Проблема квалификации налоговых преступлений
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(130)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(130)
Проблема квалификации налоговых преступлений
THE PROBLEM OF QUALIFICATION OF TAX CRIMES
Nikolai Docenko
Student, Don state technical University, Russia, Rostov-on-don
Natalia Petrasheva
Scientific adviser, PhD in Law, docent, Don state technical University, Russia, Rostov-on-don
Аннотация. Статья содержит подробный анализ юридических элементов налоговых преступлений; исследуются проблемы определения объекта и предмета налогового преступления, характеристика объективной и субъективной сторон.
Abstract. The article contains a detailed analysis of the legal elements of tax crimes; the problems of determining the object and subject of a tax crime, the characteristics of the objective and subjective sides are investigated.
Ключевые слова: налоговые преступления, уголовное законодательство, экономика, налоги, классификация, проблемы.
Keywords: tax crime, criminal law, economy, taxes, classification, problems.
В отечественной уголовно-правовой науке анализ налоговых преступлений постоянно ассоциировался с трудностями классификации экономических преступлений в целом и финансовых преступлений в частности. Действующий Уголовный кодекс Российской Федерации [1] помещает налоговые преступления в главу 24 с заголовком «Преступления в сфере экономической деятельности». Это имя слишком широкое по значению и указывает на еще более обширную сферу общественной жизни. Более того, он практически дословно повторяет название раздела VIII УК РФ «Преступления в сфере экономики». На наш взгляд, такое несовершенство правовой технологии негативно сказывается на квалификации налоговых преступлений и создает целый ряд проблем.
Есть и интересная точка зрения, согласно которой финансовые преступления считаются системой преступлений в сфере финансовой безопасности и соответствуют определенной системе норм уголовного права, которая направлена на защиту общественных отношений в этой сфере.
Следует признать, что последствия финансовых (в том числе налоговых) преступлений усугубляют финансовые проблемы государства и, в этой связи, являются одной из самых серьезных угроз финансовой безопасности.
Становится очевидным, что объективный анализ этой группы преступлений показывает смешение экономических и юридических квалификационных критериев.
Нельзя отрицать, что совершение налоговых преступлений, с одной стороны, направлено на искажение отношений, возникающих в результате реализации прав государственной и муниципальной собственности, а с другой - косвенно, на уничтожение всей финансовой системы государства.
Что касается предмета преступления, то оно также совпадает и представляет собой все налоги и сборы, подлежащие уплате физическими или юридическими лицами за составы, предусмотренные статьями 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации. Предмет преступления, закрепленный в статье 199.1 Уголовного кодекса, несколько иной и представляет собой налоги, подлежащие исчислению и удержанию с налогоплательщика, а затем перечислению в бюджетную систему Российской Федерации. [3, c. 89]
Предметом преступления, предусмотренного статьей 199.2 УК РФ, являются денежные средства или имущество юридического лица или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание задолженности по налогам и (или) сборам.
В связи с этим И. Н. Соловьев считает, что предметом налоговых преступлений (статьи 198 и 199 УК РФ) в конечном итоге являются денежные средства, уплаченные при исполнении налоговых обязанностей и сборов. Эта точка зрения нам близка, так как позволяет оценивать неуплаченные налоги или скрытое имущество в их денежном выражении, что на практике является единственно возможным и приемлемым вариантом.
Большинство исследователей относят к налоговым преступлениям продолжающиеся или продолжающиеся противоправные действия (бездействие), которые считаются завершенными с момента фактической неуплаты налогов за определенный налоговый период. Эту точку зрения практически опровергла Н. Ф. Кузнецова, которая считает, что в связи с законодательным установлением конкретных жестких сроков уплаты налогов и сборов налоговое преступление будет считаться совершенным в эти сроки. Следовательно, если такая ситуация повторится в следующем финансовом году, такое преступление не может считаться продолжающимся или продолжающимся, оно должно образовать новый состав.
Ведь и налоговый кодекс Российской Федерации, и Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливают сроки, по истечении которых может быть подтверждена неуплата налогов и сборов. Таким образом, продолжительность налогового преступления определяется продолжительностью конкретного налогового периода и предусматривает уголовную ответственность за этот период.
