Статья:

Использование материалов по региональной лингвистике в исследовательских проектах обучающихся (на материале произведений Д. И. Стахеева)

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(130)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Степанова Р.А. Использование материалов по региональной лингвистике в исследовательских проектах обучающихся (на материале произведений Д. И. Стахеева) // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 37(130). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/130/80491 (дата обращения: 29.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Использование материалов по региональной лингвистике в исследовательских проектах обучающихся (на материале произведений Д. И. Стахеева)

Степанова Раиса Алексеевна
магистрант, Елабужский институт КФУ, РФ, г. Елабуга
Салимова Дания Абузаровна
научный руководитель, д-р филол. наук, профессор, Елабужский институт КФУ, РФ, г. Елабуга

 

Аннотация. Региональный компонент является важным элементом дисциплины русский язык согласно ФГОС. Однако в учебниках такой компонент отсутствует, поэтому учителям приходится самостоятельно работать над заданиями для включения национально-культурного аспекта в свой предмет. Автор данной статьи предполагает, что изучение творчества Д.И. Стахеева посредством исследовательских проектов, поможет привить школьникам интерес к изучению деятельности региональных писателей, развитию знаний о малой родине, воспитанию чувства патриотизма.

 

Ключевые слова: региональный компонент, проект, метод проекта, исследовательский проект, русский язык, ФГОС, Д.И. Стахеев.

 

Сегодня в век модернизации изменения претерпевают все сферы жизни людей, в том числе и образование. Наметилось стремление к гуманизации и гуманитаризации образования. В связи с этим первостепенной задачей образовательного учреждения становится воспитание гуманной, всесторонне развитой личности. Одним из способов достижения этой цели является введение в образовательную практику регионального компонента, который также может присутствовать и на уроках словесности.

Данная проблема актуальна, так как на сегодняшний день необходимо усилить обучающий и воспитательный эффект при обучении русскому языку с учетом регионального компонента. Сделать это возможно введя в процесс обучения региональную лексику и краеведческие материалы.

На территории Российская Федерация проживают представители самых разных этнических групп, которые за века сумели создать культуру межнационального общения. Согласно приложению №1 к письму Министерства образования Российской Федерации от 09.07.2003 г. № 13 – 51 – 145/13, на региональный компонент должно отводиться не менее 10 процентов. В ФГОС ООО по русскому языку отмечено, что в национально-региональном компоненте можно выделить два аспекта:

- национально-культурный аспект, который представляет обязательную  часть дисциплины «Русский язык» и направлен, в первую очередь, на приобщение школьников к общекультурным и национально значимым ценностям, а также на понимание учащимися национального своеобразия родного языка;

- региональный аспект, который позволяет углубить знания школьников о специфических языковых фактах, характерных для того или иного региона России.

К сожалению, учебники, которые используются на всей территории РФ, не содержат регионального компонента. Именно поэтому языковой материал, отражающий специфику определенного региона, на уроках используется крайне редко. Учителю приходится самому нарабатывать базу с заданиями и темами и внедрять их в свои уроки.

Региональный компонент, согласно определению Т.А. Кадоло, это «систематическое и последовательное включение в общеобразовательный курс русского языка местного языкового материала» [1, с. 126].

Региональный компонент в структуре русского языка представлен:

- словосочетаниями, предложениями и текстами, которые по своей тематике направлены на обогащение знаний о материальной и духовной культуре края;

- языковой материал, который составляет лингвистическую специфику региона (фразеологизмы, фольклор, профессионализмы и проч., характерные для данного региона);

- литературоведческий материал, состоящий из произведений национальных писателей.

Одним из эффективных методов, который является верным помощником преподавателей при организации работы с национально-культурным компонентом, становится метод проектов.

При работе с региональными языковыми факторами рационально использовать метод проектов, так как он способствует повышению мотивации учащихся в области изучаемого предмета, а также воспитывает в них чувство любви и гордости к так называемой «малой родины», расширяет представления школьников об истории родного края. Кроме того использование метода проектов способствует развитию креативности учеников, а также позволяет в совершенстве освоить им такие психические операции, как сравнение, анализ, сопоставление и проч. Школьники всесторонне исследует предмет или явление, находящееся в центре их проекта, используют для этого знания многих предметов, учатся их объединять, высказывать спою точку зрения.

Во время организации работы с исследовательскими проектами, в основу которых заложен региональный компонент, необходимо глубоко и детально изучить различные источники по изучаемой проблеме:

- обратиться к текстам художественных произведений писателей данного региона;

- проанализировать краеведческую и критическую литературу;

- рассмотреть местную публицистику (газетные и журнальные материалы).

