История развития архитектуры Италии
Конференция: LXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: История и археология
LXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
История развития архитектуры Италии
Италия-воистину сказочная страна, расположившаяся на Апеннинском полуострове. Она - сокровищница нашей планеты, настоящий «музей под открытым небом». Ведь больше ни в одной стране мира нет такого богатства архитектурных форм и настолько значимых достопримечательностей, как в Италии[1].
Сама архитектура Италии - это победа над временем. И благодаря бережливому отношению итальянцев ко всем постройкам, мы можем любоваться таким большим количеством древних сооружений, разница в возрасте между которыми состоит в сотни лет. Ведь итальянская архитектура возникла еще на развалинах Древнего Рима, которые и произвели большое влияние на архитектурные стили страны, которые визуально можно разделить на[4]:
-Архитектура Древнего Рима
-Византийский стиль
-Романский стиль
-Готический стиль
-Стиль эпохи Возрождения (Ренессанс)
-Барокко
Архитектура Древнего Рима
Путешествуя по Италии, можно пройти экспресс-курс европейской истории от Древнего Рима до XX века без каких-либо учебников. Ведь, как известно, именно в Риме сохранилось наибольшее количество древних построек. И самой главной достопримечательностью из них является Колизей[2].
Колизей–это гигантский амфитеатр, который стал свидетелем событий двухтысячелетней давности, в нем проводились не только многочисленные гладиаторские бои и спортивные турниры, но и публичные казни с другими ужасающими зрелищами. Колизей был разрушен молнией и землетрясениями, а в средние века подвергся еще большим разрушениям вследствие вандализма; мраморные скамьи и декоративные элементы исчезли. Также смогли сохраниться такие образцы древней архитектуры, как Пантеон и Римский Форум[1].
В наше время Пантеон-это национальный мавзолей, где на данный момент находятся останки Рафаэля Санти, который был знаменитым архитектором эпохи Возрождения. Известно, что в 609 году Пантеон был освящен как церковь святой Марии «Ротонды», которой и остается по нынешний день. Со временем исчезли бронзовые розетки и другие украшения, а в эпоху Возрождения были добавлены фрески фриза. В остальном здание сохраняет свой первоначальный облик.
К большому сожалению, до нас дошел в гораздо худшем состоянии, чем Пантеон, Римский Форум-это многоцелевая, расположенная в центре открытая площадь, окруженная общественными зданиями и колоннадами, служившая местом народных собраний. Но его составляющая сохранилась: термы, колонны, храмы и триумфальные арки.
В Риме также имеется множество исторических памятников архитектуры: бани Каракалла, базилика св. Павла, большое количество музеев и галерей, и еще несколько средневековых дворцов, в которых также расположены музеи и галереи.
Византийский стиль
Когда Италия приняла христианство, стало строиться множество базилик в византийском стиле – первые христианские храмы. Этот стиль достиг расцвета в Венеции в период с VI по XII век и достаточно повлиял на последующие. При византийском стиле использовались арки самых различных форм и купольные своды[1].
Одним из великолепных и древних сооружений является собор святого Марка. Это здание типично венецианское, построенное в 829 году для хранения мощей святого Марка, привезенных в Венецию из Александрии.
В мире больше не встретить подобного произведения искусства как этот собор. Ведь эта базилика лишена симметрии и логики, у нее имеется своя особая причудливая красота. И все сооружения, выполненные в византийском стиле, дышат роскошью, тяготеют к богатству и пышности[5].
Романский стиль
Именно Италия стала родиной для нового в архитектуре стиля – романского. Романский стиль шел с X до XII века.
Свое наиболее чистое, последовательное и гармоничное развитие стиль получил в местностях, лежащих к северу от Альп. Архитектуре преимущественна строгость, характерно единство элементов, порядок, массивные стены и узкие окна. Отдается приоритет всему крупному, но во всех частях чувствуется простота.
Ярким примером построек в этом стиле являются: базилика Сант-Амброджо в Милане, на сегодняшний день сохранившиеся ее части дотируются IX-X веками, также Пизанский собор с Пизанской башней[1].
Пизанский собор содержит в себе несколько гробниц значимых людей города того времени, например гробница покровителя города святого Раниеруса и захоронения римского императора Генриха VII[3].