Поэтому мы полностью согласны с Н. Ф. Кузнецовой и считаем, что если срок совершения налогового преступления существенно превышает временной интервал, указанный в законе, допустимо формирование нового налогового преступления. В противном случае уголовное наказание может не соответствовать тяжести совершенного преступления. [2, c. 73]
Субъект всей группы налоговых преступлений стоит особняком. Им признается налогоплательщик, его представитель или налоговый агент.
Для составов, указанных в статьях 198 и 199.2 УК, это - в возрасте до шестнадцати лет физический гликонеогенез; индивидуальный предприниматель; частный нотариус; юрист, открывающий адвокатскую контору; руководитель крестьянского (фермерского) хозяйства; иное физическое лицо представительства при совершении действий, предусмотренных налоговым законодательством; лицо, фактически ведущее свой бизнес с использованием подставного лица, зарегистрированного как индивидуальный предприниматель.
По составам, предусмотренным статьями 199, 199.2 УК РФ, субъектом преступления является лицо, которое в соответствии со своим служебным или служебным положением несет ответственность за подписание отчетных документов в налоговые органы и обеспечение полного и своевременная уплата налогов и сборов.
К таким лицам должны относиться: руководитель юридического лица; главный бухгалтер (бухгалтер) юридического лица; другой человек официально уполномоченный органом управления юридического лица на совершение указанных действий; лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера) юридического лица.
Дополнительным квалифицирующим признаком состава, предусмотренного частью 2 статьи 199 УК РФ, является совершение уклонения от уплаты налогов и сборов организацией группой лиц по предварительному сговору.
В этом случае Верховный суд рекомендует квалифицировать правонарушение по пункту «а» части 2 статьи 199 УК РФ, если указанные лица заранее договорились о совместном совершении действий, направленных на уклонение от уплаты налогов и (или) обязанности перед организацией. А.П. Козлов считает, что такое соучастие можно охарактеризовать только как преступную группу по предварительному сговору, сформированную стихийно, без тщательного планирования преступления и конкретной роли каждого участника.
Такое преступное формирование является единовременным, за исключением случаев привлечения к уголовной ответственности по нескольким признакам. [4, c. 104]
Как особый субъект преступления, предусмотренного статьей 199.1 УК, указанным налоговым агентом в соответствии с пунктом 1 статьи 24 Налогового кодекса является лицо, которое несет ответственность за исчисление, удержание с налогоплательщика и перечисление налогов. в бюджетную систему РФ.
Как правило, обязанность налогового агента по исчислению, удержанию с налогоплательщика и перечислению налогов возникает у юридических лиц, перечень которых установлен Налоговым кодексом Российской Федерации.
Таким образом, проанализировав все составы (статьи 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ), мы пришли к выводу, что налоговые преступления обоснованно отнесены законодателем к группе экономических преступлений и должны быть классифицированы. как виды финансовых преступлений. Внутри этого массива они образуют особую группу, поскольку подрывают основы финансовой и налоговой системы государства и наносят ущерб бюджету соответствующего уровня.
Считаем целесообразным рассматривать объект налоговых преступлений как комплексный и учитывать не только виды общественных отношений, правовых институтов, но и соответствующие общественные интересы.
Исходя из этого, преступления, элементы которых закреплены
в статьях 198, 199, 199.1, 199.2 УК, совпадают не только в семье (социальные отношения экономического характера и экономические интересы государства), но и виды (финансовые и бюджетные отношения вкупе с финансовыми и бюджетными интересами государства).
Непосредственным объектом налоговых преступлений являются общественные отношения, складывающиеся сверх установленного порядка уплаты налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации, и финансовые интересы государства, возникающие в процессе установления, исчисления и сбора налогов и сборов. от граждан и организаций.
Однако в конечном итоге предметом всех налоговых преступлений, независимо от их состава, являются исключительно деньги, в которых выражается вся сумма налога (сбора) или недоимки. Считаем необходимым прояснить вопрос о длительности налоговых преступлений, которая точно ограничена определенным налоговым периодом, что не позволяет отнести их к категории продолжающихся или продолжающихся.