Статья:

Отечественный малый и средний бизнес: преодоление проблем и государственная поддержка на современном этапе

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(130)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Магомедова Э.А. Отечественный малый и средний бизнес: преодоление проблем и государственная поддержка на современном этапе // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 37(130). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/130/80154 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Отечественный малый и средний бизнес: преодоление проблем и государственная поддержка на современном этапе

Магомедова Эланда Альбертовна
магистрант, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, РФ, г. Краснодар

 

Малый и средний бизнес представляет собой важнейшую составляющую экономики любого государства, обеспечивая основу стратегического развития на долгосрочный период. Представляя собой цельную систему, малый и средний бизнес выступает сателлитом экономики государства: высокая активность бизнеса приносит в казну государства достаточные поступления в виде налогов предпринимателей. Следовательно, развитие малого и среднего бизнеса в Российской Федерации является приоритетной задачей, стоящей перед государством на современном этапе. Проблемы, возникшие в связи с экономическими санкциями, вынесенными в отношении Российской Федерации, отрицательно влияют на развитие предпринимательства, что существенно снижает экономический потенциал страны. Кроме того, предприятия малого и среднего бизнеса при осуществлении своей деятельности зачастую сталкиваются с рядом трудностей и проблем и с некоторыми из них среднему и малому предпринимательству не справиться без активного вмешательства и помощи государства.

Совершенно очевидно, что развитие современного мира зависит от состояния малого и среднего бизнеса, который активно влияет на развитие и функциональность рыночной экономики. Именно поэтому одной из приоритетных задач, стоящих перед экономической политикой государства,  и требующей незамедлительного решения, является активное развитие малого и среднего предпринимательства в условиях стабильного функционирования рынка. Решение данной проблемы позволит ускорить темпы экономического развития в Российской Федерации.

В современном экономическом пространстве малый и средний бизнес представляет собой наиболее активную форму предпринимательской деятельности, основным элементом функционирования рыночного хозяйства, способным активно влиять на становление и развитие отечественной экономики. Прежде всего, это прослеживается на формировании так необходимого стране среднего класса, сокращении числа безработных, росте уровня благосостояния граждан, повышении конкурентоспособности, внедрении инноваций, реструктуризации экономики в целом. Важным моментом деятельности малого и среднего предпринимательства является увеличение налоговых поступлений в бюджеты регионов страны, способствование социальной и политической стабильности. Благодаря развитию малого и среднего предпринимательства обеспечиваются благоприятные условия в формировании отечественных научных и производственных потенциалов. Нельзя не отметить влияние малого и среднего предпринимательства на становление экономики Российской Федерации и превращение ее в ближайшей перспективе в конкурентоспособное государство.

Малое и среднее предпринимательство — это экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от производства и/или продажи товаров, оказания услуг. Основной федеральный закон Российской Федерации, в котором прописаны рамочные критерии отнесения юридического или физического лица к сектору малого предпринимательства в Российской Федерации, был принят 24 июля 2007 года и называется Федеральный закон № 209-ФЗ «О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1].

Малый и средний бизнес имеет ряд преимуществ. Прежде всего, стоит отметить гибкость малого и среднего предпринимательства, которая заключается в оперативном реагировании на различные изменения в условиях рынка; быстрая адаптация, экономичность (малые затраты при организации),  высокая оборачиваемость; адекватное реагирование на конъюнктуру рынка; участие в развитии региональных экономик. Не стоит забывать о роли малого и среднего бизнеса в борьбе с монополиями.

Однако, существует ряд особенностей существования малого и среднего предпринимательства, имеющих отрицательную направленность. К таким особенностям относятся:

  • неразвитость венчурной специализации, вследствие чего достаточно низок процент участия малого и среднего бизнеса в наукоемких и высокотехнологичных отраслях;
  • достаточно низкая легитимность, что значительно повышает процент участия компаний в теневой экономике;
  • острая нехватка финансирования, что порождает потребность в государственном кредитовании под более высокие процентные ставки;
  • нестабильность бизнеса, приводящая к банкротству предприятий малого и среднего бизнеса.

Тем не менее, достаточно велика роль малого и среднего бизнеса в развитии экономики любого государства.

Общемировая практика свидетельствует о необходимости государственного вмешательства в процессы развития  малого и среднего бизнеса с целью обеспечения выполнения им общественно-значимых функций. Политический кризис и экономические санкции, в условиях которых приходится осуществлять свою деятельность отечественным предприятиям малого и среднего бизнеса, диктуют необходимость вмешательства государства, выраженного в принятии мер, направленных на стимулирование развития предпринимательства в целом.

