Статья:

История развития архитектуры Италии

Конференция: LXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: История и археология

Выходные данные
Шумилова А.А. История развития архитектуры Италии // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 37(67). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/37(67).pdf (дата обращения: 23.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 77 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

История развития архитектуры Италии

Шумилова Анастасия Алексеевна
студент, Академия архитектуры и искусств Южного федерального университета, РФ, г. Ростов-на-Дону
Кравец Виктория Сергеевна
научный руководитель, канд. ист. наук, доцент, Академия архитектуры и искусств Южного федерального университета, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Италия-воистину сказочная страна, расположившаяся на Апеннинском полуострове. Она - сокровищница нашей планеты, настоящий «музей под открытым небом». Ведь больше ни в одной стране мира нет такого богатства архитектурных форм и настолько значимых достопримечательностей, как в Италии[1].

Сама архитектура Италии - это победа над временем. И благодаря бережливому отношению итальянцев ко всем постройкам, мы можем любоваться таким большим количеством древних сооружений, разница в возрасте между которыми состоит в сотни лет. Ведь итальянская архитектура возникла еще на развалинах Древнего Рима, которые и произвели большое влияние на архитектурные стили страны, которые визуально можно    разделить на[4]:

-Архитектура Древнего Рима

-Византийский стиль

-Романский стиль

-Готический стиль

-Стиль эпохи Возрождения (Ренессанс)

-Барокко

Архитектура Древнего Рима

Путешествуя по Италии, можно пройти экспресс-курс европейской истории от Древнего Рима до XX века без каких-либо учебников. Ведь, как известно, именно в Риме сохранилось наибольшее количество древних построек. И самой главной достопримечательностью из них является  Колизей[2].

Колизей–это гигантский амфитеатр, который стал свидетелем событий двухтысячелетней давности, в нем проводились не только многочисленные гладиаторские бои и спортивные турниры, но и публичные казни с другими ужасающими зрелищами. Колизей    был разрушен молнией и землетрясениями, а в средние века подвергся еще большим разрушениям вследствие вандализма; мраморные скамьи и декоративные элементы исчезли. Также смогли сохраниться такие образцы древней архитектуры, как Пантеон и Римский Форум[1].

В наше время Пантеон-это национальный мавзолей, где на данный момент находятся останки Рафаэля Санти, который был знаменитым архитектором эпохи Возрождения. Известно, что в 609 году Пантеон был освящен как церковь святой Марии «Ротонды», которой и остается по нынешний день. Со временем исчезли бронзовые розетки и другие украшения, а в эпоху Возрождения были добавлены фрески фриза. В остальном здание сохраняет свой первоначальный облик.

К большому сожалению, до нас дошел в гораздо худшем состоянии, чем Пантеон, Римский Форум-это многоцелевая, расположенная в центре открытая площадь, окруженная общественными зданиями и колоннадами, служившая местом народных собраний. Но его составляющая сохранилась: термы, колонны, храмы и триумфальные арки.

В Риме также имеется множество исторических памятников архитектуры: бани Каракалла, базилика св. Павла, большое количество музеев и галерей, и еще несколько средневековых дворцов, в которых также расположены музеи и галереи.

Византийский стиль

Когда Италия приняла христианство, стало строиться множество базилик в византийском стиле – первые христианские храмы.  Этот стиль достиг расцвета в Венеции в период с VI по XII век и достаточно повлиял на последующие. При византийском стиле использовались арки самых различных форм и купольные своды[1].

Одним из великолепных и древних сооружений является собор святого Марка. Это здание типично венецианское, построенное в 829 году для хранения мощей святого Марка, привезенных в Венецию из Александрии.

В мире больше не встретить подобного произведения искусства как этот собор. Ведь эта базилика лишена симметрии и логики, у нее имеется своя особая причудливая красота. И все сооружения, выполненные в византийском стиле, дышат роскошью, тяготеют к богатству и пышности[5].

Романский стиль

Именно Италия стала родиной для нового в архитектуре стиля – романского. Романский стиль шел с X до XII века.

Свое наиболее чистое, последовательное и гармоничное развитие стиль получил в местностях, лежащих к северу от Альп. Архитектуре преимущественна строгость, характерно единство элементов, порядок, массивные стены и узкие окна. Отдается приоритет всему крупному, но во всех частях чувствуется простота.

Ярким примером построек в этом стиле являются: базилика Сант-Амброджо в Милане, на сегодняшний день сохранившиеся ее части дотируются IX-X веками, также Пизанский собор с Пизанской башней[1].

Пизанский собор содержит в себе несколько гробниц значимых людей города того времени, например гробница покровителя города святого Раниеруса и захоронения римского императора Генриха VII[3].

Пизанская башня-это колокольня, средневековое строение в Пизе, известное смещением своего основания, которое привело к отклонению на 5 метров. Это была постройка третьего и последнего городского кафедрального комплекса. Ее строительство началось в 1174 году, но из-за мягкости почвы и неровности основания все завершилось только к XIV веку.

