Статья:

Обобщение психолого-педагогического опыта по развитию общения в юношеском возрасте

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(130)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Панченко А.В. Обобщение психолого-педагогического опыта по развитию общения в юношеском возрасте // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 37(130). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/130/80327 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Обобщение психолого-педагогического опыта по развитию общения в юношеском возрасте

Панченко Алена Витаутасовна
студент, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К Аммосова, РФ, г. Нерюнгри
Мамедова Лариса Викторовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К Аммосова, РФ, г. Нерюнгри

 

Аннотация. Общение в юношеском возрасте выходит на новый уровень, оно необходимо для решения проблем самосознания, самоопределения, самоутверждения, свойственных этому возрасту, поэтому работа над улучшением навыков общения очень важна.

 

Ключевые слова: Общение, юношеский возраст, методы работы.

 

Способность к общению является одним из важнейших человеческих качеств. Без общения не представить функционирование человеческого общества. Без него не осуществима никакая деятельность. Связь человека с другими людьми является естественным способом сосуществования, который ведет к установлению межличностных отношений.

В юношеском возрасте общение приобретает специфические черты: проблемы поиска смысла жизни становятся темой для общения. Познание самого себя, установка жизненных планов и путей их реализации, взаимоотношение между людьми, получение информации, связанной со сферой их интересов и профессиональной принадлежностью; содержание и характер общения со всеми партнерами – все это определяется решением проблем, которые связаны со становлением и реализацией их как субъектов отношений в значимых сферах жизнедеятельности. В тематике бесед ведущей является ценностно-смысловая доминанта. В юношеском возрасте происходит увеличение потребности в общении, увеличение времени на общение и расширение его круга, а также индивидуализация отношений [1].

Проблема общения в юношеском возрасте обусловлена тем, что в последние годы особую тревогу вызывает состояние коммуникативных способностей представителей юношеского возраста. Некоторые юноши и девушки недостаточно владеют навыками общения и культуры речи.

На основе обобщения психолого-педагогического опыта были выделены следующие методы работы над общением в юношеском возрасте:

  1. дискуссия
  2. игра
  3. беседа
  4. ролевая игра
  5. активное слушание

Рассмотрим данные методы более подробно.

Итак, педагог-психолог, Харламова А.С. из Калужской области, считает, что неэффективность в общении может быть связана с полным или частичным отсутствием того или иного коммуникативного умения, например, умения ориентироваться и вести себя в конкретной ситуации

Анна Сергеевна предлагает учиться общению при помощи игры. Игра - это модель ситуации, которая может встретиться жизни, в процессе которой человек приобретает определенный опыт. Кроме того, совершая ошибки в искусственной ситуации общения, человек не чувствует той ответственности, которая в реальной жизни неизбежна. Это дает возможность больше пробовать, проявлять творчество, искать более эффективные формы взаимодействия друг с другом и не бояться «поражения».

Она считает, что важнейшая невербальная составляющая процесса общения - умение слушать и использует на своих занятиях для этого упражнения: «Как дела?», «Интервью»,а также проводит беседу «Умение слушать», в которой освещает правила хорошего слушания.

В своих тренингах для овладения приемами эффективного общения она применяет упражнения «Продолжи фразу», «Толстое стекло», «Передай чувство мимикой» и другие [6].

Виноградова Вера Викторовна, педагог-психолог, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ЭБЦ г. Дзержинск, считает, что подростки много времени проводят в социальных сетях. Это общение обеднено невербальными средствами. Так как общение играет важную роль в развитии личности подростка, то оно должно быть разнообразным. Для этого она предлагает развивать навыки общения упражнениями «Перебежчики и охранники», «Клубок качеств», «Разговор через стекло»,«Истории с дополнением», «Подарки».

Для развития навыков невербальных способов общения, Вера Викторовна использует игру «Пойми меня», где участникам без слов и звуков необходимо объяснить, что написано на карточках [2].

Погребная Виктория Валериевна, педагог–психолог, дефектолог Донецкой специальной общеобразовательной школы-интерната, целями своего коммуникативного тренинга ставит формирование навыков конструктивного общения в классе и умение сотрудничать в классном коллективе. Для выполнения этих целей она применяет упражнения: « Имя + что обо мне никто не знает», «Закончи фразу», «Объединение по качествам», «Веник». Чтобы ребята поняли важность доверия для общения в классе, психолог применяет игру «Я глазами других», а для развития группового единства и закрепления навыков взаимодействия в команде использует игру «Мы».