Пизанская башня-это колокольня, средневековое строение в Пизе, известное смещением своего основания, которое привело к отклонению на 5 метров. Это была постройка третьего и последнего городского кафедрального комплекса. Ее строительство началось в 1174 году, но из-за мягкости почвы и неровности основания все завершилось только к XIV веку.
В настоящее время основание дополнительно усилено, но строение все равно находится под угрозой разрушения, поэтому до сих пор рассматриваются проекты по его спасению.
Эта группа зданий является самым великолепным памятником тоскано – романской архитектуры и, несомненно, была бы причислена в древности к чудесам света[6].
Готический стиль
Позже в архитектуре того времени романский стиль постепенно сменяется новым, более динамичным готическим стилем, который проник в Италию из Франции, приобрел новые своеобразные черты и длился с XII до XV века[1].
Итальянская готика отличается гармоничностью и спокойствием. А самые известные памятники архитектуры этого стиля находятся во Флоренции –это церковь Санта Кроче, где хранятся скульптурные работы таких мастеров, как Росселлино, Донателло, Андреа делла Роббиа и Бенедетто да Майано и находятся захоронения многих знаменитых людей Италии – Микеланджело, Леонардо Бруни и Галилей, церковь Санта Мария Новелла, в которой содержатся, кроме множества фресок, известные образцы раннеренессанской скульптуры, работы Брунеллески и Бенедетто да Майано. Также в готическом стиле строились соборы в Сиене и Орвието[2].
Саму итальянскую готику следует измерять ее собственным масштабом, она в лучших своих памятниках представляется особым стилем, который служит посредствующим звеном при переходе от романского стиля к ренессансу.
Эпоха Возрождения (Ренессанс)
Готический стиль постепенно перестал применяться к концу XIV века. И в XV веке на территории Италии переживает величайший расцвет искусство Возрождения, явившееся переломным этапом в культурном развитии Европы, где готические формы заменялись античными[2].
Родоначальником раннего итальянского Возрождения считается Филиппо Брунеллески, создавший такие шедевры как дворец Питти, который является самым большим и впечатляющим из флорентийских дворцов и в данный момент он играет роль музея и галереи искусств, церковь Сан Лоренцо, считающаяся одной из первых церквей эпохи Возрождения, где находятся мировые произведения искусств[1].
Переход от готического стиля к ренессансу воплощают две большие церковные постройки окрестностей Милана – Чертоза (картезианский монастырь) и собор в Комо.
Ренессанс становится единым и произведения последующего периода отличаются одно от другого только большим или меньшим выражением величия и изящества[3].
В эпоху Возрождения культурной столицей Италии стала Флоренция. Она была центром итальянского Возрождения, поэтому флорентийская архитектура поражает своим классическим великолепием.
И наивысший расцвет ренессанса наступает в XIV веке.
Именно в это время архитектура Италии выражала собой веру в творчество и духовное могущество человека.
Барокко
После эпохи Возрождения пришло время стиля барокко, который зародился именно в Италии в конце XVI и продлившийся до XVIII века.
Для создания большего масштаба используют колоннады, скульптуры, пилястрых[3]. Все детали архитектуры стиля барокко визуально связаны между собой и ни одна статуя или колонна не рассматривается отдельным элементом, а воспринимается как единое целое.
Барокко – вычурный и пышный стиль, основанный выдающимся итальянским архитектором Джованни Лоренцо Бернини, который также является автором колоннады из 284 колонн на площади святого Петра в Риме. Она служит как искусственная перспектива собора святого Петра, зрительно увеличивая его[1].
Фонтан четырех рек, на площади Навона, созданный Бернини, действует и посей день. Архитектор умело сочетал скульптуру и архитектуру, использовал разные материалы, позолоту и световые эффекты[2].
И следует сказать, что посетив яркую и солнечную Италию, останутся незабываемые впечатления. Архитектура Италии XVI века стала образцом для всех христианских народов вплоть до XIX столетия и далее.
Итальянские города можно читать как учебник истории переходя от эпохи к эпохе.
Трудно сосчитать все памятники, храмы и дворцы Италии, но можно осознать их красоту, ведь нет в мире больше страны с таким большим количеством архитектурных сокровищ.