Статья:

Социально-экономическое и политическое развитие государства Чосон в XV – XVI вв

Конференция: CX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: История и археология

Выходные данные
Кихтенко А.Е. Социально-экономическое и политическое развитие государства Чосон в XV – XVI вв // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 41(110). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/41(110).pdf (дата обращения: 21.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Социально-экономическое и политическое развитие государства Чосон в XV – XVI вв

Кихтенко Анастасия Евгеньевна
студент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Назарова Вероника Вячеславовна
научный руководитель, канд. ист. наук, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир

 

Государство Чосон начало свое существование в 1392 году, когда к власти пришел Ли Сонге. Так начался новый виток истории в Корее. Этот период был одним из самых ярких и значимых, так как за свое существование, более 500 лет, государство достигло периода своего расцвета и стало началом новой эры – эры императоров

Социально-экономические преобразования Чосон были достаточно широки. Их рассматривал Волков С. В. в своей работе «Чиновничество и аристократия в ранней истории Кореи».

В Корее XV в. наблюдался феодализм, типичный государствам дальневосточного типа. Рубеж XIV – XV вв. ознаменовался переучетом и перераспределением земель. Однако спустя 60 лет, в стране наблюдался кризис землепользования. Государственные земли стали частными, и земель, выдаваемых за службу, больше не оставалось. Это привело в 1466 г. к реформе («Чикчон») по переучету всех земель и возврату незаконно присвоенных. Однако главным положением новой реформы было то, что теперь земля выдавалась не на пожизненное пользование, а лишь на срок службы [1, с.272].   

Эта реформа дала сбой. Владельцы полей взимали с крестьян слишком большие налоги. Тогда, в 1470 г. государь Сончжон (1469-1494) решил усовершенствовать систему чикчон, повелев собирать налоги сначала в казну, а потом уже раздавать чиновникам жалованье натуральными продуктами. Но так как эти сборы с крестьян осуществляли все те же мелкие и средние чиновники, существовали многочисленные злоупотребления.

Эта система себя изжила. И в 1556 г. государь Мёнчжон (1545-1567) издал указ о ее ликвидации. Таким образом, за 1,5 века своего правления, династия Ли передала государственные земли в частные руки. Большинство крестьян теряло свои земли, становясь их арендаторами. А ухудшение экономического положения крестьянства в конце XV- начале XVI вв. приводило к росту крестьянских волнений.

Получила дальнейшее свое развитие ремесло и торговля. Кончжо (Палата общественных работ) занимались изготовлением бумаги, оружия, посуды и другое [2, с. 835]. Ремесленники (лично свободные) могли производить продукцию для продажи. Но стихийные (местные) рынки были официально запрещены. Поэтому вводившиеся металлические деньги (1423 г.) оказались лишь безуспешной попыткой. И в 1546 г. наконец выходит указ, разрешавший свободную торговлю на рынке.

Социальная иерархия примерно не изменилась (в сравнении с предыдущей династией):

  • Ябан представляли господствующий класс (служилое сословие);
  • Янин- мелкие провинциальные чиновники, крестьяне, торговцы (могли учиться, сдавать государственные экзамены);
  • Чунин - «человек среднего [общественного положения]»;
  • Чхонмин (лично-зависимые ноби);
  • Пэкчон - представители «низких» профессий, например, мясники.

Понизить свой социальный статус было возможно, а вот вернуть его обратно было практически нереально.

После войны с Японией в 1592-1598 гг. государство понесло огромные потери, в государстве пытались проводить реформы, направленные на восстановление страны.

По приходу новой династии Ли, в Корее продолжалось противоборство между конфуцианством и буддизмом. Приход к власти новых сановников-конфуцианцев, выдвинувших Ли Сонге в качестве основателя династии, способствовал появлению указов о реставрации крупнейших буддийских храмах, о выделении им земельного пожалования [3, с. 8-9].

Далее отношение к буддизму постоянно изменялось, все зависело от того, кто находился на троне. Однако основное направление развития Кореи XV в. было укрепление роли государства на основе конфуцианской идеологии. Но заложенные основы нового государства с ведущей ролью конфуцианской идеологии объективно требовали восстановления роли столичных конфуцианских сановников. Именно поэтому в 1506 г. был свергнут с престола Ёнсангун (он отрицательно относился к конфуцианству из-за детской травмы, связанной с его матерью, а впоследствии и вовсе перестал управлять государством, поддавшись роскоши и удовольствиям) и возведен на трон его младший брат, князь Чинсонтэнгун - впоследствии Чунчжон (1506-1544 г.).