Московский педагог-психолог, Иващенко Маргарита Николаевна, считает, что среда сверстников является одной из наиболее важных областей социального поведения подростков. Общение со сверстниками необходимо формирующейся личности для развития коммуникативных навыков и самосознания. Опыт общения, приобретённый в подростковом возрасте, играет важную роль при вступлении во взрослую жизнь. Общаясь, подростки отрабатывают навыки социального взаимодействия. В своем тренинге она использует метод «Дискуссии», с целью формирования невербальных навыков общения; совершенствования взаимопонимания партнеров по общению.

Для повышения эффективности общения, Маргарита Николаевна, включает в свои занятия ролевые игры, например: «Подсказка другу»,для отработки навыков невербальных сигналов, а игра «Граница на замке» для отработки в группе чувствительности к границам, выработки способов конструктивного взаимодействия [4].

Дубинская Елена Владимировна г. Евпатория утверждает, что навык эффективного общения в жизни детей подросткового возраста играет важнейшую роль. В общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и социальной среды. Именно поэтому в работе с подростками она отдает предпочтение групповой форме проведения внеурочных занятий и использует метод беседы. Например, на своем занятия для подростков «Общение. Средства и виды», она проводит беседу на тему межличностного пространства и дистанции во время общения [3].

Педагог-психолог МБОУ "Маловской СОШ" Мордонова Олеся Александровна и Гаврилова Ирина Михайловна г. Ижевск используют на своих занятиях ролевую игру «Необитаемый остров», которая позволяет дать ориентировочную оценку готовности к выполнению разных, даже не престижных работ для решения общей задачи [5].

Все описанные выше методы используются педагогами-психологами на занятиях в виде коллективного тренинга. Среда сверстников является одной из наиболее важных областей социального поведения в юношеском возрасте. Общаясь, они отрабатывают навыки социального взаимодействия.

Общение дает подростку возможность пережить эмоциональный контакт с группой, чувство солидарности, групповой принадлежности, взаимной поддержки. А это приводит к переживанию подростком не только чувства автономии от взрослых, но и чувства устойчивости и эмоционального комфорта. Юноши и девушки сравнивают себя с равными по возрасту, но имеющими разные личные качества сверстниками. Это также способствует развитию самосознания личности подростка.

Методы, рассмотренные выше, используют педагоги-психологи при  работе с детьми юношеского возраста, по нашему мнению, являются эффективными и необходимыми для оптимизации общения в группе, комфортного самочувствия ребенка при общении, а так же для развития коммуникативных навыков.

 

Список литературы:
1. Братченко С. Л. Диагностика личностно-развивающегося потенциала: Методическое пособие для школьных психологов : изд. - Псков. : Невельская типография. - 1997. - 68 с.
2. Виноградова В. В. Из опыта работы // Социальная сеть работников образования. [Электронный ресурс] Режим доступа : https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2017/07/11/konspekt-zanyatiya-dlya-podrostkov-raduga-obshcheniya (дата обращения: 17.09.19)
3. Дубинская Е. В. Из опыта работы // Сайт Мультиурок. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://multiurok.ru/files/plan-konspekt-integrirovannogo-zaniatiia-dlia-podr.html (дата обращения: 20.09.19)
4. Иващенко М. Н. Из опыта работы // Социальная сеть работников образования. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2012/05/12/trening-obshcheniya-dlya-podrostkov-my-umeem (дата обращения: 20.09.19)
5. Мордонова О. А. Из опыта работы // Ведущий образовательный портал. [Электронный ресурс] Режим доступа : https://infourok.ru/psihologicheskaya-igra-neobitaemiy-ostrov-3726760.html (дата обращения: 20.09.19)
6. Харламова А. С. Из опыта // Сайт для учителей. [Электронный ресурс] Режим доступа : https://kopilkaurokov.ru/psihologu/prochee/trieningh_kommunikativnoi_kompietientnosti_podrostkov(дата обращения: 09.10.19)