Цель этой работы – расширить эстетическое отношение к художественному миру, выявление смысла и ценности художественных произведений представителей региональной литературы. Итогом работы по литературному краеведению можно считать систематизацию материала в рамках подготовки к районным и областным краеведческим конференциям и конкурсам исследовательских работ.

Одним из ярких представителей региональной литературы является Дмитрий Иванович Стахеев. На материале его произведений становится возможна разработка исследовательских проектов с учетом регионального компонента.

Творчество Д.И. Стахеева в рамках школьной программы не изучается. Именно поэтому изучать его деятельность можно на внеклассных мероприятиях, классных часах, факультативных занятиях, литературных вечерах, краеведческих кружках и т.п.

Нами был разработан и проведен ряд классных часов по краеведению в 10 классе на базе МБОУ «СОШ №2» ЕМР. Всего было создано 5 методических разработок. В основу был положен исследовательский метод: школьником предстояло поработать над всеми этапами исследовательского проекта. Главной задачей проектной деятельности стали особенности изображения/отображения города Елабуги, а также близлежащих территорий, в творчестве региональных поэтов и писателей. Акцент мы сделали на произведениях Д.И. Стахеева.

Первый классный час был посвящен подробному рассмотрению жизненного и творческого пути Д.И. Стахеева. На втором были выделены основные темы его творчества и показаны главные герои некоторых произведений.

Третий классный час мы посвятили проверке усвоенного на предыдущих занятиях материала. Была проведена викторина «По страницам произведений Д.И. Стахеева», позволившая систематизировать знания школьников. После подведения итогов викторины с учащимися были выделены моменты, которые они еще не знают, но им интересно было бы узнать о творчестве писателя-земляка. Записав все интересующие школьников темы, мы разработали систему направлений и тем для исследовательских проектов.

Темы были следующими: «Антропонимы в романах Д.И. Стахеева «Обновленный храм», «Избранник сердца»»; «Елабужские топонимы в произведениях Д. И. Стахеева»; «Особенности использования диалектной лексики и примеров елабужского говора в произведениях Д. И. Стахеева»; «Сравнительная характеристика образа елабужского купца в ранних и поздних произведениях Д. И. Стахеева»; «Цветопись в произведениях Д. И. Стахеева»; и т.д.

Школьники поделились на небольшие творческие группы, в зависимости от интересов (по 2-3 человека), выбрали себе тему и приступили к работе над исследовательским проектом. В первую очередь они определили для себя цели и задачи, выдвинули гипотезу. Естественно, все это корректировалось преподавателем (очень ненавязчиво, с помощью наводящих вопросов). Затем школьники приступили к изучению материала.

Работа была целенаправленной и систематической. Индивидуальные встречи с преподавателем проходили в виде консультаций, на которых учитель выступал в роли наставника, направляющего при необходимости деятельность школьников в нужное русло. Также заранее был предложен список рекомендованной литературы и источников.

На итоговых классных часах творческие группы представили свои проекты в виде презентаций, докладов и схем. Многие отметили, что подобная работа им понравилась, что они узнали много нового и интересного не только о произведениях, но и о своем родном городе. Четверо учеников изъявили желание принять участие в республиканских научно-практических конференциях.

Таким образом, в результате проделанной работы, мы пришли к выводу, что организация занятий по русскому языку с учетом регионального компонента позволяет школьникам не только получить возможность опыта исследовательской работы с текстом художественной литературы, но и способствует развитию у них интереса к изучению деятельности региональных писателей, развитию знаний о малой родине, воспитанию чувства патриотизма.

 

Список литературы: 
1. Кадоло Т. А. Региональный лексический компонент на уроках русского языка // Вестник ТГПУ. – 2012. – №2. – С. 126–130.
2. Пилипец Л.В., Абышева Н.Ю. Проектная деятельность с использованием регионального компонента на уроках иностранного языка в средней школе // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23477 
3. Письма Министерства образования Российской Федерации от 09.07.2003 г. «О проекте базисного учебного плана» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mcnmo.ru/edu/oficios/standarty/plany/plany.htm
4. Уламасова Р.А. Использование материалов по региональной лингвистике в исследовательских проектах обучающихся (на материале произведений Д. И. Стахеева) // Всероссийское образовательно-просветительское издание «Альманах педагога». – 2018 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publikaciya_materiala_na_saite/material?id=981. 
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.stupeni15.edusite.ru/DswMedia/_file_doc_fgos_oo.pdf