Статья:

Обряд средневекового захоронения на примере мордовского могильника с. Бокино Тамбовской области

Конференция: III Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: История и археология

Выходные данные
Челюстникова Т.В. Обряд средневекового захоронения на примере мордовского могильника с. Бокино Тамбовской области // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(3). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/2(3).pdf (дата обращения: 07.04.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Обряд средневекового захоронения на примере мордовского могильника с. Бокино Тамбовской области

Челюстникова Татьяна Владимировна
студент Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина, РФ, г. Тамбов
Жалменова Ольга Петровна
научный руководитель, канд. ист. наук, доцент кафедры всеобщей истории Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина, РФ, г. Тамбов

 

Целью работы является изучение обрядов средневекового захоронения на примере мордовского могильника в с. Бокино. Но прежде чем приступить к анализу непосредственно раскопок в селе Бокино, необходимо рассмотреть все существующие обряды языческих захоронений и проследить их эволюцию.

До рубежа бронзового века и железного преобладали скорченные погребения, которые имитировали позу эмбриона в материнском чреве. Такого сходства добивались путем искусственного связывания трупа [4, с. 4]. Люди верили в переселение душ и таким способом захоронения готовили человека к новой жизни, к перерождению, не зря было принято называть новорожденного в честь недавно умершего родственника.

В ранний железный век практикуется трупоположение на спине в вытянутом виде, в позе спокойно спящего человека. Но встречаются еще захоронения с согнутыми в коленях ногами – это влияние погребальной культуры предков.  Наряду с этими видами захоронений вместе с повышением роли неба в сознании людей, появляется совершенно новый – трупосожжение – кремация, с последующим захоронением праха в земле [4, с. 6]. Считалось, что вместе с дымом погребального костра душа умершего попадает на небо.

В ранних могильниках сопровождающий инвентарь довольно скуден, чаще всего это изделия из кремня, рога и костей [3, с. 37].

Все вышеперечисленные языческие обряды захоронения сохраняются и в средневековье,  до повсеместного распространения и укоренения христианства. Только к середине XVIII в. мордва была официально поголовна крещена [1, с. 26].

Сосуществование двух совершенно разных погребальных обрядов – трупосожжения и простого захоронения, объяснить достаточно трудно. В южной полосе преобладало трупоположение, жители же севера, предпочитали трупосожжение. Захоронения по обряду трупоположения были значительно богаче захоронений трупосожжения. В захоронениях можно встретить: различные украшения, посуду, шпоры, оружие и т.п. [4, с. 44].

Таким образом, мы видим, что по мере развития общества, появлялись новые, видоизменялись и дополнялись существующие ранее обряды языческих захоронений.

Теперь рассмотрим мордовские захоронения на примере Лядинского могильника VIII-XI в. Здесь также нет определенного обряда, встречается как трупоположение, так и трупосожжение, стоит отметить, что с течением времени растет количество погребений с трупоположением [2, с. 48]. Также существовали и другие способы захоронения, это - частичное или смешанное трупосожжение, т.е. обряд захоронения отчлененного черепа покойника и кальцинированных костей сожженного туловища; кенотафы – погребения-памятники погибшим на стороне. Формы могильных ям как и способы захоронения были различны, размеры их значительно больше роста погребенных, это связано с большим количеством сопровождающих вещей, которые клали вместе с покойниками у них в головах и в ногах [2, с. 49].

Трупоположение на спине, с вытянутыми ногами, положение рук различно. Руки вытянуты вдоль туловища, так хоронили в основном мужчин; руки согнуты в локтях, кисти находятся на груди, так в основном хоронили женщин; руки согнуты в локтях, кисти – в области тазовых костей, этот тип захоронения характерен как для мужских, так и для женских погребений, также как и остальные; одна рука согнута в локте, кисть находится на груди, вторая рука лежит вдоль туловища [2, с. 52]. Большинство погребений Лядинского могильника одиночные, но все- таки встречаются и парные: захоронение мужчины и насильственно умерщвленной женщины.