Дестабилизирующая экономическая ситуация в стране повлекла за собой определенные проблемы, с которыми не у всех предприятий малого и среднего бизнеса есть возможность справиться. Одна из таких проблем кроется в недостатке оборотных средств, что приводит к закредитованности предприятий. Немаловажное значение играет валютная нестабильность и постоянное понижение курса рубля. Нестабильная экономическая система в стране отрицательно сказывается на покупательской способности населения, и, как следствие, снижении спроса на продукцию. В последнее время прослеживается тенденция к ухудшению условий на поставку сырья и комплектующих, что отрицательно влияет на производство и в итоге приводит к  сокращению объемов производства в целом. Резко уменьшилось количество инвестиционных программ, наличие которых помогло оставаться малому и среднему бизнесу в конкурентоспособной среде. Ограничение и сокращение импорта товаров не позволяет предпринимательству начать процесс переоснащения, что также отрицательно сказывается на его развитии.

Именно поэтому на современном этапе перед государством стоит приоритетная задача —  выбор наиболее эффективных механизмов и новых методов стимулирования развития предприятий малого и среднего бизнеса, к которым можно отнести разработку мероприятий, создание норм и реализацию программ, внедрение которых существенно увеличат долю малого и среднего бизнеса в экономике государства. Прорыв в развитии малого и среднего предпринимательства будет возможен лишь тогда, когда искоренится противопоставление крупного производства более мелкому, возникнет кооперация, позволяющая взаимодополнять друг друга, что особенно касается инновационных разработок и узкоспециализированных производств [2].

С указанной массой проблем малому и среднему предпринимательству не справится без помощи и поддержки со стороны государства.

Тем не менее, существуют антикризисные инструменты, применение которых поможет предприятиям малого и среднего бизнеса остаться на рынке. К наиболее действенным мерам следует отнести: сокращение расходов, внедрение энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий, оптимизация затрат без снижения выпуска продукции, реализация непрофильных активов, повышение цены на товары/услуги, возможность переориентации на производство иных товаров, привлечение инвесторов, сокращение производства.

Следует отметить, что государство предприняло определенное количество мер, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства в России, но, следует признать, что предпринятые за последнее десятилетие меры поддержки нельзя оценить как максимально принесшие результат.

В этой связи стоит заострить внимание на основных направлениях, приоритетных действиях и инструментах поддержки со стороны государства, направленных на повышение эффективности функционирования отечественного малого и среднего бизнеса. К основным следует отнести:

  1. Совершенствование нормативно-правовой базы, что позволит существенно сократить административные ограничения и барьеры для осуществления предпринимательской деятельности.
  2. Создание инфраструктурных объектов поддержки малого и среднего предпринимательства, которые будут ориентированы на помощь новым субъектам предпринимательства.
  3. Внедрение льготного кредитования с пониженными ставками.
  4. Искоренение проблем залогового обеспечения при кредитовании.
  5. Предоставление грантов, которые позволят реализовать прорыв в сельском хозяйстве, промышленности, товарном производстве, высоких технологиях, социальных услугах.
  6. Развитие институтов микрофинансирования для малого и среднего бизнеса.
  7. Реализация ориентированных программ, направленных на поддержку конкурентоспособных, экспортно-ориентированных предприятий малого и среднего бизнеса.

Таким образом, перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации находятся в прямой зависимости от способностей и желания государства создать такую правовую систему, которая не только будет содержать сведения об обязанностях субъектов предпринимательских отношений, но и надежно защитит права предпринимателей, снизит налоговые ставки, наладит систему страхования хозяйственных рисков, ликвидирует административные барьеры для желающих стать предпринимателями, чтобы не только получать прибыль, но и вносить свой посильный вклад в развитии экономики своей страны.   

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 8 июня 2020 г.)
2. Миропольский Д.Ю. Евразийская политическая экономия и инновационное развитие ЕАЭС // Проблемы современной экономики. 2017. №. 4 (64). С. 22-24.
3. Ершов М., Танасова А., Татузор В. Малый и средний бизнес в России: некоторые актуальные финансовые аспекты и перспективы // Проблемы теории и практики управления. – 2017. – № 4. – С. 89–95.