Статья:

Права иностранных граждан

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(129)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Якушина О.Н. Права иностранных граждан // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 36(129). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/129/79681 (дата обращения: 25.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Права иностранных граждан

Якушина Олеся Николаевна
студент, Московский финансово-юридический университет МФЮА, РФ, г. Москва
Волочкова Марина Евгеньевна
научный руководитель,

 

RIGHTS OF FOREIGN CITIZENS

 

Olesya Iakushina

Student, Moscow University of Finance and Law, Russia, Moscow

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности реализации отдельных, гарантированных законодательством прав иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих на территории Российской Федерации в различных правовых статусах.

Abstract. The article deals with the implementation of certain rights guaranteed by the legislation of foreign citizens and stateless persons residing in the territory of the Russian Federation in various legal statuses.

 

Ключевые слова: иностранные граждане, лицо без гражданства, права граждан, ограничения прав, высококлассные специалисты.

Keywords: foreign citizens, stateless persons, citizens ' rights, restrictions on rights, highly qualified specialists.

 

Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ. Данный постулат закреплен ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации [2], а также ст. 4 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ; ФЗ № 115) [7].

Рассмотрим некоторые права человека и гражданина и порядок их реализации иностранными гражданами и лицами без гражданства в России. Главой 2 Конституции Российской Федерации определены основные права и свободы человека и гражданина. Законодательство гарантирует иностранным гражданам, находящимся на территории Российской Федерации, право на свободу и личную неприкосновенность.

Иностранный гражданин вправе свободно передвигаться по территории Российской Федерации. Исключение составляют случаи, когда ограничение права свободного передвижения требуется для обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц.

Данные нормы закреплены в Конституции Российской Федерации, а также в Законе РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» [6].

Статья 1 указанного Закона закрепляет, что «лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся на ее территории, имеют право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации».

Иностранным гражданам наравне с гражданами РФ гарантируется свобода совести и вероисповедания, а возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными убеждениями запрещается (ст. 28, ч. 2 ст. 29 Конституции РФ).

Данное право также отражено в Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» (далее –ФЗ № 125) [9], где в ст. 3 предусмотрено право на свободу совести и свободу вероисповедания иностранных граждан наравне с гражданами Российской Федерации и ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

Необходимо заметить, что такое право (также, как и иные права, предусмотренные законодательством) распространяется только на иностранных граждан, законно находящихся на территории Российской Федерации. Иностранным религиозным организациям обеспечено право открытия своего представительства на территории РФ (ст. 13) [3].

Указанным Законом для иностранных граждан введены ограничения, которые выражаются в невозможности являться учредителем, участником, членом религиозной организации теми иностранными гражданами, в отношении которых принято решение в установленном законодательством порядке о нежелательности их пребывания (проживания) на территории Российской Федерации (ст. 9 ФЗ № 125).

Иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право заключать и расторгать браки (ст. 156 СК РФ), имеют право на усыновление (удочерение) (ст. 165 СК РФ). Руководствуясь Семейным Кодексом РФ, заключение брака лицом, являющимся иностранным гражданином, на территории Российской Федерации определяется законом его гражданства. Расторжение брака, в соответствии со ст. 160 СК РФ, является актом гражданско-правового характера, и к нему применяется закон места его совершения.

Усыновление осуществляется в соответствии со статьей 165 СК РФ. Норма устанавливает общие требования к усыновлению детей иностранными гражданами на территории Российской Федерации, предусматривающие, что усыновление детей иностранными гражданами и лицами без гражданства осуществляется в соответствии с национальным законодательством, в котором усыновителями являются граждане Российской Федерации.

В случае усыновления иностранный гражданин должен получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а также согласие на усыновление ребенка, как того требует законодательство конкретного государства. Решение об усыновлении ребенка иностранным гражданином принимается в судебном порядке.

Что касается норм Семейного кодекса, которые предусматривают порядок усыновления, то толкование Верховного Суда РФ не может быть проигнорировано в соответствии с законодательством государства, в котором усыновителями являются граждане. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2006 года № 8 «О применении судом закона при рассмотрении дел об усыновлении детей» разъясняет конкретную норму: «при усыновлении ребенка гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином или лицом без гражданства применяется не только национальное законодательство усыновителя (при усыновлении ребенка лицом без гражданства – в законодательстве государства, лицо имеет постоянное место жительства на момент подачи заявления об усыновлении), но и в целях защиты интересов ребенка законодательство Российской Федерации». Российская Федерация должна уважать, как это предусмотрено международными договорами, и международное сотрудничество в области усыновления детей Российской Федерацией» [8].