Вместе в могилу с покойным клали все те вещи, которыми он пользовался при жизни, в том числе орудия труда, оружие и жен или наложниц у наиболее богатых [2, с. 53]. Из этого можно сделать вывод о том, что мордовское население Лядинского могильника верило в существование потустороннего мира. Женские погребения богаты украшениями, они расположены так, как их носили при жизни, а также с женщинами клали предметы, связанные с их прижизненной профессией. Например, с литейщицей клали льячки – глиняные ложечки для разлива металла. В мужских погребениях также было несколько украшений, но в основном встречаются вложение орудий труда и оружия. Следует отметить, что в могилу с умершими клали и напутственную пищу.

В целом можно выделить следующие особенности погребального обряда мордвы: погребение умершего в полном обряде, со всем принадлежавшим умершему производственным инвентарем, оружием и пищей, необходимой, как считалось, на первое время его загробной жизни [5, с. 246].

Все это нашло свое подтверждение в ходе раскопок мордовского могильника в селе Бокино. Все данные ниже приведены на основе собственного дневника студента-практиканта археологических раскопок, проводившихся в с. Бокино в 2016 г.

Могильник времен ордынского ига  XIII – XIV века в с. Бокино является самым южным памятником мордовской культуры в России. Во время раскопок всего было найдено 35 погребений, в том числе детские, и три отдельных головы. Способ захоронения – трупоположение, ориентация юг – север, с некоторыми колебаниями в течение года. Захоронения осуществлялись по языческому обряду с предметами. Трупоположение на боку в «скорченном положении» - с согнутыми в коленях ногами и положенными к лицу руками, этот тип захоронения характерен для женских погребений.  Но появляются признаки христианских обрядов – во многих захоронениях трупоположение на спине, так в основном хоронили мужчин.

Присутствует сопровождающий инвентарь. Найдены несколько клинков топоров в мужских погребениях, в женских – браслеты, кольца, сульгамы, в том числе серебряная высокохудожественная сульгама с позолотой. В детских погребениях найдены ожерелья из бус, которые встречаются и в женских. Инвентарь не богатый, и это, скорее всего, вызвано сложной ситуацией и отсутствием возможности вести «дорогую» жизнь, в связи с монгольским игом [6, с. 121].

В одном из женских захоронений в ногах стоял палеолитический горшок грубой ручной керамики и такой горшок был не единственным. Это можно связать с давним языческим обычаем мордвы класть с умершим напутственную пищу, на первое время его загробной жизни. Вероятно, напутственная пища была даже регламентирована. По всей видимости, мужчинам клали только твердую пищу, ведь такие горшки встречаются лишь в женских и детских погребениях. Лепные глиняные горшки в женских и детских погребениях найдены и в ходе раскопок в Лядинском могильнике.

Таким образом, проследив эволюционный путь языческих обрядов захоронений в целом, можно сделать вывод об отсутствии единства в обряде языческого захоронения, что можно связать как с особенностями, характерными для каждого народа, так и с отсутствием объединяющего начала: на каждой территории у каждого народа в определенное время обряд имел свою специфику. Мордовский могильник в с. Бокино представляет из себя огромную ценность как самый южный некрополь цнинской мордвы. Выяснилось, что в XIII – XIV веке на обряд средневекового погребения начинает оказывать свое влияние христианство, которое у мордвы еще не укоренилось и сочетается с остатками языческих обрядов погребения.

 

Список литературы:
1. Белых С.К. История народов Волго-Уральского региона. Ижевск, 2006. – 129 с.
2. Воронина Р. Ф. Лядинские древности: из истории мордвы-мокши. М., 2007. – 164 с.
3. Марк К. Ю. Соматологические материалы к проблеме этногенеза финно-угорских народов // Этногенез финно-угорских народов по данным антропологии. М. 1974. – 236 с.
4. Материальная культура средне - цнинской мордвы VIII – XI вв. Саранск, 1969. – 176 с. 
5. Никонова Л. И. Мордва саратовской области. Саранск, 2013. – 252с.
6. Полное собрание русских летописей, т. 34, М., 1978. С. 31 - 220.