Статья:

Теоретические основы выразительной речи у младших школьников

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(131)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Бекетова В.А. Теоретические основы выразительной речи у младших школьников // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 38(131). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/131/80656 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Теоретические основы выразительной речи у младших школьников

Бекетова Вероника Александровна
студент, Сочинский государственный университет, РФ, г. Сочи

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются теоретические основы выразительной речи у младших школьников.

 

Ключевые слова: выразительная речь, младшие школьники, интонация, лексика, язык, речевая культура.

 

На современном этапе развития общества одной из приоритетных задач школы является формирование у школьников положительного отношения к обучению родному языку как языку познания и общения, который находит своё выражение в фонетике и интонации, лексике и словообразовании, морфологии и синтаксисе, а также в речи как продукте речевой деятельности. Кроме того, в процессе изучения родного языка в школе ребёнок должен осознать свою потребность в овладении правильной и хорошей речью как способом дальнейшего самовыражения и самоутверждения, поскольку это даёт возможность устанавливать отношения с людьми, помогает добиться успеха в самых разнообразных сферах. Одним из показателей речевой культуры является ритмико-интонационная выразительность речи.

Однако, как показывают наблюдения и проведенное исследование, в последнее время большая часть людей не владеют умением правильно, кратко, эмоционально, ясно и точно выражать мысли и чувства, наблюдается тенденция к угасанию ритмико-интонационной окраски, мелодичного, без резких тональных переходов, спокойного темпа речи, чёткого интонационного выделения наиболее значимых частей высказывания, что свидетельствует о снижении уровня речевой культуры, а, в конечном счете, и уровня общей культуры человека, его интеллектуального развития. Наблюдения за речью младших школьников показывают, что в ней сохраняются фонетические и интонационные особенности диалекта, даже при использовании литературной лексики. В связи с этим особую актуальность приобретает поиски путей повышения эффективности обучения младших школьников ритмико-интонационной выразительности речи как компоненту речевой культуры, пересмотр и постоянное обновление методической системы формирования фонетической грамотности и рецепции устной речи. Большие возможности для решения данной проблемы представляет оптимизация и рационализация процесса обучения ритмико-интонационной выразительности речи за счёт использования таких дидактических средств, как стихотворный текст и музыка, на основе которых учащиеся включены в рецептивные, репродуктивные и продуктивные способы деятельности, что позволяет сформировать устойчивые знания, умения и навыки школьников, научить их избегать монотонности, вялости и т.д.

Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя; соответственно речь, обладающая этими особенностями, и будет называться выразительной. «Основания выразительности речи:

- Одно из оснований — ситуация общения. Выразительность речи педагога, очевидно, не совпадает с выразительностью речи политического оратора

- Второе основание, более четкое, — структурные области языка: может быть выразительность произносительная, выразительность акцентологическая, лексическая и словообразовательная Качество выразительности может сообщаться речи средствами языка, входящими в разные области языковой структуры».

Существенную роль в выразительной речи играет интонация. 

Интонация – совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, определяемая содержанием и целями высказывания. Интонация живой речи выполняет важную роль в общении: она позволяет нам точно и выразительно передавать свои мысли и чувства, помогает правильно понимать смысл высказывания речевого партнёра, его истинные намерения, чувства и отношения к вам. Устная речь имеет следующие интонационные средства выразительности (или основные средства выразительности):

-основной тон высказывания или окраска голоса;

-громкость речи;

-темп речи (или темпо - ритм речи).

Названные средства выразительности чтения и рассказывания определяются главным образом содержанием и основной мыслью речевого произведения, авторскими оценками, настроением говорящего. Умелому применению основными средствами выразительности можно и нужно учить детей младшего школьного возраста. Для этого можно использовать уроки чтения и литературы, внеклассного чтения, русского языка, уроки развития речи и экспериментальный курс «Речь и культура общения» (авторы – составители: Т.А. Ладыженская, Г.И. Сорокина, Р.И. Никольская и другие).

Не приходится говорить о каком-либо большом воздействии речи, если оратор говорит невнятно, сиплым, еле слышным голосом, нечетко произносит слова, т.е. не владеет элементарной техникой речи. Владение техникой речи – это фундамент культуры речи.

Составные части техники речи – дикция, дыхание, голос.

Дыхание – основа внешней (звучащей) речи.

Правильное дыхание заключается в экономном, равномерном расходовании воздуха.

