Статья:

Соотношение международного и национального права (в рамках ст. 79 и ст. 79.1 Конституции РФ)

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(130)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Выползова С.Е. Соотношение международного и национального права (в рамках ст. 79 и ст. 79.1 Конституции РФ) // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 37(130). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/130/80496 (дата обращения: 25.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Соотношение международного и национального права (в рамках ст. 79 и ст. 79.1 Конституции РФ)

Выползова Светлана Евгеньевна
студент, Курганский государственный университет, РФ, г. Курган
Глебов Андрей Николаевич
научный руководитель, канд. юрид.наук, доцент, Курганский государственный университет, РФ, г. Курган

 

Спор об оптимальном балансе между международным и национальным правом стал активнее после принятие Конституции Российской Федерации 1993 года. Особое внимание правоведов привлекает пункт 4 статьи 15: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» [2].

Конституционное право во все времена своего становления и развития испытывало воздействие интернациональных правовых доктрин ценностей и взглядом [1, с. 4].

В 2020 году вопрос о приоритете российской конституции над решениями межгосударственных органов нашел свое отражение в поправке к статье 79 Конституции РФ, а вопрос об укреплении международного мира и согласии в стране в новой статье 79.1.

В новой редакции статьи 79 Конституции РФ теперь закреплено такое положение: «Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации»  [2].

Считаем, что закрепление положения о неисполнении решений межгосударственных органов в случае их противоречия Конституции РФ в основном законе является юридико-техническим моментом, данное положение перекочевало из постановления Конституционного суда РФ в Конституцию РФ. В связи с изменениями, предполагается, что снизится количество подаваемых гражданами России или их адвокатами жалоб в Европейский суд по правам человека. При этом в 2015 году Конституционный суд РФ вынес постановление о праве не исполнять решения Европейского суда по правам человека, если они противоречат Конституции. Однако с тех пор количество жалоб граждан только увеличилось [3, с. 12].

Комиссия за демократию через право Совета Европы (Венецианская комиссия) рассмотрела текст поправки к статье 79 Конституции и предложила исключить ее или изменить ее формулировку. Однако, это комиссия не вправе рассматривать указанную поправку на соответствие ее ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.

На наш взгляд, сложность нововведения заключается в определении факта противоречия: кто этим будет заниматься, по какому механизму это будет происходить, в какой срок.

Вероятней всего, данным вопросами должен заниматься Конституционный суд и тогда получается, что внутренний суд фактически может оспорить решение межгосударственного суда.

В новой редакции ст. 79.1 сказано, что Россия принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства.

Это означает, что Российская Федерация станет посредником между странами в случае конфликта, занимаясь укреплением международной безопасности. Однако, другие страны могу воспринять такие действия, как вмешательство в их внутренние дела.

В заключение хотелось бы сказать, что несмотря на то, что некоторые к расценивают смысл поправок в Конституции как установление приоритета внутреннего российского права над международным, это далеко не так.

Приоритет международного права по-прежнему закрепляется 15-й статьей Конституции, и данную статью обсуждаемый пакет поправок никак не затрагивает, поскольку она находится в 1-й главе Конституции, изменение норм которой повлечет за собой «де-юре» принятие новой Конституции, для чего потребуется созыв Конституционного собрания или референдум.

 

Список литературы:
1. Барциц Игорь Нязбеевич Переосмысление соотношения международного и национального права на рубеже эпох (о поправке в статью 79 конституции российской федерации) // Государственная служба. 2020. №1 (123). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pereosmyslenie-sootnosheniya-mezhdunarodnogo-i-natsionalnogo-prava-na-rubezhe-epoh-o-popravke-v-statyu-79-konstitutsii-rossiyskoy (дата обращения: 14.11.2020).
2. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] // Официальный интернет–портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 13.11.2020).
3. Комкова Галина Николаевна Содержание системы конституционного права России: современное прочтение // Актуальные проблемы российского права. 2018. №10 (95). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-sistemy-konstitutsionnogo-prava-rossii-sovremennoe-prochtenie (дата обращения: 14.11.2020).