В настоящее время, учитывая сложившуюся ситуацию в этой сфере и нарушение прав иностранных граждан на усыновление детей, целесообразно расширить толкование семейного законодательства и пересмотреть существующие нормы с целью повышения требований к иностранным усыновителям.

Иностранные граждане имеют право осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации. Это право также предусмотрено специальными правилами. Порядок осуществления права на труд определяется федеральным законом № 115-ФЗ, статьи 13-13.6 которого регулируют особенности трудоустройства всех иностранных граждан и их отдельных категорий. Согласно искусству. Согласно ст. 13 настоящего закона, иностранный гражданин имеет право на любую форму работы по любой специальности и имеет право осуществлять любую личную трудовую и хозяйственную деятельность, не запрещенную законом.

Закон предусматривает, что иностранный гражданин имеет право на работу, если ему исполнилось 18 лет и он имеет разрешение на работу или патент. Исключение предусмотрено пунктом 4 статьи 13 Федерального закона № 115, и анализ позволяет сделать вывод, что указанное требование распространяется только на иностранных граждан, временно проживающих в Российской Федерации.

Исключение составляют постоянные или временные иностранные граждане, соотечественники по госпрограммам, сотрудники дипломатических и консульских представительств, сопровождающие ремонт установленного в Российской Федерации оборудования, журналисты в России, иностранные студенты, беженцы и другие категории участников переселения иностранных граждан.

Иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации, не вправе осуществлять трудовую деятельность за пределами территории субъекта Российской Федерации, получать на его территории разрешение на работу или патент, а также профессию (специальность, должность, вид трудовой деятельности), не указанную в разрешении на работу[7].

В связи с трудоустройством иностранных граждан граждане Российской Федерации обязаны привлекать иностранных работников для выполнения определенных работ и оказания услуг. Здесь особенно тесно связаны права иностранцев на работу и обязанности российских граждан.

При этом работодатель обязан в течение трех дней со дня трудоустройства иностранного гражданина уведомить федеральный орган государственного контроля в области миграции о заключении и расторжении трудового или гражданско-правового договора о самовольном отказе иностранного работника от места работы. Организация должна иметь лицензию на привлечение иностранной рабочей силы, выданную в установленном законом порядке, а также иные обязательства, которые, в свою очередь, порождают несоблюдение требований по трудоустройству иностранных граждан на территории Российской Федерации

При работе на территории Российской Федерации иностранный гражданин обязан иметь договор страхования (полис) добровольного медицинского страхования или договор на оказание платных медицинских услуг. Федеральный закон № 115-ФЗ определяет такую категорию иностранных граждан как «высококвалифицированных специалистов», что делает необходимым говорить об этой категории, поскольку дает определенные льготы при приеме на работу и осуществлении трудовой деятельности на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13.2 Федерального закона № 115 высококвалифицированным специалистом является иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к работе в Российской Федерации означают получение им заработной платы (вознаграждения), предусмотренной настоящей статьей.

Иностранные граждане, участвующие в реализации проекта «Сколково», не имеют требований к заработной плате. Федеральный закон № 115-ФЗ запрещает иностранным гражданам привлекать в качестве высококвалифицированных специалистов в коммерческое обслуживание клиентов предприятий розничной торговли потребительскими товарами (в том числе лекарственными средствами).

Еще одна особенность заключается в том, что высококвалифицированные иностранные специалисты не подлежат квотной выдаче приглашенных иностранных граждан для въезда в Российскую Федерацию с целью трудоустройства, квоты на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам и через хозяйствующие субъекты в Российской Федерации.(п. 2 ст. 13.2 ФЗ № 115) [7].

В настоящем исследовании уже обращалось внимание на отсутствие у иностранных граждан и лиц без гражданства обязанности проходить военную службу, однако законодательство предоставляет право на прохождение военной службы лицам, законно находящимся на территории Российской Федерации. Статьей 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» [5] определено, что прохождение военной службы иностранными гражданами осуществляется по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях. Указанный Федеральный закон также предусматривает условия, необходимые для выполненияиностранным гражданином, желающим поступить на военную службу в России.

Статьей 33 определены основные требования, выражающиеся в обязанности иностранного гражданина, поступающего на военную службу по контракту, владеть государственным языком Российской Федерации, а также соответствовать медицинским и профессионально-психологическим требованиям военной службы к конкретным военно-учетным специальностям. Иностранные граждане, поступающие на военную службу, обязаны соответствовать требованиям по уровню образования, квалификации и физической подготовки.