В настоящее время основание дополнительно усилено, но   строение все равно находится под угрозой разрушения, поэтому до сих пор рассматриваются проекты по его спасению.

Эта группа зданий является самым великолепным памятником тоскано – романской архитектуры и, несомненно, была бы причислена в древности к чудесам света[6].

Готический стиль

Позже в архитектуре того времени романский стиль постепенно сменяется новым, более динамичным готическим стилем, который проник в Италию из Франции, приобрел новые своеобразные черты и длился с XII до XV века[1].

Итальянская готика отличается гармоничностью и спокойствием.  А самые известные памятники архитектуры этого стиля находятся во Флоренции –это церковь Санта Кроче, где хранятся скульптурные работы таких мастеров, как Росселлино, Донателло, Андреа делла Роббиа и Бенедетто да Майано и находятся захоронения многих знаменитых людей Италии – Микеланджело, Леонардо Бруни и Галилей, церковь Санта Мария Новелла, в которой содержатся, кроме множества фресок, известные образцы раннеренессанской скульптуры, работы Брунеллески и Бенедетто да Майано. Также в готическом стиле строились соборы в Сиене и Орвието[2].

Саму итальянскую готику следует измерять ее собственным масштабом, она в лучших своих памятниках представляется особым стилем, который служит посредствующим звеном при переходе от романского стиля к ренессансу.

Эпоха Возрождения (Ренессанс)

Готический стиль постепенно перестал применяться к концу XIV века. И в XV веке на территории Италии переживает величайший расцвет искусство Возрождения, явившееся переломным этапом в культурном развитии Европы, где готические формы заменялись античными[2].

Родоначальником раннего итальянского Возрождения считается Филиппо Брунеллески, создавший такие шедевры как дворец Питти, который является самым большим и впечатляющим из флорентийских дворцов и в данный момент он играет роль музея и галереи искусств, церковь Сан Лоренцо, считающаяся одной из первых церквей эпохи Возрождения, где находятся мировые произведения искусств[1].

Переход от готического стиля к ренессансу воплощают две большие церковные постройки окрестностей Милана – Чертоза (картезианский монастырь) и собор в Комо.

Ренессанс становится единым и произведения последующего периода отличаются одно от другого только большим или меньшим выражением величия и изящества[3].  

В эпоху Возрождения культурной столицей Италии стала Флоренция. Она была центром итальянского Возрождения, поэтому флорентийская архитектура поражает своим   классическим великолепием.

И наивысший расцвет ренессанса наступает в XIV веке.

Именно в это время архитектура Италии выражала собой веру в   творчество и духовное могущество человека.

Барокко

После эпохи Возрождения пришло время стиля барокко, который зародился именно в Италии в конце XVI и продлившийся до    XVIII века.

Для создания большего масштаба используют колоннады, скульптуры, пилястрых[3]. Все детали архитектуры стиля барокко визуально связаны между собой и ни одна статуя или колонна не рассматривается отдельным элементом, а воспринимается как единое целое.

Барокко – вычурный и пышный стиль, основанный выдающимся итальянским архитектором Джованни Лоренцо Бернини, который также является автором колоннады из 284 колонн на площади святого Петра в Риме. Она служит как искусственная перспектива собора святого Петра, зрительно увеличивая его[1].

Фонтан четырех рек, на площади Навона, созданный Бернини, действует и посей день. Архитектор умело сочетал скульптуру и архитектуру, использовал разные материалы, позолоту и световые эффекты[2].

И следует сказать, что посетив яркую и солнечную Италию, останутся незабываемые впечатления. Архитектура Италии XVI века стала образцом для всех христианских народов вплоть до XIX столетия и далее. 

Итальянские города можно читать как учебник истории переходя от эпохи к эпохе.

Трудно сосчитать все памятники, храмы и дворцы Италии, но можно осознать их красоту, ведь нет в мире больше страны с таким большим количеством архитектурных сокровищ.

 

Список литературы:
1. Архитектура. Краткий справочник/ Гл. ред. М. В. Адамчик: Гл. научн. ред. В. В. Адамчик и др.- Мн.: Харвест, 2004-624 с.
2. Вёрман К. История искусства всех времен и народов (Европейское искусство средних веков, т. 2)- М.: ООО «Издательство АСТ», 2001-944с.
3. Искусство Западной Европы / Л. Д. Любимов – 4-е изд., перераб. и доп. – М:ООО «Издательство АСТ» : ООО «Издательство Астрель»,  2003.-240[80] с.
4. История архитектуры Италии  URL: http://www.istmira.com/drugoe-razlichnye-temy/7787-istoriya-arhitektura-italii.html
5. Средневековье: две стороны одной монеты 2.3. Византийский стиль в Италии.  сайт.- http://srednevekovie2010.blogspot.ru/2010/10/3.html
6. Особенности романского стиля. Романское искусство Италии. сайт.-https://studopedia.ru/15_62579_osobennosti-romanskogo-stilya-romanskoe-iskusstvo-frantsii-germanii-italii.html