РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ В САРАТОВЕ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.
Конференция: CXCII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: История и археология
CXCII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ В САРАТОВЕ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.
Структура рабочей силы в Саратове во второй половине XIX – начале XX вв. прошла эволюцию от сезонных рабочих и надомников до кадровых рабочих фабрик и заводов. Однако, выделение промышленных рабочих в особую группу сословия наемных рабочих, имеющих свои интересы и достаточно сплоченную для их защиты, шло в Саратове медленнее, чем в других регионах Центральной России.
Расширяется правовой надзор за регулированием производственных отношений. Но одновременно с этим преждевременно было говорить о появлении полноценного трудового законодательства. Государство пыталось регулировать отдельные аспекты отношений на производстве. Тем не менее к началу XX в. массив подобных правовых норм достиг такого объёма, что появилась потребность в более структурированном юридическом оформлении. Отныне, в Своде законов Российской империи в издании 1913 г. положения нормативных актов, регулирующих вопросы применения труда в промышленности, были объединены в специальный единый акт – Устав о промышленном труде, который стал основным источником фабрично-заводского законодательства России [5, с. 7].
Долгое время государство не вмешивалось во взаимоотношения работника и работодателя. В середине XIX в. на производствах сохранялась патриархальная модель отношений. При таком порядке хозяин являлся благодетелем, дающим рабочим средства к существованию. Фактически в российской промышленность в большинстве случаев еще в 80-е – 90-е гг. XIX в. продолжали сохраняться патриархальные отношения. Предприятия, которые сохраняли сезонный наём с расчетом после окончания работ, жильём при заведении и частичной оплатой труда продуктами, воспроизводили патриархальные отношения до начала XX в.
В 1885 г. деятельность фабрично-заводской инспекции ограничивалась лишь наблюдением за исполнением закона о работе несовершеннолетних и женщин. 3 июня 1886 г. был принят закон о найме рабочих и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих. На Губернское по фабричным делам присутствие возлагалось издание обязательных постановлений о мерах, которые должны соблюдаться для охраны жизни и здоровья и нравственности рабочих во время работ и необходимой медицинской помощи [6, с. 266]. В состав губернского по фабричным и горнозаводским делам присутствия обычно входил губернатор, который являлся председателем, вице-губернатор, начальник губернского жандармского управления, прокурор окружного суда или его помощник. Также в нем принимали участие представители от фабрично-заводской и горной промышленности [1, с. 275]. Представителями могли быть как ведущие инженеры города, так и купцы. Закон 14 марта 1894 г. возлагал на фабричную инспекцию обязанность контроля за паровыми котлами. А 2 июня 1897 г. вышел закон о продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности.
Периодически фабричные инспектора обнаруживали те или иные проблемы и нарушения промышленниками норм фабричного законодательства. В таком случае в Саратовское губернское по фабричным делам присутствие подавался специальный протокол фабричного инспектора о нарушении владельцами предприятия Устава промышленного. В протоколе указывалась информация о заводе (название и владелец), приводились конкретные статьи нарушения. Подобные документы, при всей их официальности, являлись лишь частным мнением инспектора и служили началом рассмотрения нарушения в более высоких инстанциях. Не редко привлекалось мнение сторонних экспертов, например, санитарного врача [2, с. 14].
Протокол представлял из себя несколько тетрадных листов, в котором сплошным текстом перечислялись все нарушения на предприятии от крупной, как например, отсутствие четко нормированного рабочего времени и систематизированного внутреннего распорядка, так вплоть до мелкой бюрократической – несвоевременного уведомления о смене руководителя завода на нового в связи с болезнью старого [3, с. 1].
В Саратовское губернское по фабричным и горнозаводским делам присутствие хозяева заводов так же могли обращаться для прояснения определенных пунктов промышленного устава или же разрешения на санкционирование деятельности, которую устав не регулирует. В 1912 г. владелец лесопильного завода Ф.Г. Сережников написал прошение о разрешении привлечения труда арестантов. В прошении четко регламентировались форма труда, участие вольнонаемных рабочих в арестантских группах и продовольственное обеспечение подневольных работников [4, с. 2].
Фабрично-заводская комиссия пристально следила за отчетностью и ведением делопроизводственной документации. Предприятия Саратова, которые чаще всего являлись акционерными обществами, обязаны были написать свой устав, где были бы прописаны формы управления предприятием и размер уставного капитала [7, с. 3]. Многие уставы имели одинаковое содержание. Но можно выделить стандартные разделы в уставах. Разделы назывались «главами». Они раскрывали различные стороны деятельности общества. Например, в уставы включались такие разделы, как «Вклады», «Ссуды» и «Займы», характерные для финансово-кредитных компаний и банков.