Обобщение психолого-педагогического опыта по развитию общения в юношеском возрасте
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(130)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(130)
Обобщение психолого-педагогического опыта по развитию общения в юношеском возрасте
Аннотация. Общение в юношеском возрасте выходит на новый уровень, оно необходимо для решения проблем самосознания, самоопределения, самоутверждения, свойственных этому возрасту, поэтому работа над улучшением навыков общения очень важна.
Ключевые слова: Общение, юношеский возраст, методы работы.
Способность к общению является одним из важнейших человеческих качеств. Без общения не представить функционирование человеческого общества. Без него не осуществима никакая деятельность. Связь человека с другими людьми является естественным способом сосуществования, который ведет к установлению межличностных отношений.
В юношеском возрасте общение приобретает специфические черты: проблемы поиска смысла жизни становятся темой для общения. Познание самого себя, установка жизненных планов и путей их реализации, взаимоотношение между людьми, получение информации, связанной со сферой их интересов и профессиональной принадлежностью; содержание и характер общения со всеми партнерами – все это определяется решением проблем, которые связаны со становлением и реализацией их как субъектов отношений в значимых сферах жизнедеятельности. В тематике бесед ведущей является ценностно-смысловая доминанта. В юношеском возрасте происходит увеличение потребности в общении, увеличение времени на общение и расширение его круга, а также индивидуализация отношений [1].
Проблема общения в юношеском возрасте обусловлена тем, что в последние годы особую тревогу вызывает состояние коммуникативных способностей представителей юношеского возраста. Некоторые юноши и девушки недостаточно владеют навыками общения и культуры речи.
На основе обобщения психолого-педагогического опыта были выделены следующие методы работы над общением в юношеском возрасте:
- дискуссия
- игра
- беседа
- ролевая игра
- активное слушание
Рассмотрим данные методы более подробно.
Итак, педагог-психолог, Харламова А.С. из Калужской области, считает, что неэффективность в общении может быть связана с полным или частичным отсутствием того или иного коммуникативного умения, например, умения ориентироваться и вести себя в конкретной ситуации
Анна Сергеевна предлагает учиться общению при помощи игры. Игра - это модель ситуации, которая может встретиться жизни, в процессе которой человек приобретает определенный опыт. Кроме того, совершая ошибки в искусственной ситуации общения, человек не чувствует той ответственности, которая в реальной жизни неизбежна. Это дает возможность больше пробовать, проявлять творчество, искать более эффективные формы взаимодействия друг с другом и не бояться «поражения».
Она считает, что важнейшая невербальная составляющая процесса общения - умение слушать и использует на своих занятиях для этого упражнения: «Как дела?», «Интервью»,а также проводит беседу «Умение слушать», в которой освещает правила хорошего слушания.
В своих тренингах для овладения приемами эффективного общения она применяет упражнения «Продолжи фразу», «Толстое стекло», «Передай чувство мимикой» и другие [6].
Виноградова Вера Викторовна, педагог-психолог, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ЭБЦ г. Дзержинск, считает, что подростки много времени проводят в социальных сетях. Это общение обеднено невербальными средствами. Так как общение играет важную роль в развитии личности подростка, то оно должно быть разнообразным. Для этого она предлагает развивать навыки общения упражнениями «Перебежчики и охранники», «Клубок качеств», «Разговор через стекло»,«Истории с дополнением», «Подарки».
Для развития навыков невербальных способов общения, Вера Викторовна использует игру «Пойми меня», где участникам без слов и звуков необходимо объяснить, что написано на карточках [2].
Погребная Виктория Валериевна, педагог–психолог, дефектолог Донецкой специальной общеобразовательной школы-интерната, целями своего коммуникативного тренинга ставит формирование навыков конструктивного общения в классе и умение сотрудничать в классном коллективе. Для выполнения этих целей она применяет упражнения: « Имя + что обо мне никто не знает», «Закончи фразу», «Объединение по качествам», «Веник». Чтобы ребята поняли важность доверия для общения в классе, психолог применяет игру «Я глазами других», а для развития группового единства и закрепления навыков взаимодействия в команде использует игру «Мы».
Московский педагог-психолог, Иващенко Маргарита Николаевна, считает, что среда сверстников является одной из наиболее важных областей социального поведения подростков. Общение со сверстниками необходимо формирующейся личности для развития коммуникативных навыков и самосознания. Опыт общения, приобретённый в подростковом возрасте, играет важную роль при вступлении во взрослую жизнь. Общаясь, подростки отрабатывают навыки социального взаимодействия. В своем тренинге она использует метод «Дискуссии», с целью формирования невербальных навыков общения; совершенствования взаимопонимания партнеров по общению.
Для повышения эффективности общения, Маргарита Николаевна, включает в свои занятия ролевые игры, например: «Подсказка другу»,для отработки навыков невербальных сигналов, а игра «Граница на замке» для отработки в группе чувствительности к границам, выработки способов конструктивного взаимодействия [4].
Дубинская Елена Владимировна г. Евпатория утверждает, что навык эффективного общения в жизни детей подросткового возраста играет важнейшую роль. В общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и социальной среды. Именно поэтому в работе с подростками она отдает предпочтение групповой форме проведения внеурочных занятий и использует метод беседы. Например, на своем занятия для подростков «Общение. Средства и виды», она проводит беседу на тему межличностного пространства и дистанции во время общения [3].
Педагог-психолог МБОУ "Маловской СОШ" Мордонова Олеся Александровна и Гаврилова Ирина Михайловна г. Ижевск используют на своих занятиях ролевую игру «Необитаемый остров», которая позволяет дать ориентировочную оценку готовности к выполнению разных, даже не престижных работ для решения общей задачи [5].
Все описанные выше методы используются педагогами-психологами на занятиях в виде коллективного тренинга. Среда сверстников является одной из наиболее важных областей социального поведения в юношеском возрасте. Общаясь, они отрабатывают навыки социального взаимодействия.
Общение дает подростку возможность пережить эмоциональный контакт с группой, чувство солидарности, групповой принадлежности, взаимной поддержки. А это приводит к переживанию подростком не только чувства автономии от взрослых, но и чувства устойчивости и эмоционального комфорта. Юноши и девушки сравнивают себя с равными по возрасту, но имеющими разные личные качества сверстниками. Это также способствует развитию самосознания личности подростка.
Методы, рассмотренные выше, используют педагоги-психологи при работе с детьми юношеского возраста, по нашему мнению, являются эффективными и необходимыми для оптимизации общения в группе, комфортного самочувствия ребенка при общении, а так же для развития коммуникативных навыков.