Статья:

ЭВОЛЮЦИЯ МОДНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В АНГЛИИ В ВИКТОРИАНСКУЮ ЭПОХУ

Конференция: CLXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: История и археология

Выходные данные
Шаруда А.А., Реморенко М.И. ЭВОЛЮЦИЯ МОДНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В АНГЛИИ В ВИКТОРИАНСКУЮ ЭПОХУ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 14(165). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/14(165).pdf (дата обращения: 27.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 9 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭВОЛЮЦИЯ МОДНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В АНГЛИИ В ВИКТОРИАНСКУЮ ЭПОХУ

Шаруда Артем Андреевич
студент, ФГБОУ ВО Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Реморенко Максим Иванович
студент, ФГБОУ ВО Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Назарова Вероника Вячеславовна
научный руководитель, канд. ист. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» РФ, г. Армавир

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены предпосылки существенных преобразований в повседневной жизни англичан Викторианской эпохи, в том числе и в области моды. Проанализированы эволюционные периоды Викторианской моды. Рассмотрены основные нововведения на каждом их этапов. Подведены итоги и сделаны общие выводы.

Abstract. This article examines the prerequisites for significant transformations in the everyday life of Victorian Englishmen, including in the field of fashion. Evolutionary periods of Victorian fashion are analyzed. The main innovations of each stage are considered. The results are summed up and general conclusions are drawn.

 

Ключевые слова: кринолин, полонез, турнюр, шельф, «Викторианский культ смерти».

Keywords: crinoline, polonaise, tourniquet, shelf, «Victorian death cult»

 

Рассматривая особенности модных веяний английского общества XIX-нач. XX вв., стоит отметить, что «законодательницей мод» данной эпохи являлась непосредственно королева Великобритании – Виктория, правившая с 1837 г. по 1901 г.

В данную эпоху Великобритания переживала период промышленной революции, что всецело отражалось на повседневной жизни англичан, в том числе и моде.

За десятилетия правления королевы Виктории мода несколько раз менялась и преобразовывалась, менялись стили и тенденции, различные способы и технологии пошива одежды и т. д.

С 1850-х гг., ввиду изобретения швейных машинок и появления большого количества различных красителей, процесс пошива одежды очень упрощается, что приводит к снижению цен на нее, и городские обыватели или, так называемый, средний класс приобщаются к миру «высокой» моды. Ввиду сокращения расходов и времени на производство различной одежды «свет увидели» множество журналов, с помощью которых рядовые англичане могли следить за новыми модными тенденциями.

Помимо сказанного выше, стоит также отметить, что королева Виктория была очень популярна в английском обществе, что привело к тому, что она сама довольно часто задавала различные модные тенденции: любые предметы или вещи, которые ей приглянулись в тот же час становились популярными в обществе. Так, к примеру, когда после смерти мужа, она надела траурное платье, в моду вошел, так называемый, «Викторианский культ смерти» и связанная с ним траурная атрибутика [3].

В целом модные тенденции Викторианской эпохи можно разделить на несколько этапов, в частности:

1) Ранний период (1837-1855 гг.). В самом начале правления королевы Виктории по всей Европе, и, особенно, в Англии, господствовала эстетика романтизма. Данный стиль характеризовался тонкой и заниженной талией. Чтобы добиться необходимых характеристик, использовали корсеты, зашнуровывающиеся до бедер. Со временем, большие рукава уменьшаются, их начинают шить менее массивными, плечи сужают, а юбка-колокол, напротив, удлиняется и увеличивается в объеме (под верхней тканью надевали множество юбок, чтобы они поддерживали форму платья).

К концу 1840-х гг. тяжелые накрахмаленные юбки сменяются жесткими юбками из конского волоса – кринолин. Особенностью таких юбок был акцент на узкую талию. Помимо изменения нижней части платья в моду начинает входить узкий лиф с V-образным низким декольте. Плоская обувь начинает приобретать небольшой каблук. Стоит отметить, что изменения в 1840-е гг. были более консервативными, по сравнению с 1830-ми гг., поэтому данный стиль и получил название «готического».

