская гимназия, а в 90-х годах 2 мужские и 2 женские гимназии. Вначале XX ст. количество средних учебных заведений возросло до 16, из них 4 мужских и 6 женских гимназий [2]. Всего насчитывалось 37 средних учебных заведений, из которых 26, то есть большая часть являлись гимназиями, из них 22 (84,6%) находились на территории Крымского полуострова. В XIX–XX веках в Крыму существовало достаточное количество учебных заведений для удовлетворения образовательных потребностей. Но система образования на Крымском полуострове не отражала всероссийскую систему, поскольку она была в большинстве представлена гимназиями, которые составляли 70,3 % от общего числа средних учебных заведений [6]. Таким образом, можем считать гимназию основным типом среднего учебного заведения. Гимназии в Крыму были двух типов: мужские и женские. Изначально в основу был положен гендерный принцип [4]. Система гимназического образования в Крыму создавалась с учетом социально-экономических и культурных потребностей региона. Закономерным было расширение и увеличение количества мужских и женских гимназий в губернии, усовершенствование системы образования на основе отечественной и зарубежной педагогики, подготовка учителей для училищ, расширение образовательных программ. Все эти меры были направлены на улучшение качества образования.
Наряду с традиционной урочной системой, применялись разные формы обучения и воспитания учеников:
- Дополнительные занятия по предметам и внеурочный час (лекции, беседы учителей, исторические учения, проведение экспериментов);
- Экскурсии (природно-географические, исторические, производственные);
- Посещение музеев, кинематографа;
- Организация литературных вечеров и литературно-музыкальных праздников, которые способствовали не только увеличению знаний, но и культурному и эстетическому развитию учащихся, формированию литературного, музыкального, художественного вкуса гимназистов [5].
В Гимназиях существовала особая система поощрений: «золотая» и «черная» доски, награда благодарностью, книгой, репетиторством лучших учеников в младших классах. И система наказаний (одиночный арест в карцер на определенный срок, одиночное нахождение в классе, выговор инспектора, директора, классного наставника, отчисление из гимназии) учеников [7].
В не зависимости от того, русские, татарские, караимские ли учебные заведения, местные власти укомплектовывали их высококвалифицированным педагогическим составом. Это обеспечило высокий уровень обучения, высокие достижения выпускников гимназий, многочисленный поток учащихся. Большинство преподавателей занимались научной деятельностью, являлись членами научных обществ, участвовали в конференциях, что значительно повышало уровень их педагогического мастерства. В Крыму получили распространение два типа гимназий. В классических гимназиях присутствовало углубленное изучение языков и гуманитарных дисциплин. В реальных гимназиях особое внимание уделялось преподаванию математических и естественнонаучных дисциплин. Открывались новые учебные заведения наряду с уже функционирующими гимназиями и училищами. Так, в 1863 году была открыта Керченская Александровская классическая гимназия, повышены в статусе Феодосийская классическая гимназия (1883), Ялтинская Александровская классическая гимназия (1894) и Евпаторийская классическая гимназия (1903). Кроме государственных гимназий, в Симферополе были открыты 2 частные классические гимназии. Мужская гимназия М. Волощенко была открыта в 1904 году, а гимназия Е. Свищева была повышена до прогимназии в 1907 году [3]. Таким образом, гимназическое образование в Таврической губернии развивалось быстрыми темпами, и было направлено на развитие культурной, развитой, образованной, воспитанной личности, активного и сознательного члена общества. Обществом и правительством осуществлен ряд реформ, что дало возможность сохранить духовно-культурный потенциал населения Крыма.