Статья:

ПРАВОВАЯ ОСНОВА ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(237)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Парыгин С.А. ПРАВОВАЯ ОСНОВА ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 14(237). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/237/125377 (дата обращения: 14.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРАВОВАЯ ОСНОВА ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Парыгин Сергей Александрович
студент, Тольяттинский государственный университет, РФ, г. Тольятти

 

Закрепленный законами базис для установления юридической ответственности государственных служащих в постоянном развитии, основывается на установлении и усовершенствовании юридических норм и правил. Однако реализация данной ответственности, а также ее юридическое регулирование, зависят от конкретных правовых отношений, в данном случае - государственных служащих, которые имеют свои закрепленные права, обязанности и штрафы.

Как и для любого вопроса, регулируемого законами, область правовой ответственности государственных служащих содержит множество правовых документов. Юридические меры по государственной ответственности подпадают под Конституцию Российской Федерации, Федеральные Конституционные законы, международные нормы и принципы, Федеральные законы, а также правительственные и муниципальные нормативные акты.

Одним из ключевых документов, определяющих правовую основу юридической ответственности государственных служащих, является Конституция РФ. Данный закон первоочередно устанавливает принципы разделения государственной власти в РФ (ст.ст. 11, 12). Также в Конституции (глава 2) закреплены права и свободы человека как высшей ценности, а также принципы, связанные с юридической ответственностью государственных служащих, например, равенство перед законом, запрет на жестокое обращение и нарушение личной неприкосновенности. Справедливость также является основным принципом, на основе которого в Конституции РФ закреплены такие права, как презумпция невиновности и запрет на повторное привлечение к ответственности за одно и то же правонарушение. В целом, Конституция РФ содержит важнейшие принципы и начала юридической ответственности для государственных гражданских служащих.

Законодательный акт, определяющий юридическую ответственность государственных служащих, является Федеральный закон № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В частности, данный закон устанавливает возможность наложения на государственных служащих штрафов за нарушение ограничений и запретов, а также за неисполнение обязанностей, направленных на предотвращение коррупции. Нарушения в данной сфере могут привести к процедурам вынесения служащим замечаний, выговоров или предупреждений о неполном должностном соответствии.

Помимо этого, законодательство определяет порядок предоставления информации о доходах, имуществе и финансовых обязательствах. В соответствии с правилами, установленными Федеральным законом № 79-ФЗ и Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, занимающих государственные должности, и других лиц их доходам", должностные лица обязаны предоставлять информацию о своих личных расходах, расходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Нужно отметить, что существует запрет на дарение подарков государственным служащим, установленный законодательством. Эксперты считают, что подобные знаки внимания могут спровоцировать злоупотребления со стороны служащих, ведущие к конфликту интересов. Кроме того, подарки могут рассматриваться как взятки. Чтобы избежать спорных ситуаций вопроса дарения, правительство Российской Федерации разработало постановление, которое подробно описывает порядок сообщения о получении подарков различными категориями лиц в связи с официальными мероприятиями и командировками.

Для государственных должностных лиц запрещено принимать подарки от физических или юридических лиц в процессе исполнения своих обязанностей, за исключением случаев протокольных мероприятий и официальных мероприятий, предусмотренных их работой. В случае получения подарка они обязаны уведомить об этом соответствующие органы и передать его на хранение для предотвращения любых незаконных действий со стороны служащих.

Важным юридическим документом является Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», который устанавливает основные принципы борьбы с коррупцией, меры предотвращения и минимизации ее последствий. Нормы об ответственности государственных служащих за нарушение ограничений в целях противодействия коррупции были впервые установлены в этом законе. Однако эти законоположения имели отсылочный характер и ограничивались только увольнением служащего, который утратил доверие за коррупционные нарушения.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» послужил причиной дискуссии среди специалистов-правоведов в отношении ответственности за такого рода правонарушения. Закон был направлен на усиление ответственности за коррупционные деяния и приведение действующих правовых актов в соответствие с Законом о противодействии коррупции.

Среди других аспектов Федеральный закон № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" подвергся изменениям, касающимся ограничений и запретов на гражданской службе, регулирования конфликтов интересов, расторжения служебного контракта и поддержания дисциплины. Изменения включили расширение оснований для расторжения контракта, в том числе из-за несоблюдения ограничений запретов, требований по конфликту интересов и обязанностей, установленных для борьбы с коррупцией. Также были введены нормы, регулирующие применение взысканий за коррупционные правонарушения, включая увольнение в связи с утратой доверия в главе 12 "Поощрения и награждения. Служебная дисциплина на гражданской службе".