В период правления Чунчжона конфуцианство заметно расширилось, а буддизм наоборот, ограничивался. Но борьба между «старыми» и «новыми» конфуцианцами завершилась лишь ко второй половине XVI в. Новое конфуцианское учение получило название – сарим. Но все не могло закончиться так просто, и после победы над «старыми» конфуцианцами, сарим начали спорить между собой. А спорили они о двух первоначалах – ли (духовное начало, рациональность, с которым связано понятие рациональность) и ки (материальное начало, энергия, с которым связаны внешний вид и явления). Мыслители Ли Хван и Ли И пришли к выводу, что оба понятия являются первоначалами, при этом дополняя друг друга.

Так наметился раскол в религии, приведший к политическим разногласиям.

Политическое развитие государства проходила тяжелый период своего развития. Как известно, Корея была зависима политически от Китая, и признавалось вассальным государством. Однако, Китайский император признавал власть Ли в Корее.

Отношения Кореи с Японией были неоднозначны. Они заключали договора о торговле, что было, безусловно, положительной чертой, но при этом из-за постоянных набегов пиратов, разоряющих корейских жителей, отношения не могли складываться гладко. И в 1914 г. корейцы добились от губернатора Цусимы выражения покорности и обещания о взятии под контроль пиратов. Особый торговый договор 1443 г. закрепил японские права на торговлю в трех южный корейских портах. Таким образом, постоянно присутствующие в Корее японцы, их знание морских путей, соединявших две страны, освоение портов и прилегающих территорий, в немалой степени способствовали тому, что первый этап Корейско-японской войны 1592-1598 оказался весьма успешным для японцев.

Для защиты своих территорий, корейские правители приказывали строить крепости на границах, создавать укрепленные округа, переселяя туда большое количество людей. Помимо этих мер, осуществлялось также поощрение иммиграции населения на территорию Кореи на выгодных условиях. Стабилизация международного положения Кореи была частью общего процесса укрепления и развития государства Чосон.

В XVI в. среди правящего класса наметились споры о составляющей духовности. И вот, казалось бы, совсем безобидные споры о духовном, поделили корейский правящий класс на «партии»- тан. Их начало заложено в 1575 г. Поводом стал вопрос об определении кандидатуры на высокопоставленную должность Палаты чинов – Ичжо. Тогда сановники Ким Хёвона (1532-1590), проживавшего в восточной части Сеула, образовали «Восточную партию», называвшуюся тонин, а последователи Сим Ыйгома, который проживал в западной части Сеула образовали «Западную партию»- их стали называть соин. В 1589 г. «Восточная партия» раскололась на «Северную» и «Южную» [4, с. 436]. В дальнейшем число партий увеличивалось.

В 1592-1598 гг. началась «Смута [в связи с] японцами [годов] имчжин». Эта война нанесла колоссальный урон Корее, потому что страна подверглась жутким разграблениям, после которых долгие годы не могла оправиться, а наоборот, скатывалась к состоянию бедности и слабости. Но Корея одержала победу в войне, хоть и понеся огромные потери. Многие сельскохозяйственные угодья были заброшены, количество пахотных земель сократилось почти в 4 раза. Обострилась борьба придворных группировок за власть. Ремесло переживало упадок, лучшие ремесленники были увезены в Японию. А произведения искусства и литературы также были вывезены за границу. Не говоря уже о численном сокращении населения.

Таким образом, рассмотрев данный период, можно сделать вывод, что в первое столетие правления династии Чосон, кардинальных изменений в политической, экономической и социальной сферах не произошло.

 

Список литературы:
1. Волков С. В. Чиновничество и аристократия в ранней истории Кореи. М., 1987. С. 272
2. Коллектив авторов Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока., -М., 2015. С.835
3. Larsen, Kirk W. Tradition, Treaties, and Trade: Qing Imperialism and Chosǒn Korea, 1850–1910. — Cambridge, MA: Harvard University Asia Center, 2008. С. 8–9.
4. Ли Ги Бэк. История Кореи: новая трактовка / Пер. с кор. под ред. С. О. Курбанова. М., 2000. С. 436
5. Темы в обществе династии Чосон [Электронный ресурс]. Режим доступа https://web.archive.org/web/20050318020421/http://myhome.shinbiro.com/~mss1/social.html (Дата обращения 19.12.2020)