Основной орган дыхания - легкие. Кроме того, в процессе дыхания участвуют дыхательные пути, которые соединяют легкие с наружным воздухом, грудная клетка (точнее, межреберные мышцы), грудобрюшная преграда (диафрагма) и косые мышцы живота (брюшной пресс). Поскольку речь и чтение происходят на выдохе, его организация имеет решающее значение в постановке дыхания и голоса. Прежде всего, необходимо следить, чтобы во время чтения в легких всегда был некоторый запас воздуха, достаточный для создания струи выдоха, способной вызвать вибрацию голосовых связок. Во время чтения вслух плечи неподвижны, грудь слегка приподнята, низ живота подтянут. Выработка правильного произвольного дыхания требует тренировки дыхательного аппарата, установления правильного режима. Для этого требуются специальные упражнения, которые лучше проводить под руководством опытного чтеца или специалиста – преподавателя.

Голос – основа внешней (звучащей) речи.

Голос должен быть достаточной силы (звучности) и чистоты (благозвучности). Голос необходимо беречь, соблюдая определенный режим: не перенапрягать голосовые связки; разгоряченным не выходить на холод, стараться меньше разговаривать на улице в морозную погоду.

Голос имеет следующие свойства: силу, высоту, длительность (темп), качество (тембр). Эти свойства голоса, собственно, и являются условием выразительности. Следует различать силу звука и громкость. «Сила звука – это объективная величина, характеризующая энергию звука. Громкость – отражение в нашем сознании этой реальной силы звука, т.е. понятие субъективное». Громкость надо понимать как полнозвучность голоса. Смена силы голоса используется как одно из выразительных средств. Говорить можно громко, средне и тихо, в зависимости от содержания читаемого. Чтение только громкое или только тихое вызывает впечатление однообразия.

Дикция – это степень отчетливости в произношении звуков, слогов и слов в речи. Каждое слово учителя должно быть произнесено ясно, отчетливо. Ясность произношения зависит от устройства речевого аппарата и его правильной работы. «К органам произношения относятся: губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, маленький язычок, гортань, глотка, голосовые связки. Произношение слов и звуков – это результат сокращения мускулов соответствующих частей речевого аппарата (артикуляции). По указанию определенных участков центральной нервной системы говорящий произносит звуки, слова, предложения».

Ясность и чистота произношения достигается правильностью артикуляции, т.е. правильностью работы речевого аппарата. Чтобы этого достичь, надо развивать гибкость и подвижность языка, губ, нижней челюсти и заднего неба, одновременно с этим устранять некоторые дефекты речи, правильно произносить звуки.

Изучением артикуляции звуков речи обычно занимаются на уроках русского языка в связи с работой по разделу фонетики. Первые, начальные упражнения желательно проводить под руководством опытного преподавателя. Цель артикуляционной гимнастики – отработка определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков родного языка; развитие подвижности, точности, координированности, дифференцированности движений органов артикуляционного аппарата.

Таким образом, выразительностью речи называется совокупность таких качеств речи, как точность, логичность, ясность, экспрессивность, которые обеспечивают ее полноценное восприятие, внимание и интерес у слушателя или читателя; соответственно речь, обладающая этими особенностями, и будет называться выразительной.

Особенности выразительной речи у младших школьников

"Младший школьный возраст - период воспитания, накопления знаний, период освоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются" - так характеризует этот возраст Н.С. Лейтес.

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка — его поступлением в школу. При поступлении в школу дети уже владеют родным языком, имеют определённый запас слов, употребляют их в разговоре в понятных для окружающих сочетаниях, умеют ответить на вопросы и т.д. Вместе с усвоением языка дети усваивают обычные в обиходе интонации, хотя пока все эти элементы не вычленяются ими и не осознаются, так как усвоены по подражанию, имитационным путём. При обучении грамоте, а затем при усвоении фонетики и грамматики все элементы структуры языка постепенно осознаются, в том числе осознаётся и интонация как способ реализации языка в звучащей речи. Именно на этом уровне звучания достигается разборчивость и выразительность речи. Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. Учебная деятельность требует от ребенка новых достижений в развитии речи, внимании, памяти, воображения и мышления; создает новые условия для личностного развития ребенка. К моменту поступления в школу словарный запас ребёнка увеличивается настолько, что он может свободно объясниться с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов. Шестилетний ребёнок употребляет от 3000 до 7000 слов. Словарь ребёнка в начальных классах состоит из существительных, глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных союзов. Развитие речи идёт не только за счёт тех лингвистических способностей, которые выражаются в чутье самого ребёнка по отношению к языку. Ребёнок прислушивается к звучанию слова и даёт оценку этого звучания.