В 1850-е гг. стиль в одежде не сильно менялся, скорее точечно корректировался. Длина талии становится естественной, ее перестают ужимать и деформировать корсетами. Линия плеч занижается, делая их открытыми, а объем платья продолжает нарастать.

Если говорить о материалах для изготовления одежды, то в период между 1851-1856 гг. летние платья изготавливали из муслина, а после 1852 г. в моду входит новая ткань – «la gaze cristal», сотканная их двух различных цветов. В первую очередь, это были: дамаск, парча, сатин, тафта и особенно шелк (больше всего ценился лионский, так как больше всего подходил для домашних, дорожных, дневных и вечерних платьев).

2) Средний период (1855-1860-е гг.). Вторая половина XIX в. ознаменовалась несколькими важнейшими моментами, связанными с модой. Во-первых, появляются различные «Дома моды», занимающиеся разработкой новых моделей одежды. Во-вторых, открывается много магазинов готового платья, благодаря упрощению процесса производства одежды в связи с развитием швейной и текстильной промышленности. Усовершенствование ткацких станков позволило увеличить ассортимент тканей и различных красителей для нее. Это означало, что теперь различные модные вещи станут более доступными, как для городских обывателей, так и для среднего класса [4].

В середине 1850-х гг. юбка от платья очень сильно расширяется, достигая непомерных и необъятных размеров. Это произошло благодаря перерождению конструкции кринолина, которую в свое время придумал Фредерик Чарльз Ворт. В новую конструкцию такой юбки вшивали стальные кольца. Такой кринолин был гораздо удобнее предыдущей модели, так как не требовал большого количества юбок под основной тканью для поддержания формы платья. В течении 1850-х гг. производство кринолинов было поставлено на поток и производилось в колоссальных объемах, причем настолько, что к концу своего господства их носили все – от королевы до служанки. К 1860-м гг. такие юбки начинают сужаться в верхней части, но при сохранении объема снизу. Форма кринолина становится более плоской, а ее пышность переходит на заднюю часть, что ведет к переходу к турнюрам и шлейфам.

Все платья, характерные для данного периода, отличались прилегающим лифом и покатой формой плеч, которые до сих пор придерживались неких стандартом романтизма. Как отмечал французский критик Теофиль Готье: «Подчеркивая только бюст и голову, которые являются важнейшими частями тела, теперь, когда нагота несовременна, кринолин указывает на ложную стыдливость своей эпохи, которая волновалась при виде высунутой ноги или тесно облегающей перчатки». [1]

3) Первый турнюр (1869-1875 гг.). К началу 1870-х гг. акцент платьев переходит на его заднюю часть, туда перемещается объем кринолинов, которые уже начинают уходить в прошлое. В Англии преобладала общеевропейская тенденция к стройным силуэтам, что привело к значительному уменьшению ширины юбки, в то время, когда задняя часть насыщалась тканью, декоративными деталями и различными складками или драпировками. Выходные платья имели также шельф. В моду начинают входить юбки, собранные высоко сзади – полонез, они имели тот же вид, по которому их «знало» рококо.

Изобретение турнюра, как и в свое время кринолина, по праву принадлежит представителю высокой моды XIX века – Чарльзу Ворту. По его словам, идея создания турнюра пришла ему в голову, когда он наблюдал за подметавшей женщиной, которая постоянно подбирала свое платье.

Женские наряды периода первого турнюра были перенасыщены различными деталями, украшениями и аксессуарами. Они часто шились из различной по цвету ткани, порой с различными узорами нескольких цветов. В данный период в моду входят платья, декорирование различными деталями, или же отделанными плиссировками, тесьмой или вышивкой (иногда платья отделывали различными драгоценностями, но из-за дороговизны такое наблюдалось не слишком часто). На подобные платья был большой спрос, но из-за сложности производства это занимало не мало времени и отделочных материалов. [7]

4) «Natural form» (1876-1883 гг.). Данный период внес серьезные изменения в английскую моду XIX в.: лиф смещается на бока женщины, тем самым как бы облегая ее, что, в свою очередь, затрудняло движение, спереди юбка укорачивается, но в то же время, на такую же длину она увеличивается сзади, удлиняя таким образом шельф, рукава зауживались, а плечи опускались. К данным платьям шли туфли на высоком каблуке, но, отметим, в таком виде женщине было довольно неудобно передвигаться.

