Соотношение международного и национального права (в рамках ст. 79 и ст. 79.1 Конституции РФ)
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(130)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(130)
Соотношение международного и национального права (в рамках ст. 79 и ст. 79.1 Конституции РФ)
Спор об оптимальном балансе между международным и национальным правом стал активнее после принятие Конституции Российской Федерации 1993 года. Особое внимание правоведов привлекает пункт 4 статьи 15: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» [2].
Конституционное право во все времена своего становления и развития испытывало воздействие интернациональных правовых доктрин ценностей и взглядом [1, с. 4].
В 2020 году вопрос о приоритете российской конституции над решениями межгосударственных органов нашел свое отражение в поправке к статье 79 Конституции РФ, а вопрос об укреплении международного мира и согласии в стране в новой статье 79.1.
В новой редакции статьи 79 Конституции РФ теперь закреплено такое положение: «Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации» [2].
Считаем, что закрепление положения о неисполнении решений межгосударственных органов в случае их противоречия Конституции РФ в основном законе является юридико-техническим моментом, данное положение перекочевало из постановления Конституционного суда РФ в Конституцию РФ. В связи с изменениями, предполагается, что снизится количество подаваемых гражданами России или их адвокатами жалоб в Европейский суд по правам человека. При этом в 2015 году Конституционный суд РФ вынес постановление о праве не исполнять решения Европейского суда по правам человека, если они противоречат Конституции. Однако с тех пор количество жалоб граждан только увеличилось [3, с. 12].
Комиссия за демократию через право Совета Европы (Венецианская комиссия) рассмотрела текст поправки к статье 79 Конституции и предложила исключить ее или изменить ее формулировку. Однако, это комиссия не вправе рассматривать указанную поправку на соответствие ее ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.
На наш взгляд, сложность нововведения заключается в определении факта противоречия: кто этим будет заниматься, по какому механизму это будет происходить, в какой срок.
Вероятней всего, данным вопросами должен заниматься Конституционный суд и тогда получается, что внутренний суд фактически может оспорить решение межгосударственного суда.
В новой редакции ст. 79.1 сказано, что Россия принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства.
Это означает, что Российская Федерация станет посредником между странами в случае конфликта, занимаясь укреплением международной безопасности. Однако, другие страны могу воспринять такие действия, как вмешательство в их внутренние дела.
В заключение хотелось бы сказать, что несмотря на то, что некоторые к расценивают смысл поправок в Конституции как установление приоритета внутреннего российского права над международным, это далеко не так.
Приоритет международного права по-прежнему закрепляется 15-й статьей Конституции, и данную статью обсуждаемый пакет поправок никак не затрагивает, поскольку она находится в 1-й главе Конституции, изменение норм которой повлечет за собой «де-юре» принятие новой Конституции, для чего потребуется созыв Конституционного собрания или референдум.