Эмоциональная культура речи - совокупность знаний, умений и навыков, незатрудненное построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения; совокупность и система свойств и качеств речи, говорящих о ее совершенстве; область лингвистических знаний о системе коммуникативных качеств речи. По тому, как ребенок говорит, как у него развита экспрессивная функция речи, мы можем судить о речевой среде, формирующей его речь .

Конечно, как и все люди, ребенок использует ситуативную речь. Эта речь уместна в условиях непосредственного включения в ситуацию. «Контекстная речь – показатель культуры человека, показатель уровня развития речи ребенка»

Специальные обследования детей младшего школьного возраста, проведённые в разные годы Т. Завадской, Л. Горбушиной, З. Агейкиной, М. Омороковой, свидетельствуют о том, что от 30 до 40% учащихся не владеют выразительным чтением. Это проявляется в монотонности чтения, неумении общаться со слушателями, почти полном отсутствии мимики (Горбушина Л.). Учащиеся ошибаются в расстановке пауз или вообще их игнорируют, большое количество ошибок падает на определение места логических ударений (З. Агейкина).

Некоторые школьники эмоционально глухи и не замечают душевных переживаний и причин, их вызвавших, а нередко именно это составляет основу рассказа («Акула» Л.Н.Толстого, «Ванька» А.Чехова, «Слепой музыкант» В.Короленко и др.). К сожалению, бывает так, что дети смеются там, где надо плакать или остаются равнодушными. Очень мал их эмоциональный багаж. Часто младший школьник не может сказать, какое он чувство переживает, так как не имеет достаточного запаса эмоционально-оценочной лексики. Слабо развито у детей воссоздающее воображение, которое тоже необходимо для умения выразительно читать. Отсутствие выразительного чтения или наличие ложной выразительности свидетельствуют об отсутствии целостного восприятия и осмысления текста, о неумении ребёнка определять задачу чтения и выбирать в соответствии с ней конкретную интонацию. И действительно, если школьник не понял, с какой целью совершаются события, какими мотивами вызваны те или иные поступки и эмоциональное состояние героя, не сделал личного умозаключения по поводу описанного, прочесть выразительно текст он не сможет.

Прежде чем просить ребёнка выразительно прочитать текст, мы должны убедиться в том, понял ли он тему, основное содержание и смысл текста. Сумел ли проникнуться чувствами, которые выразил автор в своём произведении; пережил ли сам эти события, поставив себя на место героев; представил ли ясно, чётко, что же случилось и что следует донести до слушателей.

Для того чтобы читать выразительно, необходимо владеть определёнными умениями. Это, во-первых, умение пользоваться интонационными средствами речевой выразительности (окраской голоса, громкостью, темпом речи). Во-вторых, владение неязыковыми средствами выразительности (жестами и мимикой). В-третьих, это умения, связанные с анализом текста. Данная последовательность определяет ступени в обучении выразительному чтению, от простого – к сложному.

Таким образом, мы изучили теоретические основы выразительной речи у младших школьников и выяснили, что выразительность речи зависит от многих причин и условий, например от техники речи, составляющими которой является голос, дикция и дыхание, также мы узнали, что младших школьников следует учить пользоваться интонационными средствами речевой выразительности, неязыковыми средствами выразительности и анализу текста.

 

Список литературы:
1. Налимова, Татьяна Актуальные вопросы развития речи младших школьников / Татьяна Налимова. - М.: БУК, 2017
2. Чукавина, И.А. Задушевное чтение. Хрестоматия для младших школьников / И.А. Чукавина. - М.: АСТ, Астрель, Хранитель, Neoclassic, 2017.
3. Багичева Н.В, Кусова М.Л, Плотникова Е.И. Теоретические основы и методика филологического образования младших школьников-М: ФЛИНТА: Наука, 2015.
4. Трифонова, О. Н. Занятия по развитию речи у дошкольников и младших школьников с применением метода музыкотерапии. Пособие для логопеда / О.Н. Трифонова. - М.: Владос, 2018.
5. Лалаева, Р. И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. - М.: Союз, 2017