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О противодействии коррупции» одним из способов предотвращения коррупции является установление перечня оснований для увольнения лиц, занимающих государственные или муниципальные должности, в том числе в случае не предоставления им правдивых сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера их близких родственников. В этом случае будут применяться меры юридической ответственности.

Федеральный закон «О государственной службе Российской Федерации» предусматривает «расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя в иных случаях, предусмотренных другими федеральными законами» [6].  В соответствии с требованиями федерального закона «О противодействии коррупции» целесообразно предусмотреть в ст. 19 федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» и в ст. 37 федерального закона «О государственной службе Российской Федерации» три самостоятельных основания увольнения:

  • совершение коррупционного правонарушения;
  • непредставление сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представление заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;  
  • невыполнение обязанности уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

Кроме того, следует отметить, что «за несоблюдение антикоррупционных требований к сотрудникам Следственного комитета, сотрудникам полиции, работникам прокуратуры и т.д. могут быть применены различные меры ответственности, включая увольнение по соответствующему основанию, что предусмотрено в иных нормативных правовых актах» [6], например, ч. 1 ст. 28 Федерального закона № 403, ст. 41.9, 41.7 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).

Основной юридический акт, регулирующий вопросы юридической ответственности, является Уголовный кодекс Российской Федерации. В нем содержатся нормы, определяющие уголовную ответственность для государственных служащих, совершивших должностные преступления. Общие основания и положения уголовной ответственности описаны в Общей части Уголовного кодекса, а в Особенной части содержатся конкретные нормы и преступления, например злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки, посредничество во взяточничестве, халатность и др.

Еще одним нормативным правовым актом является Трудовой кодекс РФ. Возможность заключения и расторжения трудовых договоров, гарантии и компенсации, а также правила, регулирующие применение дисциплинарных взысканий, содержатся в Трудовом кодексе РФ. Согласно статье 192 данного документа, работодатель вправе применять дисциплинарные взыскания - замечания, выговоры или увольнения - в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения работником своих трудовых обязанностей по его вине.

Критически важной юридической базой ответственности государственных служащих нашей страны является Кодекс об административных правонарушениях РФ. В этом законе определено понятие "должностное лицо", которое применимо к государственным служащим. Кроме того, этот правовой акт содержит перечень административных правонарушений, за которые могут быть привлечены к ответственности государственные служащие (гл. 5, 17, 19 КоАП РФ) [2].

Предусмотренная Гражданским кодексом Российской Федерации гражданско-правовая ответственность является юридической основой за совершение деликта и возмещение вреда, что применимо к государственным служащим в их работе. ГК РФ содержит соответствующие нормы по данному вопросу.

Из представленной информации следует, что юридическая ответственность государственных служащих опирается на обширную правовую базу, среди которой выделяются Конституция РФ, законы «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и «О противодействии коррупции». Ответственность также регулируется Уголовным кодексом РФ, Кодексом об административных правонарушениях РФ, Гражданским кодексом РФ и Трудовым кодексом РФ. Важно отметить, что перечисленные нормативные акты не представляют исчерпывающей правовой основы для юридической ответственности государственных служащих, так как существуют дополнительные законодательные акты, касающиеся отдельных категорий служащих, такие как законы «О полиции» и «О Следственном комитете РФ».

 

Список литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. № 32. 1994. ст. 3301. 
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ // Российская газета. № 256. 2001.  
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. − 2014. − № 9. − Ст. 445. 
4. Постановление Правительства РФ от 09.01.2014 N 10 (ред. от 12.10.2015) "О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации" (вместе с "Типовым положением о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации") // Собрание законодательства Российской Федерации, N 3, 20.01.2014, ст.279.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 19.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации, № I, (часть I), 07.01.2002, ст.3.
6. Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, N 31, 02.08.2004, ст.3215.
7. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства Российской Федерации, N 52, 29.12.2008, (ч.I), ст.6228.
8. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» // Собрание законодательства Российской Федерации, N 48, 28.11.2011, ст.6730.
9. Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. N 50 (часть IV) ст. 6953.