В период «Natural form» мода не требовала пышных украшений на задней части юбки, вследствие чего турнюры начинаю постепенно отходить от применения, так как модные тенденции уже не требовали тех украшений и излишеств, по сравнению с предыдущим периодом. Платья в это время были с удлиненным лифом и довольно узкой юбкой, которая расширялась к низу, с шельфом. Подобная конструкция не сильно меняла женскую фигуру, отсюда и название периода. Турнюры, как уже было сказано выше, в данное время были небольшими или же вовсе отсутствовали [5].

Также стоит отметить, что к 1880-м гг. женское тело фактически полностью скрывается одеждой. Приемлемые до этого платья с глубоким декольте и открытыми плечами используются теперь только в вечерних приемах, в остальных же случаях в моду входят платья, закрывающие тело от кистей до подбородка.

5) Второй турнюр (1883-1889 гг.). Во второй половине 1880-х гг. турнюры возвращают свою популярность. После небольшого «перерыва» в моду вновь начинаю входить пышные платья с перенасыщенной окрашенностью задней части, которая тянулась шельфом. Но этот период длился не долго, и уже к 1886-1889 гг. модный силуэт приобретает те же формы и очертания, что и в период натуральных форм, то есть без пышных форм и громоздких задних частей.

Если говорить, с чем связаны переходы к натуральным формам платья, то стоит отметить, что некоторые исследователи связывают такие преобразования с реформой викторианского платья, состоявшей из нескольких направлений, в том числе «движения эстетического костюма» и «движения рационального платья». Данные течения пропагандировали легкие и удобные платья, а также удобное нижнее белье, что приводило к моментам, таким как например период «Natural form». [2]

6) Поздневикторианский стиль (1890-е гг.). Мода последнего десятилетия XIX в. продолжила назревшие тенденции по упрощению женского платья. В этот период оно очень сильно упрощается, полностью исчезают каркасы под платьями. В 1890-е гг., под влиянием модерна и декаданса, платья становятся полностью свободными, они свободно ниспадают вдоль бедер, расширяясь к низу, создавая подобие колокольчика.

Но в то же время тяга к тонкой талии никуда не пропала и корсеты были еще некоторое время в моде, но под конец столетия и их популярность пошла на спад. В моду возвращаются широкие плечи, сужающиеся к рукавам – «баранья ножка» [6].

Подводя итог, можно сделать вывод, что за эпоху правления королевы Виктории в Великобритании английская мода претерпела серьезные изменения, эволюционировав на протяжении нескольких десятилетий, начиная от популярности на пышные юбки – кринолины, на смену которым пришли сначала схожие полонезы, а после и, сместившие акцент на заднюю часть, турнюры, и заканчивая популярностью удобной одеждой, хотя, при этом, из моды никогда не выходил корсет, предназначенный для подчеркивания женской фигуры.

 

Список литературы:
1. Козьякова М. История. Культура. Повседневность. Litres, 2017. 530 с.
2. Жабрева А. Э. Возвращение турнюра // Теория моды: одежда, тело, культура. № 20. СПб., 2021 С. 385-388.
3. Рудьковская М. В. Особенности развития женской моды в викторианской Англии // Крымские диалоги: культура, искусство, образование. № 7(15). Симферополь: Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова», 2021. С. 76-79.
4. Магомедов Р. М. Женская мода Англии ХIХ века // Искусство глазами молодых. Красноярск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского», 2018. С. 152-155.
5. Богданов С. В., Еперина А. С., Куклина К. В., Рамазанова Э. Р. Особенности видоизменений силуэта женского платья конца XIX-XX начала веков // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: Электронный сборник статей по материалам I студенческой международной научно-практической конференции: Общество с ограниченной ответственностью «Международный центр науки и образования», 2018. С. 6-12.
6. Толмачева П. А. Исторические факторы появления женского делового костюма // Международный студенческий научный вестник. 2019. № 3. С. 64.
7. Wilson E., Taylor L. Through the looking glass. L.: BBC Books, 1989. P. 21.