Кроме перечисленных прав, непосредственно направленных на реализацию правового положения иностранных граждан на территории Российской Федерации, Конституция Российской Федерации определяет права и свободы человека, не являющегося иностранным гражданином. Исходя из трактовки норм Конституции РФ, каждый человек, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства, пользуется всеми предоставленными правами.

Временно пребывающие в РФ иностранные граждане имеют право на обращение в суд и в другие государственные органы для защиты принадлежащих им прав; вправе иметь в собственности имущество (ч. 2 ст. 35 Конституции РФ); наследовать имущество (ч. 4 ст. 35 Конституции РФ; абз. 4 п. 1 ст. 2, ст. 18 ГК РФ); совершать сделки, не противоречащие закону, и участвовать в обязательствах (абз. 4 п. 1 ст. 2, ст. 18 ГК РФ); иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений, других охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности (ч. 1 ст. 44 Конституции РФ; абз. 4 п. 1 ст. 2, ст. 18 ГК РФ); иметь другие имущественные и личные неимущественные права (например, право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны) (ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 23 Конституции РФ; абз. 4 п. 1 ст. 2, ст. 18 ГК РФ).

Иностранные граждане имеют право на отдых, охрану здоровья, медицинскую помощь, на пособия, пенсии и другие формы социального обеспечения, на пользование жилым помещением, на собственность жилого дома и иного имущества, на образование, пользование достижениями культуры. Иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, могут вступать в профсоюзы, кооперативные, акционерные, научные, культурные, спортивные и другие общественные объединения, если это не противоречит их уставам.

Наравне с гражданами Российской Федерации им гарантируется свобода совести, неприкосновенность личности и жилища. Рассматривая различия прав иностранных граждан и граждан России, можно отметить следующее: наряду с предоставлением прав иностранные граждане и лица без гражданства могут быть ограничены в правах и свободах по сравнению с собственными гражданами государства [1, с. 17]. иностранные граждане не могут избирать и быть избранными в представительные органы власти, участвовать в референдумах.

Иностранные граждане не могут замещать должности государственных служащих; не исполняют обязанности по прохождению воинской службы. Статьей 31 Конституции РФ право проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования дано только гражданам Российской Федерации. Об этом же говорится и в Федеральном законе от 19 июня 2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» [10].

Следовательно, на иностранных граждан данное право не распространяется. Руководствуясь ст. 32 и 33 Конституции РФ, иностранные граждане и лица без гражданства также лишены права участвовать в управлении делами государства; права участвовать в отправлении правосудия; права направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Существуют и иные запреты, предусмотренные федеральными законами: например, Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» иностранные граждане и лица без гражданства обладать земельными участками сельскохозяйственного назначения имеют право только на условиях аренды [4].

По результатам рассмотрения порядка реализации прав иностранными гражданами и лицами без гражданства в России можно сделать следующие выводы:

– иностранные граждане обладают всеми правами человека и гражданина на территории Российской Федерации [4];

– отдельные ограничения, предусмотренные законодательством страны для иностранцев, целесообразны, так как посредством наложения таких ограничений государство в полной мере защищает права граждан своей страны.

 

Список литературы:
1. Ванюшин, Я. Л. Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации : учеб. пособие / Я. Л. Ванюшин. – Тюмень : Тюменский ин-т повышения квалификации сотрудников МВД России, 2014. – 93 с. 
2. Конституция Российской Федерации // Российская газета. – 1993. – 25 дек. 
3. Новичкова, Е. Е. Лицо без гражданства. Теоретический и международный правовой аспект проблемы / Е. Е. Новичкова // Вестник Уральского финансово-юридического института. – 2016. – № 4 (6). – С. 98–102. 
4. Новичкова Е. Е. Юридические гарантии реализации прав иностранных граждан и лиц без гражданства в России / Е. Е. Новичкова // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. – 2017. – № 1 (8). – С. 125–130. 
5. О воинской обязанности и военной службе : Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ // Российская газета. – 1998. – 2 апр. 
6. О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации : Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 // Российская газета. – 1993. – 10 авг. 
7. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации : Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ // Парламентская газета. – 2002. – 31 июля. 
8. О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей : Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8 // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2006. – № 6. 
9. О свободе совести и о религиозных объединениях : Федеральный закон Российской Федерации от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ // Рос. газ. – 1997. – 1 окт. 
10. О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях : Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ // Российская газета. – 2004. – 23 июня. 
11. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения : Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ // Российская газета. – 2002. – 27 июля.